Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Подготовка раздела 1 "Цели, задачи и показатели деятельности"
2.1. Составление раздела 1 Доклада осуществляется по форме согласно приложению 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
2.2. В первом разделе Доклада должна быть представлена система целей, задач и показателей, дающая ясное представление об основных значимых для общества направлениях и результатах деятельности субъекта бюджетного планирования и описывающая важнейшие качественные и количественные характеристики состояния подведомственной сферы за отчетный период и то состояние подведомственной сферы, которое должно быть достигнуто в плановом периоде.
2.3. Под деятельностью субъекта бюджетного планирования в настоящих Методических рекомендациях понимается любая деятельность, осуществляемая за счет средств (расходной части) бюджета субъекта бюджетного планирования, включая непрограммную деятельность, а также деятельность, осуществляемую в рамках федеральных целевых программ.
2.4. Цели и задачи субъекта бюджетного планирования должны быть согласованы с системой стратегических целей Краснодарского края, утвержденной главой администрации Краснодарского края, и конкретизировать отдельные стратегические цели Краснодарского края, исходя из полномочий субъекта бюджетного планирования, а также обеспечивать в плановом периоде реализацию утвержденной стратегии развития соответствующей сферы деятельности.
2.5. Совокупность целей должна охватывать все направления деятельности субъекта бюджетного планирования. Количество целей не должно превышать шести. Для каждой цели должно быть приведено обоснование ее соответствия сферам деятельности, полномочиям и функциям субъекта бюджетного планирования исходя из нормативных правовых актов и иных официальных документов, определяющих основные задачи и принципы государственной политики в сфере компетенции субъекта бюджетного планирования.
2.6. При определении целей рекомендуется руководствоваться следующими критериями:
специфичность (цели должны соответствовать области компетенции, полномочиям и функциям субъекта бюджетного планирования);
измеримость (достижение цели можно проверить, в том числе и прежде всего - с помощью количественных индикаторов);
релевантность (наличие четкой связи цели с основной деятельностью субъекта бюджетного планирования);
достижимость (цели должны быть потенциально достижимы в среднесрочной перспективе).
2.7. Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать:
специальных терминов, затрудняющих ее понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в сфере деятельности, связанной с реализацией данной цели;
терминов, понятий и выражений, которые допускают произвольное или неоднозначное толкование;
указаний на иные цели, задачи, эффекты или результаты, которые являются следствиями достижения самой стратегической цели.
2.8. Рекомендуется формулировать стратегические цели так, чтобы из данных формулировок следовала направленность на улучшение состояния дел в определенной сфере. Стратегическая цель не должна формулироваться как функция субъекта бюджетного планирования из положения о нем либо как полномочие субъекта Российской Федерации, установленное Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Выбор конкретных путей, средств и методов достижения целей, а также оценка рисков и разработка мероприятий по их минимизации осуществляются на последующих стадиях планирования деятельности субъекта бюджетного планирования - при формировании тактических задач и подготовке бюджетных целевых программ.
2.9. Для каждой цели в докладе должен быть приведен количественно измеримый показатель (группа показателей), характеризующий уровень достижения цели, его значения для отчетного периода, оценку значения за текущий год и целевое (желаемое) значение (более подробно требования к показателям рассмотрены ниже), а также значения для каждого года планового периода, которые будут достигнуты в случае реализации предлагаемых в докладе бюджетных программ и непрограммной деятельности.
Для выбранного количественного значения, достижение которого является целевым (желаемым) к концу среднесрочного периода, должно быть приведено его обоснование. Варианты обоснований целевых значений показателей приведены в п. 2.16. настоящих Методических рекомендаций.
2.10. В случае если возможность достижения целевых значений существенно зависит от выделяемых бюджетных и иных ресурсов, могут быть предложены 2 и более вариантов динамики целевых индикаторов - реалистичный (при сохранении текущего уровня финансирования, скорректированного с помощью дефлятора), оптимистичный (при повышении уровня финансирования, скорректированного с помощью дефлятора) и другие, например, с учетом внебюджетных источников финансирования (гуманитарная или спонсорская помощь, гранты и т.п.), участия субъекта бюджетного планирования в национальных проектах, федеральных целевых программах, международных проектах и т.д.
