Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением главы администрации
(губернатора) Краснодарского края
от 28 октября 2010 г. N 961
Долгосрочная краевая целевая программа
"Развитие образования в Краснодарском крае на 2011 - 2015 годы"
Паспорт долгосрочной краевой целевой программы
"Развитие образования в Краснодарском крае на 2011 - 2015 годы"
Наименование Программы |
|
долгосрочная краевая целевая программа "Развитие образования в Краснодарском крае на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа)
|
Основание для разработки Программы |
|
решение краевого совета по региональным проектам и программам при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края от 14 января 2010 года
|
Разработчик Программы |
|
департамент образования и науки Краснодарского края
|
Координатор Программы |
|
департамент образования и науки Краснодарского края
|
Государственные заказчики и (или) исполнители мероприятий Программы
|
|
департамент образования и науки Краснодарского края департамент семейной политики Краснодарского края |
Цели и задачи Программы |
|
основная стратегическая цель Программы - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики Краснодарского края, современным потребностям населения и каждого жителя Кубани. Стратегическими задачами Программы являются: создание условий для обеспечения инновационного характера образования модернизация образования как института воспитания и социального развития повышение социального и профессионального уровня работников образования, формирования современной системы непрерывного образования развитие механизмов обеспечения качества и востребованности образовательных услуг
|
Срок реализации Программы
|
|
2011 - 2015 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
|
прогнозируемый объем финансирования мероприятий Программы (в ценах соответствующих лет) из средств краевого бюджета составляет 4348393,8 тысячи рублей, в том числе на: 2011 год - 830566,3 тысячи рублей 2012 год - 828066,3 тысячи рублей 2013 год - 828066,3 тысячи рублей 2014 год - 910526,3 тысячи рублей 2015 год - 951168,6 тысячи рублей
|
Контроль за выполнением Программы |
|
контроль за выполнением Программы осуществляют администрация Краснодарского края и Законодательное Собрание Краснодарского края |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
В период с 2005 года по 2010 год существенно улучшились условия организации образовательного процесса, повысились благоустройство и комфортность образовательных учреждений, реализуются меры по повышению престижности педагогической профессии, средняя зарплата учителей вплотную приблизилась к средней зарплате в экономике, начата модернизация экономических основ системы образования, направленная на повышение качества образования в условиях эффективного использования бюджетных средств.
В то же время в системе образования сохраняются многочисленные проблемы. Их наличие позволяет сделать вывод о том, что кубанское образование пока не удовлетворяет требованиям принятого Российской Федерацией курса на инновационное, социально ориентированное развитие.
К общесистемным проблемам относится бюджетное недофинансирование системы образования при недостаточной эффективности бюджетных расходов на образование.
Другой общесистемной проблемой является сложная кадровая ситуация в образовании: сохраняется большая численность преподавателей пенсионного возраста.
Непростой остается ситуация с материально-технической базой системы образования, включая все ее составляющие. Предпринятые меры по обновлению и развитию материально-технической базы пока не позволили преодолеть ее общее старение.
В результате реализации краевой целевой программы "Развитие образования в Краснодарском крае" на 2006 - 2010 годы, приоритетного национального проекта "Образование" были существенно расширены возможности образовательных учреждений по использованию информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). В то же время динамика совершенствования ИКТ требует постоянного обновления и развития инфраструктуры, обеспечивающей эффективное их применение в образовании, в том числе улучшения качества доступа к образовательным ресурсам, размещенным в сети "Интернет".
Система образования продолжает развиваться неравномерно.
Для дошкольного образования основными проблемами являются: необеспеченность детскими садами для удовлетворения потребностей населения в образовательных услугах; слабая материально-техническая база дошкольных образовательных учреждений; крайне низкий уровень заработной платы дошкольных работников; устаревшая экономическая основа системы дошкольного образования, отсутствие в ней новых эффективных экономических механизмов.
