Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением главы
администрации Краснодарского края
от 17 июля 2006 г. N 621
Стратегия развития сферы бытовых услуг в Краснодарском крае
на 2006 - 2010 годы
1. Характеристика современного состояния сферы
бытовых услуг в Краснодарском крае
2. Основные проблемы в сфере бытовых услуг
3. Цели и задачи мероприятий Стратегии
1. Характеристика современного состояния сферы бытовых услуг
в Краснодарском крае
В течение ряда лет на рынке бытовых услуг наблюдалось ежегодное падение физических объемов. Только в 2001 году динамика имела позитивную тенденцию, и сфера бытовых услуг стала более значимой в экономике края.
Немаловажную роль в становлении сферы бытовых услуг сыграло постановление главы администрации края от 8.10.2001 г. N 939 "О мерах по развитию сферы бытового обслуживания населения в Краснодарском крае". Во исполнение этого постановления решением коллегии департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края от 30.08.2002 г. N 1 были утверждены "Мероприятия по развитию инфраструктуры бытового обслуживания населения в городах и районах Краснодарского края в 2002 - 2005 годах". Решение поставленных задач позволило создать в крае более 1000 новых объектов и организовать дополнительно 2500 рабочих мест.
Начиная с 2002 года ежегодный прирост объемов услуг в среднем составил пять процентов, и по итогам 2005 года темп роста объемов услуг по сравнению с 2001 годом достиг 222 процентов.
В Южном федеральном округе (ЮФО) Краснодарский край занял одно из ведущих мест. По объему оказанных услуг в целом и объему услуг на одного жителя край находится на втором месте среди субъектов ЮФО и уступает только Ростовской области. В 2005 году объем бытовых услуг на душу населения в целом по краю составил 1316 рублей, в то время как к целом по ЮФО этот показатель равен 1175 рублям.
2. Основные проблемы в сфере бытовых услуг
Несмотря на некоторую стабилизацию в этой сфере и устойчивый характер роста объемов услуг и налоговых поступлений, уровень развития бытовых услуг в муниципальных образованиях значительно отстает от среднекраевого уровня. Причинами отставания являются следующие проблемы, решение которых требует комплексного подхода:
1. Низкий уровень обеспеченности бытовыми услугами жителей сельской местности.
Количество предоставляемых бытовых услуг в городах значительно выше, чем в сельской местности. Более 2,5 миллиона жителей села не могут по месту жительства получить необходимой услуги. Отсутствие достаточного количества предприятий бытовых услуг, выездной формы обслуживания лишает сельских жителей многих социально значимых видов бытовых услуг.
На многих курортах Краснодарского края предоставляется только ограниченный перечень социально значимых видов бытовых услуг, притом#, что в курортной зоне, кроме местных жителей, ежегодно отдыхает более 6 млн. чел.
2. Отсутствие перспективных планов развития бытовых услуг в сельской местности и курортных зонах приводит к формированию стихийного рынка бытовых услуг.
Не всегда при проектировании жилых и гостиничных комплексов, туристических баз и т.д. предусматривается планировка помещений для размещения предприятий сферы бытовых услуг. Поэтому при появлении новых рекреационных объектов возникает неорганизованный рынок бытовых услуг, что отрицательно сказывается на качестве, комфортности и привлекательности курортов Краснодарского края.
3. Слабая нормативная правовая база, регулирующая вопросы бытового обслуживания населения.
В основном, она состоит из нормативных актов субъектов Российской Федерации. Системные меры поддержки сферы бытового обслуживания населения, включая совершенствование правовой основы и механизмов ее государственного регулирования, отсутствуют, что является сдерживающим фактором в развитии малого бизнеса и ремесленничества в сфере бытовых услуг.
Правовое регулирование данной сферы частично осуществляет Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Отношения в сфере бытового обслуживания на федеральном уровне регламентируются Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".
До настоящего времени в Краснодарском крае сфера бытового обслуживания регулируется постановлением главы администрации Краснодарского края от 8.10.2001 года N 939 "О мерах по развитию сферы бытового обслуживания населения Краснодарского края", другими нормативными правовыми актами главы администрации Краснодарского края и департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края.
4. Низкое качество предоставляемых бытовых услуг в сельских поселениях.
Большинство хозяйствующих субъектов, оказывающих бытовые услуги в сельской местности Краснодарского края, работают в условиях, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим нормам, требованиям пожарной безопасности, а также Правилам бытового обслуживания населения в Российской Федерации.
5. Недостаток квалифицированных кадров в сельской местности Краснодарского края.
Это связано с ослабленным вниманием как региональных, так и местных властей к проблеме обучения и повышения квалификации работников для сферы бытовых услуг.
6. Недостаточная кредитно-финансовая поддержка предприятий сферы бытовых услуг.
Это выражается в наличии высоких кредитных ставок, устанавливаемых кредитными организациями, а также недостаточном предоставлении льготных тарифов и финансовых ресурсов, что не позволяет предприятиям развивать и обновлять производственную базу.
