Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Стандарт
качества предоставления государственных социальных услуг, предоставляемых гражданам, в том числе инвалидам, обучающимся в профессиональных училищах-интернатах для инвалидов
(утв. приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 9 июля 2014 г. N 470)
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на услуги, предоставляемые гражданам, в том числе инвалидам, обучающимся в профессиональных училищах-интернатах для инвалидов (далее - учреждение).
2. Основные требования к качеству социальных услуг
Оказание услуг, предоставляемых гражданам в учреждении, осуществляется в соответствии с требованиями: ГОСТ Р 52142 - 2003 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения"; ГОСТ Р 52143 - 2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг"; ГОСТ Р 52495 - 2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения"; ГОСТ Р 52496 - 2005 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг"; ГОСТ Р 52498 - 2005 "Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания"; ГОСТ Р 52877-2007 "Услуги по медицинской реабилитации инвалидов. Основные положения"; ГОСТ Р 53059-2008 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам", ГОСТ Р 53348-2009 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг инвалидам".
Качество социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических и социально-правовых услуг рассматривается применительно к объему предоставления основных видов социальных услуг.
2.1. Социально-бытовые услуги
2.1.1. Содействие в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации и Краснодарского края льгот и преимуществ должно обеспечивать своевременное, полное и в соответствующей форме квалифицированное оказание помощи в решении вопросов, интересующих обучающихся, и удовлетворять их запросы и потребности.
2.1.2. Жилая площадь, предоставляемая на время обучения в учреждении, по размерам и другим жизненным показателям (состояние зданий и помещений, их комфортность) должна соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и обеспечивать удобство проживания обучающихся. При размещении обучающихся в жилых помещениях (комнатах) должны быть учтены их физическое и психическое состояние, наклонности, психологическая совместимость.
Помещения, предоставляемые для организации реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой и учебной деятельности, культурного и бытового обслуживания, по размерам, расположению и конфигурации должны обеспечивать проведение в них всех упомянутых выше мероприятий с учетом специфики обслуживаемого контингента.
Все жилые, служебные и производственные помещения должны отвечать санитарным нормам и правилам, требованиям безопасности, в том числе противопожарным требованиям, должны быть оснащены телефонной связью и обеспечены всеми средствами коммунально-бытового благоустройства и доступны для обучающихся. Они должны быть защищены от воздействия различных факторов (повышенных температуры воздуха, влажности воздуха, запыленности, вибрации и т.д.), отрицательно влияющих на здоровье персонала, обучающихся и на качество предоставляемых услуг.
2.1.3. Предоставляемая обучаемым в учреждении мебель должна быть удобной в пользовании, подобрана с учетом их физического состояния, а также отвечать требованиям современного дизайна.
2.1.4. Обучаемым должны быть предоставлены возможности для соблюдения личной гигиены и санитарии.
2.1.5. Питание, предоставляемое в учреждении, должно быть приготовлено поставщиком услуг по питанию из доброкачественных продуктов, удовлетворять потребности обучающихся по калорийности, соответствовать установленным нормам питания, санитарно-гигиеническим требованиям и быть предоставлено с учетом состояния здоровья обучающихся.
2.1.6. Обеспечение книгами, газетами, журналами, настольными играми и иным, необходимым для организации досуга, должна быть направлена на удовлетворение запросов обучаемых и оказание им помощи в подборе необходимых материалов.
2.1.7. Обучение инвалидов пользованию имеющимися в учреждении техническими средствами реабилитации должно развить у инвалидов практические навыки умения самостоятельно пользоваться этими средствами.
2.2. Социально-медицинские услуги
2.2.1. Помощь в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации и Краснодарского края социально-медицинских услуг, предоставляемых социальными службами, должна обеспечивать своевременное и в необходимом объеме предоставление услуг с учетом характера заболевания, медицинских показаний, физического и психического состояния обучающихся.
2.2.2. Содействие в проведении реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, должно обеспечивать выполнение оптимального для каждого инвалида набора разработанных мероприятий по социальной реабилитации, состоящей из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации, и медицинской реабилитации, состоящей из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования.
2.2.3. Организация медико-социального обследования, проведение первичного медицинского осмотра, оказание первой доврачебной помощи должны обеспечивать удовлетворение потребности обучаемых в социально-медицинских услугах до начала систематического лечения.
