Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
постановлением главы администрации
(губернатора) Краснодарского края
от 20 февраля 2012 г. N 170
Комплекс мер по модернизации общего образования
Краснодарского края в 2012 году
30 марта, 14 декабря 2012 г.
См. также комплекс мер по модернизации общего образования Краснодарского края в 2013 году и на период до 2020 года, утвержденный постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 февраля 2013 г. N 152
Комплекс мер по модернизации общего образования Краснодарского края в 2012 году разработан в соответствии с планом действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1507-р и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования".
1. Текущее состояние общего образования Краснодарского края
Реализация комплексного проекта модернизации образования в 2007 - 2009 годы, а также комплекса мер по модернизации общего образования Краснодарского края в 2011 году позволили создать условия для дальнейшего развития системы общего образования и достижения стратегических ориентиров образовательной инициативы "Наша новая школа".
Сеть дневных общеобразовательных учреждений на конец 2011 года составила 1157 единиц; в том числе 353 школы расположены в городских поселениях и 804 - в сельской местности. В них обучается 492,5 тысячи учащихся, работает около 30 тысяч учителей. В 2010 году в 1165 общеобразовательных учреждениях обучалось 487,2 тысячи человек. В 2011 году контингент школьников увеличился на 5,3 тыс. человек.
Объем средств, направленный в 2011 году на реализацию основных общеобразовательных программ, увеличен до 12,1 млрд. рублей.
Комплексный проект модернизации образования в 2007 - 2009 годы заложил основу институциональной модернизации всей системы общего образования. В крае создана региональная нормативная база по основным направлениям модернизации:
с 2006 года все общеобразовательные учреждения перешли на нормативное подушевое финансирование, соответствующее модельной методике Министерства образования и науки Российской Федерации. Субвенции доводятся непосредственно образовательным учреждениям по нормативу. Все школы имеют финансово-хозяйственную самостоятельность и ответственность. В 2011 году повышены нормативы расходов на одного обучающегося в городской местности с 16 126 рублей до 17 658 рублей, в сельской местности - с 24 334 рублей до 26 370 рублей, в малокомплектных школах - с 61 969 рублей до 66 909 рублей;
с 2007 года во всех общеобразовательных учреждениях введена новая система оплаты труда, соответствующая модельной методике Министерства образования и науки Российской Федерации. Новая система оплаты позволила обеспечить заинтересованность учителя в каждом ученике, учесть все виды его аудиторной и неаудиторной деятельности, стимулировать качество и результаты труда учителя. В декабре 2011 года средняя заработная плата учителей составила 20 594 рублей, что в 1,5 раза выше уровня средней зарплаты учителей в 2010 году;
формированию системы оценки качества, включающей систему диагностических работ и мониторинговые исследования, которые проводятся ежеквартально;
общественному управлению. В каждом общеобразовательном учреждении действуют общественные советы, наделенные правом участия в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда учителей;
аттестации кадров и повышению их квалификации в новой форме;
публичной отчетности. Все школы ежегодно публикуют доклады о своей деятельности на своих сайтах.
Обеспечен переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (далее - ФГОС) первых классов всех общеобразовательных учреждений края. Более 6 тысяч учащихся 2-х классов продолжили обучение по ФГОС в пилотном режиме. Всего на ФГОС переведено 29,5% учащихся начальных классов.
Доля учащихся 10 - 11 классов, охваченных профильным обучением, выросла с 40% до 44% и составляет более 21 тысячи учащихся.
В целях поощрения 130 педагогических коллективов, добивающихся высоких результатов в обучении и воспитании школьников, из краевого бюджета выделено 62 млн. рублей.
Обновлена инфраструктура системы общего образования. Возросла оснащенность общеобразовательных учреждений компьютерной техникой (8 учащихся на 1 компьютер). Около 84% общеобразовательных учреждений имеют интерактивные доски. Все школы имеют мультимедийные проекторы.
Укрепилась материальная база школ. Капитальный ремонт на сумму 1,5 млрд. рублей проведен в 468 муниципальных и государственных образовательных учреждениях. Доля общеобразовательных учреждений, имеющих систему горячего и холодного водоснабжения, соответствующего требованиям СанПиН, увеличилась с 76,6% до 82,6%.