Серьезнейшей проблемой общего образования является кадровый кризис. При отсутствии целенаправленных и действенных мер по повышению социального статуса и уровня благосостояния работников общего образования, в первую очередь учительства, сохранение в ближайшие годы нынешней кадровой ситуации несет в себе серьезные риски для образования в целом. При этом основным риском является снижение качества преподавания на всех уровнях образовательной системы.
Одна из главных причин кадровых сложностей в общем образовании - низкий уровень доходов работников общеобразовательных учреждений, в первую очередь школьных учителей. Необходима дальнейшая работа по совершенствованию новой системы оплаты труда педагогов, усилению зависимости уровня заработной платы от результатов и качества труда педагогических работников.
В связи с обновлением на федеральном уровне образовательных стандартов, ориентированных на компетентностный подход, предстоит большая работа по переходу на новые федеральные государственные образовательные стандарты, замене учебной и учебно-методической литературы, соответствующему повышению квалификации педагогических работников.
Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без адекватной обратной связи - системы оценки качества образования. Здесь также предстоит развивать оценку качества при переходе с одной школьной ступени на другую; вводить инновационные механизмы независимой оценки качества по разным группам образовательных учреждений.
Еще одним стимулом качественного педагогического труда должна стать новая аттестация педагогических и управленческих кадров. Как и в системе профессионального образования, в системе общего образования аттестация должна предполагать периодическое подтверждение квалификации педагога и ее соответствие современным и перспективным задачам, стоящим перед школой. Центральное место в них должны занимать профессиональные педагогические компетентности. В связи с этим должна быть принципиально обновлена процедура аттестации педагогических кадров.
Необходимо продолжить работу по развитию учительского потенциала. В последние годы в крае сложилась система моральной поддержки педагогов. Помимо традиционных конкурсов педагогов ("Учитель года", "Воспитать человека", "Сердце отдаю детям" и других) сложился масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Такая практика нуждается в развитии.
Облик школ как по форме, так и по содержанию должен значительно измениться. Они должны стать центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Предстоит существенным образом улучшить систему горячего питания, медицинского обслуживания учащихся, предусмотреть наличие душевых комнат в раздевалках при спортивных залах, индивидуальных шкафов, систем обеспечения питьевой водой и прочее. Для сельских школ важно отработать эффективные механизмы организации подвоза учащихся, включая совершенствование транспортных средств, повышение их безопасности. В каждом образовательном учреждении должна быть создана адаптивная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Для средней профессиональной школы характерен ряд проблем, без преодоления которых будет серьезным образом затруднено ее инновационное развитие. Одной из них является противоречие между ростом потребности в специалистах и отсутствием ее объективного прогноза по отраслям экономики, нерациональным использованием специалистов, низкой ценой труда молодого специалиста.
В целом проблемы образования отличаются многообразием и взаимосвязанностью. Их решение требует сочетания подходов, применение которых должно способствовать превращению системы образования Краснодарского края в лидера в российском образовательном пространстве.
Совокупность таких подходов обеспечивает программно-целевой метод. Применение программно-целевого метода для решения проблем образования обеспечивает единство четко структурированной и сформулированной содержательной части Программы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами Программы.
Программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, обеспечивающих достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед кубанским образованием в 2011 - 2015 годах.
Мероприятия Программы носят комплексный характер, они согласованы по срокам, а также по ресурсам, необходимым для их осуществления. Принципиально важным является то, что комплексы мероприятий Программы определены с учетом приоритетов федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, долгосрочного социально-экономического развития Краснодарского края, очередности их реализации с учетом ресурсных возможностей на федеральном и региональном уровнях.
Мероприятия Программы будут реализованы в ходе выполнения проектов с привлечением к их выполнению на конкурсной основе образовательных, научных и иных учреждений и организаций.
С формальной точки зрения отказ от применения программно-целевого метода при решении проблем образования означал бы нарушение требований статьи 2 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2004 года N 828-КЗ "Об образовании", устанавливающей, что краевая целевая программа развития образования является организационной основой государственной политики Краснодарского края в области образования.
Реализация Программы позволит устранить существующие в краевой системе образования противоречия, решить стоящие перед кубанским образованием задачи.
2. Цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
Основной стратегической целью Программы является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики Краснодарского края, современным потребностям населения и каждого жителя Кубани.
Для достижения стратегической цели решаются следующие основополагающие задачи:
создание условий для обеспечения инновационного характера образования;
модернизация образования как института воспитания и социального развития;
повышение социального и профессионального уровня работников образования, формирование современной системы непрерывного образования;
развитие механизмов обеспечения качества и востребованности образовательных услуг.
Достижение стратегической цели и решение основных задач Программы обеспечиваются путем реализации системы программных мероприятий по ряду направлений.
Инновационный характер образования обеспечивается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям:
совершенствование содержания образования, введение новых федеральных образовательных стандартов в рамках реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";
развитие информационно-коммуникационной среды сферы образования, ее инфраструктуры и сервисов;
внедрение электронного школьного документооборота, развитие системы открытого электронного мониторинга и обязательной публичной отчетности;
стимулирование перехода государственных и муниципальных учреждений к инновационным механизмам финансирования и новым организационным формам;
реализация мероприятия "Современная школа" в рамках приоритетного национального проекта "Образование", обеспечивающего повышение доли школьников, обучающихся в современных условиях.
Модернизация образования как института воспитания и социального развития обеспечивается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям:
развитие системы воспитания, обеспечивающей формирование гражданской идентичности;
создание условий, обеспечивающих успешную социализацию и профессиональное самоопределение подростков;
внедрение моделей оценки качества работы общеобразовательных учреждений по социализации личности;
развитие системы поиска и поддержки одаренных детей;
создание условий, обеспечивающих доступность качественного образования детей, проживающих в отдаленных населенных пунктах или обучающихся в школах-интернатах;
приобретение учебников и учебно-методической литературы для государственных общеобразовательных учреждений;
укрепление здоровья детей и педагогических работников за счет обеспечения их сбалансированным горячим питанием;
совершенствование спортивной базы общеобразовательных учреждений для сохранения и восстановления здоровья учащихся общеобразовательных учреждений;
улучшение материально-технического состояния школьных спортивных залов, помещений при них, других помещений физкультурно-спортивного назначения, физкультурно-оздоровительных комплексов и приведение их в соответствие с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и техническим регламентом требований пожарной безопасности.
Повышение социального и профессионального уровня работников образования, формирование современной системы непрерывного образования обеспечивается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям:
обновление системы аттестации работников образования в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";
обеспечение государственной поддержки участников конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование";
поощрение премиями администрации Краснодарского края победителей конкурса лучших педагогических работников дошкольных образовательных учреждений;
развитие системы моральной поддержки работников образования путем проведения краевых профессиональных конкурсов;
развитие системы социальной поддержки педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования;
внедрение персонифицированной модели повышения квалификации работников образования в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";
обобщение педагогического опыта.
Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг обеспечивается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям:
совершенствование системы независимых объективных внешних оценок качества образования по всем уровням образования;
внедрение общероссийской системы оценки качества общего образования, охватывающей региональный, муниципальный уровни, уровень образовательного учреждения;
обеспечение комплексного электронного мониторинга качества образования;
обеспечение образовательных учреждений необходимой оценочной документацией.
