Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Министру здравоохранения
Российской Федерации
Скворцовой В.И.
О состоянии законности
при реализации приоритетного
национального проекта "Здоровье"
Уважаемая Вероника Игоревна!
Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведено обобщение состояния законности при реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" (далее - проект) в 2012 г. Результаты прокурорских проверок свидетельствуют о распространенности нарушений бюджетного законодательства, законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, при использовании медицинского оборудования, осуществлении выплат медицинским работникам за оказание дополнительной медицинской помощи, проведении диспансеризации работающих граждан, выдаче, предъявлении к оплате родовых сертификатов, использовании средств фонда обязательного медицинского страхования.
В рамках реализации мероприятий проекта прокурорами выявляются случаи принятия органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, не соответствующих федеральному законодательству. Курганским областным судом 24.10.2012 удовлетворено заявление прокурора области о признании недействительным постановления регионального Правительства "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Курганской области бесплатной медицинской помощи" в части занижения нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.
Решением Алтайского краевого суда от 13.04.2012 удовлетворено заявление прокурора края о признании недействующим приказа управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, исключившего из перечня специалистов, имеющих право на получение стимулирующих выплат при реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, врачей и медицинских сестер, получающих доплаты в рамках проекта.
Подобные нарушения выявлены в нормативных правовых актах республик Тыва, Хакасия, Забайкальского, Красноярского краев, Новосибирской и Томской областей.
Вопреки ст. 281, 289, 301 Бюджетного кодекса Российской Федерации в Республике Коми, Карачаево-Черкесской Республике, Пермском крае, Мурманской, Новгородской и Псковской областях установлены нарушения законодательства при размещении заказов для государственных нужд, расходовании бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий проекта. В ходе проверки исполнения законодательства при реализации направления "Развитие службы крови" в Карачаево-Черкесской Республике управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе выявлены факты оплаты ФМБА России и региональными органами здравоохранения фактически не выполненных работ по строительству модуля по переливанию крови в г. Черкесске и поставки для него медицинского оборудования на общую сумму 288,6 млн. руб. Материалы прокурорской проверки направлены в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
Выявлены факты простоя и неэффективного использования дорогостоящего медицинского оборудования, закупленного в рамках реализации проекта. Так, в Приморском крае не используется медицинское оборудование, поставленное по направлению "Формирование здорового образа жизни" в Центр здоровья для детей при КГБУЗ "Дальнереченская центральная городская больница". В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре при проверке МУЗ "Центральная районная больница N 1" г. Нефтеюганска выявлено, что в период с 2006 по 2012 г. в больницу поступило 69 видов дорогостоящего медицинского оборудования, которые не использовались по причине отсутствия медицинского персонала и были демонтированы. Подобные нарушения вскрыты прокурорами Архангельской, Ленинградской, Мурманской областей и г. Санкт-Петербурга.
В нарушение ч. 1 ст. 16, ст. 17 и 35 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в ряде регионов не принимаются необходимые меры по организации оказания скорой медицинской помощи, в том числе реализации направления проекта "Совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях". В Ивановской области на станции скорой помощи МБУЗ "Фурмановская ЦРБ" эксплуатировался полученный в рамках проекта автомобиль с техническими неисправностями. В филиале ГУЗ "Липецкая областная станция скорой медицинской помощи" в г. Ельце выездные бригады не были укомплектованы лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отсутствовали наборы инструментов для экстренной оториноскопии. В Красноярском крае ненадлежащим образом были оснащены центры оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. Нарушения при оказании скорой медицинской помощи выявлены прокурорами в республиках Адыгея, Бурятия, Астраханской, Волгоградской, Кировской, Нижегородской, Новосибирской, Ростовской и Рязанской областях.
Прокуроры принимали меры для реализации гражданами их права на высокотехнологичную медицинскую помощь. Прокуратурой Ставропольского края установлено, что в апреле 2012 г. медицинским учреждениям региона на оказание высокотехнологичных медицинских услуг из консолидированного бюджета выделены средства в размере 18,4 млн. руб. Вместе с тем по состоянию на сентябрь 2012 г. высокотехнологичная медицинская помощь не была оказана ни одному больному, несмотря на наличие большой потребности населения в ее оказании. В связи с внесенным прокурором края 27.09.2012 в адрес министра здравоохранения края представлением нарушения закона устранены.
По иску прокурора Веденского района Чеченской Республики в районной больнице исключены нарушения при реализации подпрограммы "Восстановление и дальнейшее развитие онкологической службы в Чеченской Республике на 2008 - 2011 годы", организовано оказание высокотехнологичной помощи населению, в частности, открыт смотровой кабинет.