Благодаря приоритетному национальному проекту "Образование" и долгосрочной краевой целевой программе "Развитие образования в Краснодарском крае на 2011 - 2015 годы":
созданы условия для безопасного и комфортного пребывания детей в образовательных учреждениях. Во всех школьных зданиях и помещениях с пребыванием детей установлены автоматические пожарные сигнализации. Во всех общеобразовательных, учреждениях организовано горячее питание школьников, которым охвачено 99,5% учащихся. Завершен процесс лицензирования всех школьных медицинских кабинетов, которые имеются в 937 школах;
полностью удовлетворена потребность в автобусах для подвоза 41 тысячи учащихся к 646 сельским школам. Все школьные автобусы модернизированы в соответствии с требованиями и нормами безопасности, а также оснащены системами спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS;
четвертый год в крае реализуется федеральный эксперимент по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в ходе которого создано 49 школьно-базовых столовых на основе современных индустриальных технологий.
В рамках федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы создана межрегиональная стажировочная площадка, инициирующая модернизацию механизмов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих кадров.
С января 2011 года в крае в полном объеме реализуется Федеральный закон от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Формируются экономические механизмы для повышения качества общего образования. Количество автономных общеобразовательных учреждений увеличилось с 2 до 48 школ, статус бюджетных получили 629 школ.
Анализ деятельности образовательных учреждений свидетельствует о том, что система общего образования в последние годы стабильно развивается. Вместе с тем пока не удалось решить ряд проблем.
Медленно обновляется педагогический состав школ. Доля учителей пенсионного возраста за 2005 - 2011 годы выросла с 16% до 18%. При этом низкой (11%) остается доля молодых учителей.
В связи с переходом начальной и основной школы на новые ФГОС требует дальнейшего обновления учебная база школ, в том числе оснащение рабочих мест учителей современным мультимедийным и интерактивным оборудованием.
Во многих школах отсутствует современная информационно-коммуникационная инфраструктура, что затрудняет переход на "электронную школу".
До сих пор не обеспечен требуемый уровень прозрачности и надежности единого государственного экзамена.
Существенная доля школ (около 70%) расположена в сельской местности. При этом 182 школы являются малокомплектными, многие из них не обеспечивают высокого качества образования, в том числе из-за отсутствия полноценного коллектива педагогов-предметников, имеющих соответствующее базовое образование.
Большинство школ (87%) построены до 1990 года. Их здания, оконные блоки, инженерные коммуникации изношены, что не позволяет обеспечить современное энергосбережение.
Таким образом, актуальность разработки и реализации комплекса мер модернизации общего образования Краснодарского края в 2012 году обусловлена:
необходимостью продолжения проведения на территории региона единой государственной политики по реализации основных положений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", приоритетного национального проекта "Образование", федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы;
необходимостью создания условий для полномасштабного перехода на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения;
необходимостью дальнейшего укрепления учебно-материальной базы для выравнивания учебных возможностей общеобразовательных учреждений;
необходимостью изменения подходов педагогических и руководящих работников к использованию современных образовательных ресурсов;
необходимостью обеспечения целенаправленной переподготовки учительских кадров, ориентированных на выполнение новых задач, стоящих перед системой образования в связи с активизацией модернизационных процессов;
необходимостью проведения комплексных мероприятий по закреплению в сельской местности выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования, изъявивших желание работать учителями в общеобразовательных учреждениях.