3. Перечень мероприятий, объемы и источники финансирования Программы
N |
Наименование мероприятия |
Объем финансирования из краевого бюджета (тыс. руб.) |
Государственный заказчик мероприятия, получатель субсидий, ответственный за выполнение мероприятий |
|||||
всего на 2011 - 2015 годы |
в том числе |
|||||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Создание условий для обеспечения инновационного характера образования | ||||||||
1.1. |
Совершенствование содержания образования, переход на новые федеральные образовательные стандарты в рамках реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" (разработка на основе федеральных государственных стандартов образовательных программ, учебных модулей, проведение курсов, краткосрочных семинаров, издание и приобретение учебно-методических, информационно-методических материалов, сборников, обучающих программ) |
54110,0 |
- |
11510,0 |
13300,0 |
14300,0 |
15000,0 |
департамент образования и науки Краснодарского края |
1.2. |
Развитие информационно-коммуникационной среды сферы образования, ее инфраструктуры (организация доступа государственных и муниципальных учреждений системы образования края к сети "Интернет"; оплата за доступ образовательных учреждений к сети "Интернет") |
271107,6 |
40122,2 |
54000,0 |
54001,0 |
58564,0 |
64420,4 |
департамент образования и науки Краснодарского края |
1.3. |
Обеспечение государственных и муниципальных образовательных учреждений компьютерной техникой, средствами телекоммуникаций, интерактивными досками, компьютерными программами |
51267,9 |
5600,0 |
16521,2 |
3495,2 |
8651,5 |
17000,0 |
департамент образования и науки Краснодарского края |
1.4. |
Внедрение электронного школьного документооборота, развитие системы открытого электронного мониторинга |
500,0 |
- |
- |
500,0 |
- |
- |
департамент образования и науки Краснодарского края |
1.5. |
Реализация мероприятия "Современная школа" в рамках приоритетного национального проекта "Образование", обеспечивающего повышение доли школьников, обучающихся в современных условиях |
168682,4 |
- |
23457,0 |
23457,0 |
51643,9 |
70124,5 |
департамент образования и науки Краснодарского края |
2. Модернизация образования как института воспитания и социального развития | ||||||||
2.1. |
Развитие системы воспитания, обеспечивающей формирование гражданской идентичности (проведение краевых детских праздников и слетов: День защиты детей, губернаторский бал выпускников, парад первоклассников, слет кадетских школ-интернатов и кадетских классов) |
19313,7 |
3413,7 |
3500,0 |
3950,0 |
4150,0 |
4300,0 |
департамент образования и науки Краснодарского края |
2.2. |
Создание условий, обеспечивающих успешную социализацию и профессиональное самоопределение подростков (проведение форума "Создай себя сам", олимпиад профессионального мастерства среди учащихся профессиональных училищ) |
5754,8 |
1054,8 |
1100,0 |
1150,0 |
1200,0 |
1250,0 |
департамент образования и науки Краснодарского края |
2.3. |
Обеспечение развития системы поиска и поддержки одаренных детей |
500,0 |
- |
500,0 |
- |
- |
- |
департамент образования и науки Краснодарского края |
2.4. |
Создание условий, обеспечивающих доступность качественного образования детей, проживающих в отдаленных населенных пунктах или обучающихся в школах-интернатах (приобретение автобусов и микроавтобусов для образовательных учреждений и учреждений образования, оплата расходов по их оформлению) |
127359,4 |
18298,0 |
19115,0 |
21000,0 |
33946,4 |
35000,0 |
департамент образования и науки Краснодарского края |
2.5. |
Приобретение учебных изданий (учебник печатный, с диском, электронный, букварь, учебное, учебно-методическое пособие, рабочая тетрадь, практикум, задачник, хрестоматия, учебная программа, учебный комплект) для государственных общеобразовательных учреждений. Приобретение учебного издания (практикум по кубановедению для 1-х классов) для государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений. Оплата услуг по получению, хранению, комплектации, раздаче и доставке продукции для государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений |
57158,0 |
9158,0 |
10000,0 |
11000,0 |
13000,0 |
14000,0 |
департамент образования и науки Краснодарского края |
2.6. |
Частичная компенсация удорожания стоимости питания педагогических работников государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений и государственных общеобразовательных учреждений школ-интернатов из расчета 11,5 рубля в день на одного педагогического работника |
32449,0 |
6489,8 |
6489,8 |
6489,8 |
6489,8 |
6489,8 |
департамент образования и науки Краснодарского края |
2.7. |
