Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
избирательной комиссии
Краснодарского края
от 30 мая 2014 г. N 116/1361-5
Пояснительная записка
к проекту закона Краснодарского края "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Краснодарского края"
Законопроект подготовлен в целях приведения законов Краснодарского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края", "О муниципальных выборах в Краснодарском крае", "О выборах главы администрации (губернатора) Краснодарского края", "О порядке отзыва главы администрации (губернатора) Краснодарского края", "О референдумах в Краснодарском крае", "О системе избирательных комиссий, комиссий референдума в Краснодарском крае" и "Об избирательной комиссии Краснодарского края" в соответствие с действующей редакцией Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", то есть после внесения в указанный Федеральный закон изменений Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 95-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 94-ФЗ "О внесении изменений в статью 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Внесенные в Федеральный закон N 67-ФЗ изменения можно разделить на следующие отличающиеся по объему регулирования блоки, связанные:
- с уточнением фазы заверения списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями на проводимых с использованием пропорциональной избирательной системы выборах (изменения в пункт 14 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации");
- с порядком регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти (в частности на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
- с реализацией гражданами права на досрочное голосование в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом Законодательного Собрания Владимирской области от 15 апреля 2014 года N 11-П;
- со снижением до 5 процентов необходимого для допуска к распределению депутатских мандатов минимального процента голосов избирателей, полученных списком кандидатов на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатов представительного органа муниципального образования.
В отношении законодательства Краснодарского края это ведет к необходимости существенной его корректировки.
В первую очередь предлагаются к внесению в законы края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края" и "О муниципальных выборах в Краснодарском крае" изменения, связанные с установлением в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" положений о необходимых условиях регистрации кандидатов одномандатников и краевых списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями в краевом избирательном округе и избираемых по пропорциональной избирательной системе. Эти условия различны для разных субъектов выдвижения (самовыдвижения кандидата).
Так в Законе Краснодарского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края" они будут выглядеть следующим образом:
1. Выдвижение политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением кандидата по одномандатному избирательному округу, краевого списка кандидатов на выборах в Законодательное Собрание Краснодарского края считается поддержанным избирателями на основании результатов последних выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края, депутатов представительных органов муниципальных образований Краснодарского края и не требует сбора подписей избирателей в любом из следующих случаев:
а) федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу. Список таких политических партий составляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и размещается на ее сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
б) список кандидатов, выдвинутый политической партией, ее региональным отделением, по результатам последних выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по краевому избирательному округу;
в) муниципальный список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов в представительные органы муниципальных образований Краснодарского края был допущен к распределению депутатских мандатов хотя бы в одном из них;
г) на последних выборах в представительные органы муниципальных образований Краснодарского края за муниципальные списки кандидатов, выдвинутые политической партией, в сумме проголосовало не менее 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории Краснодарского края.
Список политических партий по пунктам "б" - "г" раздела 1 составляется избирательной комиссией Краснодарского края и размещается на ее сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2. На выборах депутатов представительных органов муниципального образования выдвижение политической партией, кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, муниципального списка кандидатов считается поддержанным избирателями на основании результатов последних выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательного Собрания Краснодарского края или последних выборов депутатов в представительные органы муниципальных образований, проводившихся в Краснодарском крае, и не требует сбора подписей избирателей в любом из следующих случаев:
а) выдвижения политической партией, на которую распространяется действие пунктов "а", "б" раздела 1 по выборам депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края (то есть пунктов 3 и 4 статьи 35.1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации");
б) на кандидатов в депутаты конкретного представительного органа муниципального образования, если в этот представительный орган по результатам последних выборов был избран хотя бы один депутат, выдвинутый данной политической партией (в том числе в составе муниципального списка кандидатов);
в) на кандидатов в депутаты конкретного представительного органа поселения, входящего в муниципальный район, если по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении муниципальных выборов кандидат, выдвинутый этой политической партией по одномандатному (многомандатному) избирательному округу или в составе муниципального списка кандидатов и избранный на последних муниципальных выборах депутатом представительного органа хотя бы одного поселения, входящего в этот муниципальный район, избран из состава данного представительного органа поселения депутатом представительного органа этого муниципального района.
Список политических партий по пунктам "б" - "в" раздела 2 также составляется избирательной комиссией Краснодарского края и размещается на ее сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Эти положения предлагается включить в Закон Краснодарского края "О муниципальных выборах в Краснодарском крае".
Кроме того в соответствии с федеральным законодательством в указанных краевых законах определяется количество подписей в поддержку выдвижения тех субъектов, которые не подпадают под вышеприведенные условия.
На выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края в поддержку выдвижения политической партией, ее региональным отделением, на которые не распространяется действие вышеуказанного раздела 1, должны быть собраны подписи избирателей в следующем количестве:
- для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу (в том числе кандидата - самовыдвиженца) - 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
- для регистрации краевых списков кандидатов - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории краевого избирательного округа.
На выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в поддержку их выдвижения политической партией, ее региональным или местным отделением, на которые не распространяется действие вышеуказанного раздела 2, а также самовыдвиженцев должны быть собраны подписи избирателей в количестве 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.
Выдвижение кандидата на должность главы муниципального образования (должностного лица местного самоуправления) любой политической партией, ее региональным или местным отделением сбора подписей не требует. Однако это не распространяется на самовыдвиженцев и выдвиженцев общественным объединением, которым необходимо собрать в свою поддержку подписи избирателей в количестве 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.