2. Описание итогов модернизации общего образования
Краснодарского края в 2011 году
В 2011 году получили дальнейшее развитие и подтвердили свою эффективность основные механизмы, запущенные в ходе комплексного проекта модернизации образования, в том числе:
нормативное подушевое финансирование, в ходе которого норматив доводится до каждой школы, стимулировало процессы оптимизации сети школ, классов и штатных расписаний, что, в свою очередь, способствовало повышению эффективности бюджетных вложений в систему образования прежде всего за счет сокращения доли расходов на административно-управленческий, учебно-вспомогательный и младший обслуживающий персонал. Улучшены значения основных показателей: наполняемость классов в городских школах - 26 человек, в сельских - 18,8 человека; соотношение "ученик - учитель" - 16,6 человека. Это позволило существенно снизить объем неэффективных расходов в системе общего образования. При ежегодном увеличении финансирования образовательных учреждений и размера норматива на одного учащегося объём неэффективных расходов по отрасли снизился на 47% (с 1858,1 млн. рублей в 2008 году до 874,4 млн. рублей в 2010 году);
благодаря новой системе оплаты труда, соответствующей модельной методике Министерства образования и науки Российской Федерации, заработная плата педагогических работников общеобразовательных учреждений выросла с 5 740 рублей в 2006 году до 14 018 рублей в 1 квартале 2011 года. Внедрение новой системы оплаты труда обеспечило неравномерное (в зависимости от качества труда) распределение стимулирующей части фонда оплаты труда учреждения между учителями, что обеспечивает повышение качества труда учителей, а введение расчетной нормы оплаты учебной нагрузки учителя (ученико-час) усилило этот эффект. Увеличение стимулирующей части фонда оплаты труда учителей до 30%, которая распределяется с участием советов образовательных учреждений, создало конкурентную среду в образовательном учреждении, повысило активность учителей, их заинтересованность в использовании современных образовательных технологий, в организации с детьми внеурочной деятельности;
модернизирована система повышения квалификации педагогических кадров, введена модульно-накопительная система повышения квалификации педагогов и руководителей, которая позволяет гибко менять модули программ по срокам обучения, а также в зависимости от интересов и запросов педагогов и руководителей школ;
создана система дистанционного обучения, объединяющая 51 базовую и 73 удаленные сельские школы. В неё включены 333 учащихся из числа детей-инвалидов. Её основным отличием от традиционных систем дистанционного обучения является достижение для учащихся "эффекта присутствия" дистанционно, то есть создание условий, максимально приближающих дистанционное обучение к обучению в единой аудитории. Система даёт возможность учащимся, находящимся в малокомплектных школах или на домашней форме обучения, видеть и слышать преподавателя, ведущего урок в базовой школе. Учитель также видит и слышит всех участников дистанционного занятия.
В ходе модернизации общего образования в 2011 году были превышены показатели результативности, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года N 436.
N |
Наименование показателя результативности предоставления субсидии |
Значение показателя результативности предоставления субсидии |
|
План IV квартала |
Факт IV квартала |
||
1. |
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал 2011 года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за I квартал 2011 года (проценты) |
100,0% |
115,1% |
2. |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты) |
11,0% |
12,6% |
3. |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты) |
20,0% |
20,0% |
4. |
Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей (проценты) |
12,0% |
18,0% |
5. |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) |
3,8% |
10,7% |
6. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
положительная |
положительная |
Основными предпосылками превышения показателя результативности, характеризующего повышение заработной платы педагогическим работникам, стали:
использование новой системы оплаты труда, соответствующей модельной методике Министерства образования и науки Российской Федерации;
выделение из краевого бюджета дополнительных средств на повышение заработной платы педагогическим работникам.
По данным регионального мониторинга, уровень средней заработной платы учителей составил:
2011 год |
Средняя заработная плата учителей |
Процент от средней зарплаты по экономике за I квартал 2011 года |
Сентябрь |
17 776 рублей |
107,4% |
Октябрь |
18 162 рубля |
109,7% |
Ноябрь |
18 431 рубль |
111,3% |
Декабрь |
20 594 рубля |
124,4% |
По состоянию на 1 сентября 2011 года средняя заработная плата других категорий педагогических работников общеобразовательных учреждений в среднем выросла на 39,7%, воспитателей дошкольных учреждений - на 23%.
Остальные показатели результативности выполнены благодаря эффективной системе управления на краевом и муниципальном уровнях. Ключевым звеном системы управления стал межведомственный совет по модернизации общего образования, созданный при администрации Краснодарского края. В систему управления включены государственное казенное учреждение Краснодарского края "Центр оценки качества образования", Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования, а также администрации муниципальных образований, с которым заключены соответствующие соглашения. Систему управления обеспечивал региональный мониторинг выполнения обязательств каждым муниципальным образованием и общеобразовательным учреждением. Кроме того, с 2007 года в крае действует региональный ежемесячный электронный мониторинг финансово-экономической деятельности общеобразовательных учреждений, включающий ежемесячную информацию о заработной плате каждого учителя.
Информационное сопровождение проекта обеспечивали регулярно проводимые пресс-конференции, встречи руководства администрации края с педагогической общественностью. Ход реализации проекта регулярно освещался в средствах массовой информации. Действовал телефон "горячей линии".
В ходе модернизации общего образования в 2011 году улучшена инфраструктура, материально-техническое обеспечение общеобразовательных учреждений. Более 38,1 тысячи комплектов и единиц нового оборудования на сумму 507,4 млн. рублей поставлено в общеобразовательные учреждения. В том числе 6,7 тысячи комплектов современного учебно-лабораторного оборудования для начальных классов, перешедших на новый федеральный государственный образовательный стандарт, 1,4 тыс. комплектов автоматизированных рабочих мест для учителей, 12,7 тыс. единиц спортивного инвентаря, оборудования для школьных столовых и медицинских кабинетов. Более 80 процентов школ оснащены комплектами серверного оборудования для локальной вычислительной сети.