Частичная компенсация удорожания стоимости питания педагогических работников государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из расчета 11,5 рубля в день на одного педагогического работника |
17331,5 |
3466,3 |
3466,3 |
3466,3 |
3466,3 |
3466,3 |
департамент семейной политики Краснодарского края |
2.8. |
Создание условий для укрепления здоровья детей и педагогических работников за счет обеспечения их сбалансированным горячим питанием (частичная компенсация удорожания стоимости питания учащихся дневных муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, из расчета 3,5 рубля в день на одного обучающегося и педагогических работников указанных учреждений из расчета 11,5 рубля в день на одного педагогического работника) |
1560000,0 |
312000,0 |
312000,0 |
312000,0 |
312000,0 |
312000,0 |
органы местного самоуправления - получатели субсидий департамент образования и науки Краснодарского края - ответственный за проведение мероприятия |
2.9. |
Проведение капитального ремонта спортивных залов общеобразовательных учреждений, помещений при них (снарядных, раздевальных, душевых, уборных, комнат для инструктора), других помещений физкультурно-спортивного назначения, физкультурно-оздоровительных комплексов и устройство в них автоматической пожарной сигнализации |
100000,0 |
100000,0 |
- |
- |
- |
- |
органы местного самоуправления - получатели субсидий департамент образования и науки Краснодарского края - ответственный за проведение мероприятия |
3. Повышение социального и профессионального уровня работников образования, формирование современной системы непрерывного образования | ||||||||
3.1. |
Организация проведения аттестации работников образования в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа": разработка нормативной базы, контрольно-измерительных материалов (далее - КИМы); приобретение компьютерной техники, необходимой для внедрения дистанционных форм аттестации; тиражирование КИМов; оплата работы экспертов |
12600,0 |
- |
3000,0 |
3100,0 |
3200,0 |
3300,0 |
департамент образования и науки Краснодарского края |
3.2. |
Обеспечение государственной поддержки участникам конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование" (выплата премий) |
11200,0 |
- |
- |
- |
5600,0 |
5600,0 |
департамент образования и науки Краснодарского края |
3.3. |
Организационно-техническое сопровождение конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование" |
1436,5 |
145,0 |
278,3 |
306,1 |
336,7 |
370,4 |
департамент образования и науки Краснодарского края |
3.4. |
Выплата премий администрации Краснодарского края победителям конкурса лучших педагогических работников дошкольных образовательных учреждений |
16200,0 |
3000,0 |
3300,0 |
3300,0 |
3300,0 |
3300,0 |
департамент образования и науки Краснодарского края |
3.5. |
Выплата премий администрации Краснодарского края в области науки и образования |
5500,0 |
1100,0 |
1100,0 |
1100,0 |
1100,0 |
1100,0 |
департамент образования и науки Краснодарского края |
3.6. |
Развитие системы моральной поддержки работников образования путем проведения краевых профессиональных конкурсов: "На лучшее образовательное учреждение по подготовке к новому учебному году", "Лучшая школа по воспитательной работе", "Воспитатель года Кубани", "Учитель года Кубани", "Директор школы Кубани", "Библиотекарь года Кубани", "Мастер года", "Педагог-психолог Кубани", а также других мероприятий: форума по дошкольному образованию, Дня учителя, августовского совещания научно-педагогической общественности, Дня российской науки и прочих |
22588,3 |
3699,9 |
4069,9 |
4476,9 |
4924,6 |
5417,0 |
департамент образования и науки Краснодарского края |
3.7. |
Развитие системы социальной поддержки педагогических работников государственных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования (осуществление им доплат) |
4413,0 |
882,6 |
882,6 |
882,6 |
882,6 |
882,6 |
департамент образования и науки Краснодарского края |
3.8. |
Предоставление субсидий местным бюджетам на финансирование доплат педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования |
1530000,0 |
288000,0 |
301000,0 |
301000,0 |
320000,0 |
320000,0 |
органы местного самоуправления - получатели субсидий департамент образования и науки Краснодарского края - ответственный за проведение мероприятия |
3.9. |
Внедрение персонифицированной модели повышения квалификации работников образования в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" |
48000,0 |
- |
12000,0 |
12000,0 |
12000,0 |
12000,0 |
департамент образования и науки Краснодарского края |
3.10 |
Обобщение педагогического опыта и информирование работников образования (приобретение журнала "Педагогический вестник Кубани"; изготовление региональных информационных сборников для работников образования) |