2.2.4. Госпитализация или содействие в госпитализации нуждающихся граждан в лечебно-профилактические учреждения должны быть осуществлены строго по медицинским показаниям, с учетом пожеланий обучающихся.
2.2.5. Содействие в получении медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых и территориальных программ обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях должно обеспечивать полное, высококачественное и своевременное выполнение всех медицинских процедур и мероприятий, предусмотренных соответствующими программами.
2.2.6. Организация лечебно-оздоровительных мероприятий должна обеспечивать привлечение обучающихся к посильной трудовой деятельности, совмещаемой с лечением и отдыхом в зависимости от состояния здоровья, с целью поддержать их активный образ жизни.
2.2.7. Состояние здания и помещения учреждения должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и правилам, требованиям противопожарной безопасности. Учреждением должны быть обеспечены все виды коммунально-бытового обслуживания, оснащение телефонной связью, созданы необходимые условия для пребывания в нем обучающихся, обслуживающего персонала, а также предоставления социальных услуг.
2.2.8. Консультирование по социально-медицинским вопросам должно обеспечивать оказание квалифицированной помощи обучающимся в правильном понимании и решении стоящих перед ними конкретных социально-медицинских проблем (гигиена питания и жилища, избавление от вредных привычек и др.).
2.3. Социально-психологические услуги
2.3.1. Психологическое консультирование должно обеспечить оказание обучающимся квалифицированной помощи по налаживанию межличностных отношений для предупреждения и преодоления семейных конфликтов, по вопросам детско-родительских, супружеских и других значимых отношений.
Социально-психологическое консультирование должно на основе полученной от обучающихся информации и обсуждения с ним возникших социально-психологических проблем помочь ему раскрыть и мобилизовать внутренние ресурсы и решить эти проблемы.
2.3.2. Психологические тренинги, как активное психологическое воздействие, должны быть оценены их эффективностью в снятии последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, привитии социально ценных норм поведения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности, формировании личностных предпосылок для адаптации к изменяющимся условиям.
2.3.3. Привлечение обучающихся к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения должно обеспечивать оказание им помощи в выходе из состояния дискомфорта (если оно есть), поддержании и укреплении психического здоровья, повышении стрессоустойчивости, уровня психологической культуры, в первую очередь в сфере межличностных отношений и общения.
2.3.4. Услуги по формированию навыков общения, здорового образа жизни, общежитейских навыков и умений должны обеспечить улучшение взаимоотношения детей в коллективе сверстников, их отношения со взрослыми, приобретение ими положительных общежитейских навыков и умения по оздоровлению своего образа жизни и применение их на практике.
2.3.5. При контроле качества услуг по формированию у обучающихся навыков общения, здорового образа жизни, общежитейских навыков и умений проверяют, в какой степени эти услуги обеспечивают улучшение взаимоотношения детей в коллективе сверстников, их отношения со взрослыми, какие положительные общежитейские навыки и умения по оздоровлению своего образа жизни приобрели дети и как применяют их на практике.
2.3.6. Беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса должны обеспечивать укрепление психического здоровья обучающихся, повышение их стрессоустойчивости и психической защищенности.
2.4. Социально-педагогические услуги
2.4.1. Качество услуг, связанных с организацией получения гражданами образования определяется тем, в какой степени созданные в учреждении условия для обучения по программам начального профессионального образования, профессиональной подготовки в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности и сами программы способствуют успешному и результативному проведению воспитательной работы и обучению.
2.4.2. Социально-педагогическое консультирование должно обеспечивать оказание квалифицированной помощи обучающимся в правильном понимании и решении стоящих перед ними социально-педагогических проблем (родительско-детских отношений, воспитания и развития детей и подростков, формирования супружеских и семейных отношений, включая сексуальные, предупреждения и преодоления педагогических ошибок, межличностных отношений в семье и т.д.).
2.4.3. Организация досуга в учреждениях социального обслуживания должна быть направлена на удовлетворение социокультурных и духовных запросов обучающихся (как взрослых, так и детей). Она должна способствовать расширению общего и культурного кругозора, сферы общения, повышению творческой активности обучающихся, привлечению их к участию в семейных и детских праздниках, соревнованиях, к активной клубной и кружковой работе (а детей - и к занятию спортом), к проведению других культурно-досуговых мероприятий.