Модернизированы 51 базовая и 73 сельские школы для дистанционного обучения учащихся удаленных школ, 333 детей-инвалидов и одаренных детей из всех муниципальных образований. На эти цели выделено 185,7 млн. рублей.
Приобретено 14 школьных автобусов для подвоза детей к сельским школам.
Фонды школьных библиотек пополнились 1 226,6 тыс. экземпляров новых учебников и учебных пособий на сумму 225,7 млн. рублей. Их оснащенность увеличилась до 90 процентов.
Более 5,7 тысячи учителей и руководителей общеобразовательных учреждений прошли повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Для реализации комплекса мер модернизации общего образования была создана нормативная правовая база:
постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 октября 2010 года N 961 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Развитие образования в Краснодарском крае на 2011 - 2015 годы";
постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 июля 2011 года N 718 "О комплексе мер по модернизации общего образования Краснодарского края в 2011 году";
постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 июля 2011 года N 765 "Об образовании межведомственного совета по модернизации общего образования Краснодарского края";
постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 сентября 2011 года N 1048 "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 июля 2011 года N 718 "О комплексе мер по модернизации общего образования Краснодарского края в 2011 году";
постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23 ноября 2011 года N 1371 "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 июля 2011 года N 718 "О комплексе мер по модернизации общего образования Краснодарского края в 2011 году";
постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 декабря 2011 года N 1617 "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 июля 2011 года N 718 "О комплексе мер по модернизации общего образования Краснодарского края в 2011 году".
Нормативная правовая база позволила в полном объеме осуществить все запланированные мероприятия модернизации.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 марта 2012 г. N 360 в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Описание реализации комплекса мер по модернизации
общего образования Краснодарского края в 2012 году
Комплекс мер по модернизации общего образования Краснодарского края в 2012 году (далее - комплекс мер) направлен на дальнейшее повышение качества общего образования, соответствующего стратегическим ориентирам национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
Его задачи:
улучшение оснащенности общеобразовательных учреждений современным учебно-лабораторным, учебно-производственным и компьютерным оборудованием для обеспечения нового качества образовательных результатов в соответствии с технологическими и социально-экономическими изменениями;
создание системы оценки качества образования, формирующей информационную основу для улучшения преподавания и принятия управленческих решений на всех уровнях, в том числе путем обновления оборудования, предназначенного для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся;
развитие школьной инфраструктуры, создающей всем учащимся санитарно-бытовые условия, обеспечивающей охрану здоровья, занятия физкультурой и спортом, качественное питание и медицинское обслуживание, в том числе за счет улучшения оснащенности спортивным оборудованием, оборудованием для школьных столовых, а также проведение капитального ремонта и реконструкции общеобразовательных учреждений;
повышение квалификации педагогических и управленческих кадров, создание системы привлечения и закрепления молодых педагогов и руководителей школ, обеспечивающей удовлетворение потребностей системы общего образования в квалифицированных кадрах, регулярное обновление их состава и квалификаций;
формирование территориальных образовательных сетей, обеспечивающих доступность образовательных услуг, независимо от места жительства, в том числе за счет развития парка школьных автобусов;
пополнение фондов школьных библиотек для обеспечения новыми учебниками всех учащихся, независимо от социального положения и доходов семей;
модернизация базовых общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся различных категорий (учащихся удаленных сельских школ, детей-инвалидов, одаренных детей), обеспечения высокого качества образовательных программ, независимо от места жительства и состояния здоровья обучающихся, а также индивидуализации образовательных траекторий способных учащихся.
осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования, эффективное использование ресурсов.
Основные мероприятия определены в приложении N 1 к комплексу мер и реализуются за счет средств федерального, краевого и местных бюджетов, а также привлеченных средств.
Департамент образования и науки Краснодарского края осуществляет закупку товаров, работ и услуг для реализации комплекса мер за счет средств краевого бюджета, в том числе за счет субсидии, полученной из федерального бюджета, направленной на модернизацию системы общего образования Краснодарского края, а также предоставляет иные межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на модернизацию системы общего образования в порядке, установленном департаментом образования и науки Краснодарского края.