2820,5 |
462,0 |
508,2 |
559,0 |
614,9 |
676,4 |
департамент образования и науки Краснодарского края |
4. Развитие механизмов обеспечения качества и востребованности образовательных услуг | ||||||||
4.1. |
Совершенствование системы независимых объективных внешних оценок качества образования по всем уровням образования (организация и проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов и выпускников 11-х классов (в форме и по материалам единого государственного экзамена) общеобразовательных учреждений Краснодарского края) |
129478,4 |
17700,0 |
21896,6 |
27903,9 |
29894,2 |
32083,7 |
департамент образования и науки Краснодарского края |
4.2 |
Апробация и внедрение новой модели общероссийской системы оценки качества общего образования, охватывающей региональный, муниципальный уровни, уровень образовательного учреждения |
600,0 |
- |
300,0 |
300,0 |
- |
- |
департамент образования и науки Краснодарского края |
4.3. |
Обеспечение комплексного электронного мониторинга качества образования |
500,0 |
- |
500,0 |
- |
- |
- |
департамент образования и науки Краснодарского края |
4.4. |
Обеспечение образовательных учреждений бланками документов об образовании, золотыми и серебряными медалями "За особые успехи в учении" (приобретение бланков строгой отчетности, дипломов, свидетельств, изготовление и поставка медалей, учебно-педагогической документации; услуги по хранению, комплектации и раздаче документации) |
97522,8 |
15974,0 |
17571,4 |
19328,5 |
21261,4 |
23387,5 |
департамент образования и науки Краснодарского края |
|
Всего по Программе |
4348393,8 |
830566,3 |
828066,3 |
828066,3 |
910526,3 |
951168,6 |
|
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Объем финансирования Программы в 2011 - 2015 годах составит 4348393,8 тысячи рублей из средств краевого бюджета, в том числе на:
2011 год - 830566,3 тысячи рублей;
2012 год - 828066,3 тысячи рублей;
2013 год - 828066,3 тысячи рублей;
2014 год - 910526,3 тысячи рублей;
2015 год - 951168,6тысячи рублей.
Объем финансирования Программы определен на основе анализа состояния системы образования Краснодарского края и приведен в ценах 2010 года.
Основной источник финансирования Программы - средства краевого бюджета. Кроме того, планируется привлечь средства местных бюджетов на условиях софинансирования.
5. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Реализация Программы в соответствии с национальной образовательной инициативой "Наша новая школа" позволит обеспечить большинству жителей Кубани улучшение качества и условий получения образовательных услуг, тем самым повысить доступность качественного образования.
При этом будет обеспечено:
внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования;
внедрение и эффективное использование в системе образования новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения для различных категорий граждан;
предоставление части государственных услуг в области образования в электронном виде;
внедрение процедур независимой оценки результатов и качества образования;
создание условий для развития талантливой молодежи и одаренных детей;
внедрение и поддержка механизмов частно-государственного партнерства, обеспечивающих эффективное расходование бюджетных средств;
внедрение и поддержка механизмов и моделей хозяйственной самостоятельности учреждений.
Эффективность реализации Программы определяется на основе системы целевых индикаторов, позволяющих оценить ход и результативность решения поставленных задач по ключевым направлениям развития образования и определить его влияние на социально-экономическое развитие Краснодарского края.
Все целевые индикаторы и показатели соответствуют цели и задачам Программы. Они являются достоверными и доступными для определения, совместимыми с федеральными показателями развития образования.
Эффективность и результативность действия Программы оцениваются по следующим индикаторам:
доля детей, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей дошкольного возраста от 2 до 6 лет;
доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса;
соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы учителей и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в экономике;
средняя численность учащихся государственных (муниципальных) дневных общеобразовательных учреждений на одного учителя;
число персональных компьютеров в расчете на 100 учащихся общеобразовательных школ;
доля учителей, использующих современные ИКТ в профессиональной деятельности, в общей численности учителей;
доля школьников, охваченных полноценным качественным горячим питанием.
