Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
Примерная структура учебного плана для 9-х классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края
(утв. приказом министерства образования и науки Краснодарского края
от 17 июля 2013 г. N 3793)
Пояснительная записка
Примерная структура учебного плана общеобразовательных учреждений Краснодарского края разработана на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" с изменениями и дополнениями, и является основой для разработки учебных планов общеобразовательных учреждений.
Учебный предмет "Математика" изучается как два самостоятельных предмета: "Алгебра" в объеме 3 часов в неделю и "Геометрия" в объеме 2 часов в неделю.
Учебный предмет "История" изучается как единый курс в объеме 2 часов в неделю.
В рамках одного часа в области искусства по решению образовательного учреждения изучается предмет "Искусство" - 1 час или два предмета "Музыка" - 0,5 часа и "Изобразительное искусство" - 0,5 часа.
При конструировании учебного плана для 9-х классов образовательным учреждениям необходимо учитывать, что предпрофильная подготовка должна быть организована для всех учащихся 9-х классов, но возможно использование различных форм.
Предпрофильная подготовка обучающихся - комплексная подготовка к жизненно важному выбору дальнейшей образовательной траектории. Каждый выпускник основной школы должен своевременно получить информацию о возможных путях продолжения образования, о территориально доступных для него образовательных учреждениях, оценить свои желания и возможности и на основании анализа имеющейся информации принять осознанное решение. Реализация предпрофильной подготовки осуществляется посредством информационной работы и прифильной ориентации, а также курсов по выбору (элективных). Элективные учебные курсы предпрофильной подготовки - учебные предметы по выбору обучающихся 9-х классов из компонента образовательного учреждения.
На ступени основного общего образования могут быть организованы элективные курсы разных видов.
Ориентационные элективные курсы проводятся для оказания помощи обучающемуся в его профильном (профессиональном) и социальном самоопределении; помогают ему увидеть многообразие видов деятельности, оценить собственные способности, склонности и интересы и соотнести их с реальными потребностями национального, регионального и местного рынка труда. Кроме того, подобные курсы должны помочь выстроить (хотя бы приблизительно) проект своей профессиональной карьеры, освоить технологию выбора и построения индивидуальной образовательной траектории.
Элективные курсы в форме проб создаются для того, чтобы ученик утвердился (или отказался) от сделанного им выбора направления дальнейшего обучения, связанного с определенным типом и видом профессиональной деятельности. Имеются два подвида:
предметно-ориентированные пробы, которые дают возможность апробировать разное предметное содержание с целью самоопределения; проверяют готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне; создают условия для подготовки к экзаменам по выбору (по наиболее вероятным предметам будущего профиля);
профессиональные пробы, ориентированные на знакомство с различными типами и видами профессиональной деятельности, выход на которые имеют различные профили обучения. Например, в естественных науках это курсы, связанные с практическим экспериментированием; в гуманитарных областях - работа с архивными документами, оригинальными текстам, в лингвистике - с аспектным переводом и пр. Профессиональные пробы могут также проводиться на базе предприятий (организаций, учреждений) - социальных партнеров школы. В практике ряда общеобразовательных школ разработаны и реализуются такие профессиональные пробы, проводимые на предприятиях и в организациях различных типов.
Образовательное учреждение должно обеспечить обучающимся возможность выбора элективных курсов, имеющих различную профильную направленность.
Набор обучающихся на элективные учебные курсы осуществляется с помощью анкетирования, по результатам которого формируются группы для изучения элективных учебных предметов. Списки обучающихся, посещающих элективные курсы по выбору, утверждаются распорядительным актом образовательного учреждения и при необходимости корректируются в течение учебного года.
Для элективных курсов должны применяться педагогические технологии, ориентированные на активную деятельность обучающегося, технологии учебных проектов и учебного исследования.
Крайне нежелательным является организация ведения предпрофильных и профильных элективных курсов (исключая репетиционные) на основе вербальных методик и репродуктивных методов обучения.
В связи с тем, что основной функцией курсов по выбору является профориентационная, они, как правило, должны носить краткосрочный, чередующийся характер и вводиться постепенно. Для этого учебный план 9 класса ориентирован на шестидневную учебную неделю с достаточным количеством часов компонента образовательного учреждения.
Элективные курсы могут иметь различный объем: от 17 до 34 часов в общеобразовательных классах и до 68 часов в классах гимназий и лицеев, в которых осуществляется дополнительная (углубленная) подготовка учащихся.
На организацию предпрофильной подготовки обучающихся отводится не менее 3 часов в неделю: 2 часа в неделю из федерального компонента за счет учебного предмета "Технология", 1 час в неделю из компонента образовательного учреждения.