Государственные общеобразовательные учреждения осуществляют закупку товаров, работ и услуг для реализации комплекса мер за счет средств краевого бюджета (в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета на модернизацию региональных систем общего образования), выделенных на выполнение государственного задания и на иные цели в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В ходе реализации комплекса мер департамент образования и науки Краснодарского края:
осуществляет руководство и текущее управление реализацией комплекса мер;
обеспечивает координацию деятельности по модернизации общего образования;
разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации комплекса мер;
проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов комплекса мер;
корректирует механизм реализации комплекса мер.
Департамент образования и науки Краснодарского края готовит и представляет в установленном порядке справочно-аналитическую информацию о ходе реализации мероприятий комплекса мер и эффективности использования финансовых средств, проводит широкую информационную кампанию.
Ключевыми региональными проектами комплекса мер являются:
проект "Школьная инфраструктура", который позволит в каждом общеобразовательном учреждении создать комфортные условия для учащихся и учителей. В рамках проекта будет оборудовано внутри школьных зданий 125 туалетов путем реконструкции помещений, пристройки или капитального ремонта. Количество общеобразовательных учреждений, не имеющих туалетов внутри школьных зданий, сократится на 30%. Будет капитально отремонтировано 59 спортивных залов, что составит 21% от имеющейся потребности. Доля обновленных школьных оконных блоков в общем количестве школьных окон увеличится с 45% до 75%. В результате замены оконных блоков будут улучшены санитарно-эпидемиологические условия пребывания детей в школьных зданиях, обеспечено энергосбережение и повышена эффективность использования энергоресурсов. Все школьные столовые и спортивные залы, требующие переоснащения, будут укомплектованы современным оборудованием;
проект "Учебное оборудование", в рамках которого будет продолжено оснащение общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым в первую очередь для реализации федеральных образовательных стандартов начального и основного общего образования. Предполагается в каждой школе разработать и осуществить программу обновления учебно-материальной базы, конкретный перечень оснащения общеобразовательного учреждения, обеспечивающий выполнение требований ФГОС. Учебное оборудование будет закупаться школами для дооснащения имеющихся предметных кабинетов и на региональном уровне - наборами комплектов лабораторного и демонстрационного оборудования по учебным предметам.
проект "Базовая школа", реализация которого начата в 2011 году путем модернизации 51 базовой и 73 уделенных сельских школ для организации дистанционного обучения учащихся малокомплектных школ, детей-инвалидов, способных и одаренных детей. Предполагается отработать механизм сетевого взаимодействия базовых и удаленных сельских школ, обеспечивающий повышение качества образования, а также механизм финансирования дистанционного обучения;
проект "Школьная информационная сеть", реализация которого начата в 2011 году. Предполагается в 80% школ оборудовать локальные информационные сети, обеспечив доступ к Интернету во всех учебных кабинетах, создание зон Wi-Fi в библиотеках, медиотеках. Школы будут оснащены сетевыми программами для перехода на электронный документооборот и электронную систему управления. Будет организовано повышение квалификации учителей по основным направлениям работы электронной школы;
проект "АРМ учителя", реализация которого начата в 2011 году. Предполагается продолжить оснащение школ автоматизированными рабочими местами учителя. В первую очередь АРМами предполагается обеспечить учителей начальной и основной школы, которые переходят на новые ФГОС. Общеобразовательные учреждения будут оснащаться электронными образовательными ресурсами и интерактивными программами по учебным предметам. Будет организовано повышение квалификации учителей по работе с АРМами и электронными образовательными ресурсами.
Одновременно с этим в системе общего образования в 2012 году в пределах утвержденных в краевом бюджете средств будет продолжаться повышение средней заработной платы учителей.
Для оценки результативности предоставления федеральной субсидии краевому бюджету на модернизацию в 2012 году региональной системы общего образования используются показатели согласно приложению N 2 к комплексу мер.
Реализация мероприятий по дальнейшему совершенствованию механизмов финансирования и управления учреждениями системы общего образования обеспечит:
реализацию принципов бюджетирования, ориентированного на результат образовательной деятельности;
дифференцированную оплату труда педагогов в зависимости от качества предоставляемой образовательной услуги.
Реализация мероприятий по качественному изменению профессиональной квалификации педагогических и руководящих работников в соответствии с изменяющимися задачами обеспечит:
дальнейшее совершенствование механизмов мотивации педагогов на качественное изменение собственной квалификации;
новые профессиональные качества педагогов.