Дополнительная регламентация на федеральном уровне фазы заверения списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями на проводимых с использованием пропорциональной избирательной системы выборах, призвана установить при заверении списков кандидатов адекватное реагирование организующих выборы избирательных комиссий на непредставление к ним отдельных обязательных документов, касающихся только отдельного кандидата или отдельных кандидатов. В таких случаях организующим выборы избирательным комиссиям предписано исключать из списка таких кандидатов, а сам список кандидатов заверять. Такой подход полностью согласуется с уже существовавшим регулированием процесса заверки списков кандидатов в законах Краснодарского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края" (часть 10 статьи 25) и "О муниципальных выборах в Краснодарском крае" (часть 8 статьи 87), что позволило лишь внести это дополнение по месту в уже существующие положения указанных законов.
Также с 7 до 5 процентов предлагается снизить необходимый для допуска к распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных краевым списком кандидатов на выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края, что ведет к исключению норм краевого Закона, предусматривающих передачу по одному депутатскому мандату тем краевым спискам кандидатов, которые получили по результатам выборов менее 7, но не менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не были допущенные к распределению депутатских мандатов.
С учетом того, что по результатам выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва избирательных объединений, выдвинувших краевые списки кандидатов, которые получили менее 7, но не менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и отсутствует юридический факт передачи им депутатских мандатов, а также положения пункта 4 статьи 3 Федерального закона N 95-ФЗ о неприменении нормы пункта 17 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу передачи мандатов) при определении результатов выборов, назначенных после дня его вступления в силу, возможно исключить ссылки на переданные мандаты депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края из законов Краснодарского края "О референдумах в Краснодарском крае", "О системе избирательных комиссий, комиссий референдума в Краснодарском крае" и "Об избирательной комиссии Краснодарского края".
Новеллы федерального законодательства, связанные с реализацией гражданами права на досрочное голосование, нашли свое отражение в проекте в части отзыва главы администрации (губернатора) Краснодарского края, референдумов (по муниципальным выборам в основном они были уже рассмотрены Законодательным Собранием Краснодарского края на сессии 23 мая текущего года). Организация досрочного голосования будет, как правило, осуществляться только в участковых комиссиях за 10 дней до дня голосования (заканчивается в день предшествующий дню голосования), что позволяет не изменять существующие формы протоков об итогах голосования, результатах выборов, референдумов, голосования по отзыву. Оно проводится если законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям для граждан, которые в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будут отсутствовать по месту своего жительства и не смогут прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, участке референдума, участке голосования по отзыву, на котором они включены в список избирателей, участников референдума, участников голосования по отзыву. Его организация предусматривает, что оно проводится не менее четырех часов в день в рабочие дни в вечернее время (после 16 часов по местному времени) и в выходные дни. График работы комиссий для проведения досрочного голосования определяется комиссией, организующей выборы, референдум, голосование по отзыву или по ее поручению нижестоящими комиссиями, размещается на сайте соответствующей комиссии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии), а также подлежит опубликованию в средствах массовой информации или обнародованию иным способом.
Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 94-ФЗ была уточнена одна из правовых норм, содержащихся в пункте 11 статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о допустимости на выборах органов местного самоуправления сельских поселений создания избирательного фонда кандидата без открытия специального избирательного счета при условии, что расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превысят определенной суммы денег. Изменениями увеличен предельный размер этой суммы до пяти тысяч рублей (ранее было три тысячи рублей) и установлен источник поступления денежных средств в избирательный фонд - только собственные средства кандидата. С учетом такой регламентации её внедрение в 9 статей Закона Краснодарского края "О муниципальных выборах в Краснодарском крае" позволит на уровне муниципальных выборов в сельских поселения урегулировать вопрос с оплатой подписных листов при сборе подписей кандидатами - самовыдвиженцами и кандидатами, выдвинутыми общественными объединениями, не являющимися политическими партиями.
Кроме того у таких кандидатов появятся "узаконенные" денежные средства на проведение своей предвыборной агитации в ограниченном объеме, но для сельского поселения, полагаем, достаточного. Так, исходя из заявленных расценок на предвыборную агитацию на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Краснодарского края в 2013 году, предложения на изготовление одноцветной агитлистовки формата А4 начинались с 0,48 (г. Краснодар) - 0,77 (ст-ца Кавказская) рубля за экземпляр, стоимость одного квадратного сантиметра в газетах составляла от 30 (Народная газета "Станица", г. Краснодар) до 80 ( "Прикубанские огни", ст-ца Тбилисская) - 100 ( "Сельская новь", г. Усть-Лабинск) рублей, а одной минуты на радио (ООО "Метроном - 3", ст-ца Тбилисская) - 3000 рублей. При этом, учитывая уровень выборов, можно ожидать некоторого снижения указанных расценок на агитацию в ходе муниципальных выборов.
В статье 2 законопроекта предлагается не использовать на муниципальных выборах в Краснодарском крае строку "Против всех" в избирательных бюллетенях.
В законопроекте также предложено уточнить незначительное число уже имеющих норм, внесение изменений по которым вызвано необходимостью их конкретизации, в том числе в связи с их взаимосвязью с положениями иных краевых законов, что требует их единообразного изложения.
Председатель избирательной |
Ю.А. Бурлачко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.