В ряде регионов прокуроры реагировали на нарушения законодательства при проведении диспансеризации граждан, в том числе работающего населения. Так, по выявленным фактам внесения ложных сведений в реестр счетов на оплату дополнительной диспансеризации работающих граждан в г. Уфе возбуждены и расследуются 11 уголовных дел. По материалам прокурорской проверки в г. Армавире Краснодарского края в отношении медперсонала МБУЗ "Городская поликлиника N 4" за аналогичные действия органами возбуждено 6 уголовных дел по ст. 292 УК РФ (служебный подлог).
Прокурорами в республиках Бурятия, Тыва, Забайкальском, Красноярском краях, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областях приняты меры реагирования в связи с неполным проведением осмотров и обследований пациентов в ходе диспансеризации работающего населения, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществлением выплат врачам, фактически не принимавшим участия в проведении диспансеризации.
Многочисленные нарушения законов выявлены при проведении мероприятий в рамках иммунопрофилактики. В Республике Саха (Якутия), Приморском крае, Чукотском автономном округе в нарушение ст. 11 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" вакцинация детей проводилась без согласия родителей либо иных законных представителей.
Нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе при содержании помещений, используемых для проведения иммунизации граждан, несоблюдение условий хранения вакцины допускались в республиках Алтай, Башкортостан, Бурятия, Коми, Марий-Эл, Забайкальском, Красноярском, Пермском краях, Архангельской, Кировской, Мурманской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Самарской, Саратовской, Псковской, Томской, Ульяновской областях. По возбужденным прокуратурой г. Дзержинска Нижегородской области делам к административной ответственности за массовые нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при транспортировании и хранении медицинских иммунобиологических препаратов 15 лиц привлечены к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ.
Учреждениями здравоохранения зачастую не соблюдаются требования законодательства, направленные на охрану здоровья новорожденных детей. В Республике Саха (Якутия), Приморском, Камчатском краях, Амурской, Сахалинской областях на основании принятых мер реагирования устранены нарушения порядка проведения диспансерного (профилактического) наблюдения детей первого года жизни, в том числе факты несвоевременного осмотра детей узкими специалистами, непроведения или неполного проведения обследований детей.
Мерами прокурорского реагирования восстановлены права работников медицинских учреждений на получение дополнительных выплат (Республика Саха (Якутия), Хабаровский, Приморский края, Амурская, Воронежская, Калужская, Костромская, Сахалинская, Тульская и Ярославская области и др.). Так, прокурором Красносельского района Костромской области по коллективной жалобе медицинских работников ОГБУЗ "Красносельская районная больница" в суд направлены 44 заявления о выдаче судебного приказа о погашении задолженности по дополнительным выплатам в рамках проекта, которые удовлетворены. В Ямало-Ненецком автономном округе по возбужденному Надымским городским прокурором делу к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение законов о труде и охране труда) привлечен главный врач центральной больницы, задержавший выплату 63 работникам стимулирующей денежной надбавки к заработной плате за сентябрь 2012 г.
В республиках Саха (Якутия), Тыва, Забайкальском, Камчатском, Красноярском, Хабаровском краях, Белгородской, Кемеровской, Омской, Тамбовской, Тверской, Томской областях, Еврейской автономной области и других регионах прокурорами пресечены нарушения законодательства при хранении, выдаче, заполнении, использовании, оплате родовых сертификатов.
Всего органами прокуратуры Российской Федерации в 2012 г. в сфере реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" выявлено свыше 46 тыс. нарушений, для устранения которых внесено 7,5 тыс. представлений, по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 10 тыс. лиц, на незаконные правовые акты принесено более 500 протестов, в суды направлено 7,7 тыс. исковых заявлений, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 1,6 тыс. лиц, предостережено о недопустимости нарушений закона 500 должностных лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено свыше 130 уголовных дел.
Информируя об изложенном и учитывая, что в соответствии с пп. 1, 2, 5.5.37 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608, Минздрав России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, координацию и контроль деятельности Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, прошу Вас:
поручить Росздравнадзору усилить надзор за использованием учреждениями здравоохранения медицинского и диагностического оборудования, поступающего в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье", оказанием скорой и высокотехнологичной медицинской помощи, соблюдением порядка учета, хранения и выдачи родовых сертификатов, порядка и условий проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан и обследования новорожденных детей, реализацией региональными органами здравоохранения переданных полномочий в данной сфере;
рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации проанализировать причины нарушений законодательства, допускаемых при реализации проекта, и разработать комплекс мер по их устранению и предупреждению.
Первый заместитель |
А.Э. Буксман |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.