Реализация мероприятий по модернизации условий обучения, повышению требований к содержанию и результатам обучения обеспечит рост количества общеобразовательных учреждений, соответствующих современным стандартам требований к организации образовательного процесса.
Реализация мероприятий по дальнейшему внедрению в процесс обучения информационно-коммуникационных технологий и цифровых средств обучения обеспечит:
возможность внедрения дистанционного обучения учащихся удаленных сельских школ, детей-инвалидов, одаренных и способных школьников;
расширение практики организации управления образовательным процессом посредством электронных журналов и электронных дневников обучающихся;
повышение качества образовательного процесса за счет информационно-коммуникационных технологий.
Реализация мероприятий по совершенствованию механизмов, обеспечивающих доступность начального, основного и среднего (полного) общего образования гражданам, обеспечит дальнейший рост степени удовлетворенности запроса населения на услуги общего образования в условиях имеющейся материально-учебной базы.
Реализация мероприятий согласно действующим в регионе механизмам создания условий для привлечения в общеобразовательные учреждения учителей обеспечит:
увеличение доли выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования, изъявивших желание работать в учреждениях, реализующих программы общего образования;
"омоложение" педагогических кадров общеобразовательных учреждений, в первую очередь, в сельской местности.
В 2012 году внесены следующие изменения в имеющуюся нормативную базу:
в целях повышения заработной платы работникам общеобразовательных учреждений в Законе Краснодарского края от 20 декабря 2011 года N 2404-КЗ "О краевом бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" увеличены нормативы подушевого финансирования общеобразовательных учреждений;
предусмотрены средства софинансирования комплекса мер по модернизации общего образования из краевого бюджета в долгосрочной краевой целевой программе "Развитие образования в Краснодарском крае на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 октября 2010 года N 961;
заключены соглашения между департаментом образования и науки Краснодарского края и муниципальными образованиями Краснодарского края о реализации комплекса мер по модернизации общего образования в 2012 году.
Реализация комплекса мер по модернизации общего образования в 2012 году связана с определенными рисками. Основные из них: риск, обусловленный существенными объемами средств, направляемых на закупку товаров и услуг, по сравнению с возможностями рынка качественного учебного оборудования; коррупционный риск (неэффективное использование денежных средств); риски крайне медленного обновления кадрового состава педагогических работников при значительной доле учителей пенсионного возраста.
Для преодоления этих рисков предполагается в 2012 году осуществлять закупку товаров и услуг как на региональном уровне, так и на муниципальном и школьном уровнях. Обеспечить максимальную прозрачность закупок, осуществлять подготовку конкурсной документации для проведения открытых аукционов коллегиально, с привлечением широкого круга учителей-практиков. Для привлечения в общеобразовательные учреждения молодых учителей предусмотреть соответствующие доплаты на муниципальном и школьном уровнях.
4. Информация о мерах, направленных на привлечение молодых
учителей в общеобразовательные учреждения
В Краснодарском крае реализуются меры, направленные на привлечение молодых учителей на работу в общеобразовательные учреждения.
Повышается средняя заработная плата молодых учителей. Так, за сентябрь 2011 года она составила 14722 рубля, что на 27,6% выше уровня за январь-май прошлого года (11537 рублей). В большинстве общеобразовательных учреждений молодым специалистам производятся доплаты от 500 до 3000 рублей ежемесячно.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11 мая 2011 года N 475 "О предоставлении мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Краснодарского края, по оплате жилых помещений, отопления и освещения" установлена компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений Краснодарского края, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Краснодарского края, включая совместно проживающих с ними членов их семей.
Реализация мер по повышению социального статуса учителя и привлечению в школу молодых учителей способствовала тому, что в общеобразовательных учреждениях число молодых специалистов со стажем работы до 5 лет за последние три года увеличилось с 7% до 11%.
В сентябре 2011 года администрацией Краснодарского края заключено соглашение со Сбербанком России о реализации льготной ипотечной программы, ориентированной на молодых учителей, врачей, работников культуры.
С ноября 2011 года молодые учителя могут открыть в Сбербанке счета для накопления средств на первый взнос и ежемесячно его пополнять. Ставка по этому депозиту составляет 1 - 2% годовых, срок накопления - от года до 6 лет. Молодым учителям, соблюдающим условия накопительного договора, оказывается поддержка из бюджета Краснодарского края в виде ежеквартальной выплаты в размере 30% от суммы ежемесячного платежа. Через 5 лет молодой учитель сможет получить льготный кредит под 6% годовых.