Предпрофильная подготовка осуществляется в режиме шестидневной учебной недели и включает:
курсы по выбору (элективные курсы) - 2 часа в неделю,
информационная работа и профильная ориентация - 1 час в неделю. Курсы по выбору в ОУ, имеющих несколько классов в параллели, рекомендуется проводить в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов параллели.
В пояснительной записке делается расчет количества часов, отведенных на курсы по выбору, а также поясняются цели их введения и указывается количество часов, предназначенных для ориентационных и предметных курсов (без перечисления названий курсов).
Перечень курсов по выбору вносится в сетку учебного плана с указанием количества часов, отводимых на курс и числа групп, изучающих предмет (2 гр. по 0,5 час.).
Использование программ элективных курсов в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения предполагает проведение следующих процедур:
- обсуждение и согласование на школьных методических объединениях;
- внутреннее рецензирование;
- рассмотрение (согласование) на методическом и педагогическом совете школы;
- утверждение директором школы;
- внешнее рецензирование, если программа авторская.
В ходе внутреннего рецензирования, которое проводят наиболее опытные и квалифицированные учителя школы, оцениваются:
- степень новизны для обучающихся;
- мотивирующий и развивающий потенциал программы;
- здоровьесберегающие характеристики;
- полнота содержания;
- связность и систематичность изложенного материала;
- соответствие содержания элективного курса общей направленности профиля;
- методы обучения;
- система оценивания и зачета результатов освоения программы элективного курса;
- реалистичность с точки зрения ресурсов;
- формальная структура программы.
Внешнее рецензирование программ элективных курсов (если программа авторская) может осуществляться государственными образовательными учреждениями высшего, среднего и дополнительного профессионального образования по профилю деятельности, а также экспертными (методическими) структурами муниципального (регионального) уровня, наделенными соответствующими полномочиями.
Опыт создания и внедрения элективных курсов, вопросы их учебно-методического обеспечения широко освещаются в предметных научно-методических журналах, а также в учрежденном Российской академией образования журнале "Профильная школа".
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях разработано и используется большое разнообразие элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения, претендующих на статус авторских и обладающих различным качеством. В связи с этим рекомендуется организовать экспертизу программ элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения на муниципальном уровне.
Разработанные, используемые и прошедшие соответствующую экспертизу программы элективных курсов включаются в общедоступные банки данных программ элективных курсов муниципального уровня.
На основе программ элективных курсов, утвержденных в установленном порядке, разрабатываются соответствующие рабочие программы.
Организация элективных курсов может осуществляться с использованием потенциала образовательных учреждений профессионального и дополнительного образования.
Оценивание учебных достижений при освоении элективных курсов осуществляется в соответствии с порядком и требованиями, установленными образовательным учреждением.
Расписание учебных занятий составляется в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения с учетом возможности формирования межклассных групп.
Региональной спецификой учебного плана 9-го класса является:
выделение дополнительного времени на изучение русского языка до 3-х часов в неделю;
ведение учебного предмета "Кубановедение", который рекомендуется проводить по 1 часу в неделю, используя часы из регионального компонента и компонента образовательного учреждения;
продолжение изучения учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в объеме 1 час в неделю.
При проведении учебных занятий по "Иностранному языку", "Технологии", а также по "Информатике и ИКТ", "Физике" и "Химии" (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек.
При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью при проведении занятий по другим учебным предметам.
Рекомендуется деление IX классов на группы при организации предпрофильной подготовки.
Для школ и классов с углубленным изучением иностранных языков допускается изучение второго иностранного языка за счет часов, отводимых на организацию предпрофильной подготовки.
В общеобразовательных учреждениях, реализующих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся (лицеях, гимназиях, средних общеобразовательных школах с углубленным изучением отдельных предметов), часы, отведенные на курсы по выбору, информационную работу и профильную ориентацию могут быть использованы для дополнительной подготовки обучающихся по профильным предметам или предметам, отражающим специфику учреждения.
В таблице-сетке часов строка "Региональный компонент и компонент образовательного учреждения" не пишется.
Таблица-сетка часов примерного учебного для IX классов общеобразовательных
учреждений Краснодарского края на основе БУП - 2004
с предпрофильной подготовкой
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
IX | |
Русский язык |
3 |
Литература |
3 |
Иностранный язык (указать) |
3 |
Алгебра |
3 |
Геометрия |
2 |
Информатика и ИКТ |
2 |
История |
2 |
Обществознание |
1 |
География |
2 |
Физика |
2 |
Химия |
2 |
Биология |
2 |
Искусство (Музыка и ИЗО) |
1 |
Физическая культура |
3 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
1 |
|
|
Региональный компонент и компонент образовательного учреждения при 6-дневной неделе: | |
Предпрофильная подготовка Курсы по выбору: предметные ориентационные |
2 |
Информационная работа, профильная ориентация |
1 |
Кубановедение |
1 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН) |
36 |
Начальник отдела |
О.А. Лозовая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.