Целевые индикаторы Программы, позволяющие оценивать эффективность реализации Программы по годам, приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
6. Критерии выполнения Программы
В основу методологии формирования и расчета целевых показателей положены основные подходы, учитывающие цели и задачи Программы. При этом также предусмотрена сопоставимость целевых показателей Программы с принятыми и используемыми общероссийскими показателями оценки систем образования.
Ход выполнения Программы оценивается по следующим направлениям и показателям:
1) обеспечение инновационного характера образования:
численность учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях, обучение которых осуществляется по новому федеральному государственному стандарту образования;
количество общеобразовательных учреждений, имеющих скорость доступа к сети "Интернет" не менее 512 Кб/с;
доля численности дошкольных образовательных учреждений, функционирующих на основе нормативного подушевого финансирования;
доля численности образовательных учреждений, перешедших в новые организационно-правовые формы (в автономные учреждения);
2) модернизация образования как института воспитания и социального развития:
удельный вес численности детей, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей дошкольного возраста;
удельный вес численности детей-инвалидов, получающих образование в неспециализированных образовательных учреждениях (инклюзивное образование);
удельный вес детей в возрасте 6 - 18 лет, обучающихся по программам дополнительного образования;
приобретение школьных автобусов для подвоза учащихся, проживающих на значительном удалении от общеобразовательных учреждений;
уровень оснащенности школьных пищеблоков современным технологическим оборудованием;
3) повышение социального и профессионального уровня работников образования, формирование современной системы непрерывного образования:
удельный вес численности работников образования, прошедших аттестацию в соответствии с новыми требованиями (новая форма аттестации);
число лучших педагогических работников, получивших государственную поддержку за результаты своей деятельности;
число педагогических работников, прошедших курсы в условиях новой модульно-блочной системы повышения квалификации;
4) развитие механизмов обеспечения качества и востребованности образовательных услуг:
число уровней образования, на которых реализуются возможности объективной внешней оценки качества образования;
удельный вес выпускников общеобразовательных учреждений, проходивших государственную (итоговую) аттестацию в форме ЕГЭ по трем и более учебным предметам;
удельный вес выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, проходящих государственную (итоговую) аттестацию в новой (внешней) форме.
Критерии выполнения Программы приведены в приложении N 2 к настоящей Программе.
7. Механизм реализации Программы
При реализации Программы используются следующие подходы:
управление по результатам: реализация Программы должна обеспечить достижение результатов, измеряемых на основе системы целевых индикаторов и показателей;
целевой подход: решение задач Программы должно быть направлено на комплексные изменения регионального уровня в системе образования;
комплексный подход, предусматривающий аналитическое обоснование, методическое сопровождение, апробацию, внедрение результатов, нормативное правовое обеспечение, а также кадровое, информационное и материально-техническое обеспечение.
Механизм реализации Программы предполагает размещение государственного заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В рамках Программы органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края планируется предоставление субсидий из краевого бюджета на софинансирование расходных обязательств органов местного самоуправления муниципальных образований края по реализации соответствующих программных мероприятий.
Субсидии предоставляются местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов краевого бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных департаменту образования и науки Краснодарского края на соответствующие годы.
Целью предоставления субсидий является софинансирование осуществления органами местного самоуправления мероприятий Программы.
Критерием отбора муниципальных образований Краснодарского края для предоставления субсидий в рамках реализации Программы является наличие в муниципальных образованиях Краснодарского края муниципальных программ развития территорий либо программ развития образования в муниципальных образованиях.
Субсидии расходуются в рамках реализации мероприятий Программы на следующие цели:
создание условий для укрепления здоровья детей и педагогических работников за счет обеспечения их сбалансированным горячим питанием (частичная компенсация удорожания стоимости питания учащихся дневных муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы);
проведение капитального ремонта спортивных залов общеобразовательных учреждений, помещений при них (снарядных, раздевальных, душевых, уборных, комнат для инструктора), других помещений физкультурно-спортивного назначения, физкультурно-оздоровительных комплексов и устройство в них автоматической пожарной сигнализации;
финансирование доплат педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования.