2.4.4. Педагогическая помощь в социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни должно выявить причины и степень социальной дезадаптации и педагогической запущенности обучающихся, наметить и осуществить необходимые педагогические мероприятия по их адаптации к сложившимся социально-экономическим условиям жизни, обучению обучающихся правильному поведению в быту и общественных местах, самоконтролю, формированию у обучающихся навыков общения, здорового образа жизни.
2.5. Социально-экономические услуги
2.5.1. Содействие населению всех категорий и групп в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат, кредитов, алиментов, предоставлении жилья или улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края должно обеспечивать своевременное, полное, квалифицированное и эффективное оказание помощи в решении вопросов, интересующих обучающихся, и удовлетворять их запросы и потребности.
2.5.2. Обеспечение сирот одеждой, обувью по сезону и по утвержденным нормативам должно удовлетворять потребности обучающихся в добротной, соответствующих размеров, роста и фасона одежде и обуви.
2.5.3. Содействие в решении вопросов занятости должно заключаться в объективной информации обучающихся о состоянии данной проблемы в интересующих их населенных пунктах, оказании практической помощи в поиске и выборе места и характера работы (временной или сезонной, с сокращенным рабочим днем, на дому), в устройстве на курсы переподготовки через службы занятости и т.д.
2.5.4. Консультирование по вопросам самообеспечения должно разъяснять обучающимся их права и возможности в соответствии с нормативными актами и другими документами, касающимися развития семейного предпринимательства, надомных промыслов, и оказывать квалифицированную помощь в решении этих и других вопросов поддержания и улучшения своего материального положения и жизненного уровня семьи.
2.6. Социально-правовые услуги
2.6.1. Консультирование по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство и др.) должно давать обучающимся полное представление об интересующих их законодательных актах и правах в затрагиваемых вопросах, оказывать обучающимся необходимую помощь в подготовке и направлении соответствующим адресатам документов (заявлений, жалоб, справок и др.), необходимых для практического решения этих вопросов.
2.6.2. Оказание помощи в оформлении документов (на получение предусмотренных законодательством мер социальной поддержки и преимуществ, пособий, социальных выплат, пенсионного обеспечения, для удостоверения личности) должно обеспечить разъяснение обучающимся содержания необходимых документов в зависимости от их предназначения, изложение и написание (при необходимости) текста документов или заполнение форменных бланков, написание сопроводительных писем. Эффективность помощи оценивается тем, в какой степени она способствовала своевременному и объективному решению стоящих перед гражданами проблем.
2.6.3. Оказание юридической помощи или содействие обучающимся в решении вопросов, связанных с социальной реабилитацией, пенсионным обеспечением и другими социальными выплатами, получением установленных законодательством льгот и преимуществ, страхового медицинского полиса, защитой и соблюдением прав детей и подростков на воспитание и заботу о них, должно обеспечивать разъяснение сути и состояния интересующих обучающихся проблем, определять предполагаемые - пути их решения и осуществлять практические меры: содействие в подготовке и направлении в соответствующие инстанции необходимых документов, личное обращение в указанные инстанции, если в этом возникает необходимость, контроль за прохождением документов.
3. Основные факторы, определяющие качество социальных услуг
3.1. Основные факторы, определяющие качество социальных услуг. Основными факторами, влияющими на качество социальных услуг, предоставляемых гражданам учреждениями, являются:
наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение (далее - документы);
условия размещения учреждения;
укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация;
специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и другое);
состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг;
наличие внутренней и внешней систем (служб) контроля за деятельностью учреждения.
3.1.1. Документы, в соответствии с которыми функционирует учреждение:
устав учреждения;
руководства, правила, инструкции, планы работы;
лицензия на осуществление отдельных видов деятельности (при необходимости);
документы на эксплуатацию оборудования, приборов и аппаратуры;
нормативные правовые акты по деятельности учреждения и социальному обслуживанию граждан;
стандарты социального обслуживания населения.
3.1.1.1. Устав учреждения должен включать следующие сведения:
цели и виды деятельности;
предназначение учреждения;
порядок его формирования, деятельности, реорганизации и ликвидации;
источники финансирования;
юридический статус (организационно-правовая форма и форма собственности);
ведомственная принадлежность и подчиненност
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.