В рамках ипотечной программы жилье строится на 20 - 25 процентов ниже рыночной стоимости, так как за счет бюджета обеспечен подвод коммуникаций.
5. Ориентиры развития общего образования в Краснодарском крае
на период до 2020 года
Основные результаты развития системы общего образования на период до 2020 года:
обеспечение готовности выпускников школ к дальнейшему обучению и деятельности в современной высокотехнологической экономике;
достижение выпускниками школ высокого уровня развития социальных компетенций и гражданских установок.
Для достижения указанных результатов будет создана современная система оценки качества образования, которая включает:
регулярное участие в общероссийских исследованиях, опирающихся на передовой мировой опыт, в том числе в проведении PISA;
систему мониторинга учебных, внеучебных достижений (электронное портфолио) и результатов социализации учащихся;
инструменты оценивания на уровне школы (мониторинга, самооценка и партнёрский аудит) и класса (оценка индивидуального прогресса учеников).
При этом показатели оценки эффективности образовательных учреждений будут дополнены контекстными показателями (характеристики контингента, территории, ресурсной обеспеченности). В новой системе оплаты труда при распределении стимулирующих выплат будет учитываться динамика профессионального развития педагога.
Для обеспечения равенства доступа к качественному образованию, снижения доли выпускников основной школы, не достигших базового уровня функциональной грамотности, предполагается:
предоставлять субсидии на реализацию дополнительных образовательных программ школам, обучающим наиболее сложные категории учащихся ("школа полного дня" и другие);
предоставлять субсидии на реализацию программ развития, обеспечивающих повышение качества образования школам, обучающим наиболее сложные категории учащихся и демонстрирующим низкие результаты.
Для обеспечения готовности школы к деятельности в условиях становления нового технологического уклада будет обеспечено:
формирование во всех школах информационно-коммуникационной среды, в том числе создание во многих аудиториях зон Wi-Fi с широкополосным Интернетом;
развитие дистанционного образования, в том числе во всех удаленных сельских школах.
Для обновления состава и компетенций управленческих и педагогических кадров будет реализовано:
замещение традиционных форм повышения квалификации на базе Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования новыми моделями, предполагающими индивидуализацию траекторий профессионального развития педагога, построенными на основе практик сотрудничества учителей и образовательных учреждений:
поддержка стажировок педагогов на площадках, где транслируются лучшие образовательные практики;
развитие механизмов привлечения лучших выпускников вузов в школы (введение высокой стартовой заработной платы для молодых кадров, выделение грантов на предоставление жилья и льготная ипотека).
Индикаторы результатов развития системы общего образования | |||
|
Наименование показателя |
2015 год |
2020 год |
1 |
Доля школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, от обшей численности школьников, % |
90 |
95 |
2 |
Доля детей школьного возраста, имеющих возможность по выбору получать доступные качественные услуги дополнительного образования, от общей численности детей школьного возраста, % |
91 |
96 |
3 |
Доля учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевшим возможность выбора программ обучения, от обшей численности учителей, % |
85 |
100 |
4 |
Доля учителей, эффективно использующих современные образовательные технологии (в том числе ИКТ) в профессиональной деятельности, от общей численности учителей, % |
85 |
100 |
5 |
Доля выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, удаленных и труднодоступных территориях, которым предоставлена возможность выбора обучения, в том числе дистанционно или в учреждениях профобразования, от общей численности выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, удаленных и труднодоступных территориях, % |
88 |
96 |
Конкретными результатами проекта по модернизации общего образования в обеспечении развития системы общего образования на период до 2020 года являются:
создание в общеобразовательных учреждениях комфортных условий, отвечающих современным требованиям, за счет мероприятий по укреплению учебно-материальной базы школ. Все школы будут иметь теплые туалеты, капитально отремонтированные, оснащенные современным оборудованием спортивные залы, школьные столовые и медицинские кабинеты.
создание в общеобразовательных учреждениях ИКТ-инфраструктуры в ходе реализации региональных проектов "Школьная информационная сеть", "АРМ учителя";
развитие системы дистанционного обучения для учащихся, проживающих в удаленных и труднодоступных территориях, в ходе реализации регионального проекта "Базовая школа".
Руководитель департамента образования |
Т.П. Хлопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.