2.11. Тактические задачи субъекта бюджетного планирования представляют собой конкретизацию выбираемых направлений и способов деятельности, обеспечивающих достижение поставленных целей в плановом периоде. Достижение цели может быть обеспечено решением различных, иногда альтернативных, тактических задач и требовать различных по объему затрат. Каждая тактическая задача должна соответствовать лишь одной из целей субъекта бюджетного планирования. Для каждой из целей следует сформулировать от 2 до 5 тактических задач, которые в совокупности должны охватывать все направления деятельности субъекта бюджетного планирования, необходимые для достижения соответствующей цели. Следует избегать постановки задач, направленных на обеспечение деятельности самого субъекта бюджетного планирования.
Совокупность тактических задач по каждой цели должна отвечать принципам необходимости (решение каждой тактической задачи является необходимым условием достижения цели) и достаточности (решение всех тактических задач является достаточным условием достижения цели).
Сроки решения каждой из тактических задач не должны превышать срок достижения соответствующей цели. Для целей, соответствующих основным функциям субъекта бюджетного планирования, выполняемым на постоянной основе, тактические задачи, как правило, должны предусматривать достижение определенных целевых значений показателей на срок до 3-х лет, по истечении которого будет производиться анализ достигнутых результатов и, при необходимости, корректировка данных тактических задач.
2.12. Основой для формирования системы тактических задач в рамках реализации каждой стратегической цели может служить:
формирование инерционного прогноза динамики показателей, отражающих уровень достижения цели в среднесрочной перспективе;
оценка ожидаемого отклонения прогнозируемого значения от целевого (выявление проблем), анализ критичности указанного отклонения с точки зрения его возможных негативных последствий и принятие решения о необходимости его преодоления;
установление и анализ факторов, препятствующих достижению целевых показателей, выбор системы действий, позволяющих их преодолеть, и их формулирование в виде тактических задач.
Для каждой тактической задачи должны быть приведены количественно измеримые показатели, отражающие уровень ее решения в отчетном, текущем и плановом периоде.
2.13. При разработке системы показателей (индикаторов) следует руководствоваться утвержденной главой администрации Краснодарского края системой стратегических целей Краснодарского края и показателей их достижения. При этом также допускается использование дополнительных показателей.
В число показателей могут включаться справочные показатели (об этом делается соответствующая отметка в тексте доклада). Данные показатели носят информационный характер либо их целевые значения используются с целью расчета значений других показателей. Изменение значений таких показателей не характеризуют динамику результативности деятельности субъектов бюджетного планирования.
2.14. Используемые дополнительные показатели должны в максимально возможной степени соответствовать следующим требованиям:
адекватность: показатель (группы показателей) должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи;
точность: погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах деятельности субъекта бюджетного планирования;
объективность: не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел, используемые показатели должны в наименьшей степени создавать стимулы для субъекта бюджетного планирования и подведомственных организаций к искажению результатов их деятельности;
достоверность: способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки;
однозначность: определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей;
экономичность: получение отчетных данных должно производиться с минимально возможными затратами, применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих программах сбора информации, планах статистических работ и т.д.;
сопоставимость: выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды и с показателями, используемыми для оценки прогресса в решении сходных (смежных) задач, а также с показателями, используемыми в российской и международной практике;
уникальность: показатели достижения цели не должны представлять собой объединение нескольких показателей, характеризующих решение отдельных относящихся к этой цели задач.
2.15. По каждому показателю необходимо указать: плановые значения за текущий год и плановый период; плановые и фактические значения за отчетный период.
Допускается использование интервальных значений показателей в плановом периоде. Значения справочных показателей в плановом периоде могут не указываться.
2.16. При обосновании целевых значений показателей необходимо по возможности сопоставлять их не только с текущим значением, но и с прогнозируемым инерционным уровнем, определенным исходя из предположения о сохранении сложившихся тенденций (соотношений), а также использовать межрегиональные сравнения.