Таким образом, на основании перечисленных проблем можно сделать вывод, что развитие сферы бытового обслуживания в целом по краю, и в первую очередь в сельской местности, находится на недостаточном уровне.
3. Цели и задачи мероприятий Стратегии
Настоящая Стратегия разработана для дальнейшего развития сферы бытового обслуживания населения, увеличения объемов бытовых услуг и доходов в консолидированный бюджет края.
Основными целями стратегических мероприятий являются:
- доведение уровня обеспеченности бытовыми услугами в сельской местности до 7 рабочих мест на 1000 жителей;
- увеличение объема бытовых услуг в расчете на душу населения;
- комплексное развитие бытовых услуг в курортных районах Краснодарского края.
Стратегическая задача состоит в том, чтобы жители каждого населенного пункта, особенно сельского, имели возможность получить необходимый набор социально значимых бытовых услуг.
Приоритетное развитие должна получить сфера бытового обслуживания в курортных районах края, в том числе виды бытовых услуг, носящие сезонный характер.
Для решения этих задач администрациями муниципальных образований совместно с предприятиями системы потребительской кооперации, заинтересованными хозяйствующими субъектами проведена большая подготовительная работа по изучению спроса и предложений населения на основе анкетирования.
По результатам анкетирования предполагается открытие 996 новых объектов, реконструкция 60 действующих предприятий с целью повышения эффективности использования производственных площадей и создания дополнительных рабочих мест, развитие сети комплексных приемных пунктов и выездной формы обслуживания в труднодоступные и не имеющие предприятий бытового обслуживания населенные пункты, а также обслуживание на дому у заказчика.
Реализация Стратегии направлена:
- на повышение качества оказываемых услуг через внедрение зарегистрированной Региональной системы добровольной сертификации услуг и систем качества в сфере оказания бытовых услуг;
- на создание единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для бытового обслуживания с привлечением отраслевых учебных заведений, в том числе учреждений начального и среднего профессионального образования;
- на решение вопросов по социальной поддержке малообеспеченных граждан;
- на развитие и поддержку малого предпринимательства;
- на легализацию предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг.
Кроме того, мероприятия Стратегии направлены на создание комфортных условий быта на селе, получения услуг в радиусе нормативной доступности, экономии расходов сельских жителей, особенно малоимущих граждан и людей пожилого возраста.
С целью создания добросовестной конкуренции, защиты прав потребителей на уровне каждого муниципального образования должны проводиться мероприятия по сокращению теневого сектора на рынке бытовых услуг.
Для реализации мероприятий Стратегии будет организована работа по широкому информированию населения о преимуществах системы добровольной сертификации услуг, ее участниках. Будет внедрена система категорирования предприятий бытового обслуживания по уровню качества предоставляемых услуг.
Реализация мероприятий Стратегии будет осуществляться за счет привлечения лизинговых компаний, банковских кредитов, инвестиций предпринимателей, широкого применения франчайзинговых схем для крупных и малых предприятий химчистки, фотоцентров.
Стратегия предполагает совершенствование нормативной правовой базы в сфере бытового обслуживания населения по следующим направлениям:
- внесение предложений совместно с Законодательным Собранием Краснодарского края, другими государственными органами в Государственную Думу Российской Федерации и Правительство Российской Федерации по усовершенствованию нормативной правовой базы в сфере бытового обслуживания;
- подготовка предложений по внесению изменений в "Общероссийский классификатор услуг населению" (ОКУН) с учетом возникновения новых видов услуг;
- подготовка предложений по внесению изменений в Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации с учетом необходимости правового регулирования новых видов услуг;
- подготовка предложений по приведению "Общероссийского классификатора видов экономической деятельности" (ОКВЭД) в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации и "Общероссийским классификатором услуг населению", а также выделение кодового обозначения для услуг по заказам населения в подгруппах классификационных группировок.
В реализации мероприятий Стратегии немаловажная роль принадлежит предприятиям системы потребительской кооперации, оказывающим социально значимые бытовые услуги населению.
Кроме того, потребительская кооперация имеет развитую торговую сеть и свободные производственные площади в сельской местности, которые будут реконструированы под комплексные приемные пункты. Через предприятия потребительской кооперации предполагается организация выездного обслуживания сельского населения.
Мероприятия Стратегии предусматривают совместную работу с территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю по усовершенствованию сбора статистических данных в сфере бытового обслуживания населения.
В результате реализации мероприятий Стратегии предприятия сферы бытовых услуг и предприниматели будут активно включены в решение задач по социально-экономическому развитию Краснодарского края, что обеспечит рост количества действующих предприятий в крае, а также рост числа занятых.
Руководитель департамента
потребительской сферы
и регулирования рынка алкоголя
Краснодарского края |
С.Ф. Кочубей |
<< Назад |
||
Содержание Постановление главы администрации Краснодарского края от 17 июля 2006 г. N 621 "Об утверждении стратегии развития сферы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.