Распределение субсидий местным бюджетам из краевого бюджета между муниципальными образованиями устанавливается нормативным правовым актом главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
Распределение средств между муниципальными образованиями края на создание условий для укрепления здоровья детей и педагогических работников за счет обеспечения их сбалансированным горячим питанием (частичная компенсация удорожания стоимости питания учащихся дневных муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы) осуществляется пропорционально численности учащихся и педагогических работников дневных муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы.
Распределение средств между муниципальными образованиями края на проведение капитального ремонта спортивных залов общеобразовательных учреждений, помещений при них (снарядных, раздевальных, душевых, уборных, комнат для инструктора), других помещений физкультурно-спортивного назначения, физкультурно-оздоровительных комплексов и устройство в них автоматической пожарной сигнализации осуществляется согласно заявкам муниципальных образований и итогам комиссионного межведомственного выездного обследования заявленных в программу объектов с учетом анализа их фактического технического и санитарно-гигиенического состояния; наличия проектно-сметной документации.
Распределение средств между муниципальными образованиями края на доплаты педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, осуществляется пропорционально численности педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования.
Условиями предоставления субсидий являются:
целевое направление использования бюджетных средств;
в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование целевых программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов, - соответствие указанных программ требованиям к уровню софинансирования из местных бюджетов по соответствующим мероприятиям Программы и иным требованиям, установленным Программой;
наличие в местных бюджетах бюджетных ассигнований на исполнение соответствующего расходного обязательства муниципального образования, включающих субсидию;
заключение соглашения между главным распорядителем средств краевого бюджета - департаментом образования и науки Краснодарского края и органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края о предоставлении субсидий из краевого бюджета.
Выделение субсидий из краевого бюджета на создание условий для укрепления здоровья детей и педагогических работников за счет обеспечения их сбалансированным горячим питанием (частичная компенсация удорожания стоимости питания учащихся дневных муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы) производится при утверждении в местных бюджетах муниципальных образований Краснодарского края средств на эти цели из расчета не менее 1 рубля 50 копеек софинансирования за счет средств местного бюджета на каждого учащегося и из расчета не менее 1 рубля на каждого педагогического работника.
Выделение субсидий из краевого бюджета на проведение капитального ремонта спортивных залов общеобразовательных учреждений, помещений при них (снарядных, раздевальных, душевых, уборных, комнат для инструктора), других помещений физкультурно-спортивного назначения, физкультурно-оздоровительных комплексов и устройство в них автоматической пожарной сигнализации производится при условии софинансирования из местных бюджетов не менее 30 процентов.
Выделение субсидий из краевого бюджета на доплаты педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, производится при утверждении в местных бюджетах муниципальных образований Краснодарского края средств на эти цели не менее 10 процентов.
Перечисление субсидий в бюджеты муниципальных образований Краснодарского края осуществляется на основании заключенных соглашений в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания бюджетов муниципальных образований Краснодарского края.
Органы местного самоуправления ежемесячно, до 7-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют департаменту образования и науки Краснодарского края финансовые отчеты об использовании полученных субсидий (при необходимости с приложением копий документов, подтверждающих произведенные расходы).
Субсидии, не использованные в текущем финансовом году, подлежат использованию в очередном финансовом году на те же цели.
Неиспользованные субсидии, потребность в которых в текущем финансовом году отсутствует, подлежат возврату в доход краевого бюджета.
Главный распорядитель средств краевого бюджета - департамент образования и науки Краснодарского края осуществляет контроль за соблюдением условий предоставления субсидий муниципальным образованиям Краснодарского края.
Контроль за целевым использованием субсидий осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Текущее управление Программой осуществляет департамент образования и науки Краснодарского края.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляют администрация Краснодарского края и Законодательное Собрание Краснодарского края.
Департамент образования и науки Краснодарского края:
осуществляет ведение отчетности по реализации Программы;
осуществляет подготовку предложений по корректировке Программы;
несет ответственность за реализацию Программы в целом.
Руководитель департамента |
Т.П. Хлопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.