Целевые значения показателей могут устанавливаться с учетом и на основе:
показателей прогноза социально-экономического развития Краснодарского края на среднесрочную перспективу;
показателей, содержащихся в утвержденной стратегии развития курируемой субъектом бюджетного планирования сферы деятельности; значений показателей за прошлые периоды;
метода прямого счета, когда целевое значение устанавливается на уровне, означающем, что проблема, породившая какую-то задачу, полностью решена;
показателей других субъектов бюджетного планирования, являющихся примерами "лучшей практики";
значений аналогичных показателей в других субъектах Российской Федерации.
2.17. Если плановое и фактическое значение показателя за отчетный период не совпадают, то в Докладе приводится описание причин недостижения или существенного превышения плановых показателей.
Если плановые значения показателей в представляемом докладе отличаются от плановых значений показателей тех же целей, задач, программ, зафиксированных в докладе прошлого года, дается обоснование изменения данных плановых значений. В докладе следует привести обоснование уровня целевого значения каждого из показателей, установленного на конец планового периода.
2.18. Отклонения в разрабатываемых докладах по сравнению с утвержденными в предыдущие годы докладами (в виде изменения состава целей, задач, показателей и их значений) допускаются в случаях:
изменения стратегических целей развития курируемой сферы деятельности на планируемый период;
изменения полномочий и функций субъектов бюджетного планирования;
выявления необходимости изменения указанных параметров по результатам мониторинга достижения запланированных в докладе показателей деятельности субъекта бюджетного планирования.
2.19. В 2008 году отчетные показатели за 2006 - 2008 годы приводятся только в разрезе целей.
В 2009 году отчетные показатели приводятся за 2007 - 2008 годы в разрезе целей и за 2009 год - в разрезе целей и задач.
В 2010 году отчетные показатели приводятся за 2009 - 2010 годы в разрезе целей и задач.
Начиная с 2011 года, отчетные показатели приводятся в разрезе целей и задач за весь отчетный период.
2.20. В первый раздел доклада также должен включаться подраздел, содержащий обоснование выбора конкретных путей, средств и методов достижения целей, решения задач и выбора бюджетных программ.
2.21. В случае, если решение тактической задачи требует специальных действий со стороны других субъектов бюджетного планирования, при описании задачи в докладе необходимо сформулировать межведомственные задачи для тех субъектов бюджетного планирования, от которых зависит решение данной задачи, а также сформулировать предложения по кандидатуре субъекта бюджетного планирования, отвечающего за решение задачи в целом.
Межведомственной задачей является тактическая задача субъекта бюджетного планирования, решение которой невозможно без дополнительных действий со стороны других субъектов бюджетного планирования, являющихся соисполнителями, и требующая координации и организации со стороны субъекта бюджетного планирования, отвечающего за решение задачи в целом.
2.22. В случае если решение тактической задачи затрагивает компетенцию или требует действий со стороны федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (органов местного самоуправления), могут быть сформулированы межуровневые задачи для органов исполнительной власти Российской Федерации (органов местного самоуправления), от которых зависит решение данной задачи. Все межуровневые задачи должны быть сформулированы в конце данного раздела. Описание межуровневой задачи должно содержать:
краткое обоснование необходимости постановки межуровневой задачи и ее взаимосвязь с задачами субъекта бюджетного планирования;
характеристики предполагаемых действий органов исполнительной власти Российской Федерации (органов местного самоуправления), к компетенции которых относится межуровневая задача;
показатели решения межуровневой задачи для субъекта бюджетного планирования и их значения для отчетного и планового периода.
Формулировка межуровневой задачи должна предполагать действия в рамках полномочий тех органов исполнительной власти Российской Федерации с участием органов местного самоуправления, для которых она поставлена.
Постановка межуровневой задачи для органов исполнительной власти Российской Федерации с участием органов местного самоуправления предполагает ведение субъектом бюджетного планирования мониторинга деятельности по ее решению и показателей ее решения органами исполнительной власти Российской Федерации (органами местного самоуправления). Форма и способы мониторинга должны быть описаны в дополнение к формулировке и описанию межуровневой задачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.