Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению Премьера
Правительства Москвы
от 26 мая 1998 г. N 554-РП
Положение
о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны города Москвы
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны города Москвы (СНЛК), являющейся городской структурой.
2. СНЛК является составной частью сил и средств наблюдения и контроля Московской городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МГСЧС).
3. Общее руководство сетью наблюдения и лабораторного контроля возлагается на Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы (ГУ ГОЧС). Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК осуществляют городские (головные) организации, включенные в структуру СНЛК.
4. Наблюдение*(1) и лабораторный контроль*(2) организуется и проводится в целях:
- своевременного обнаружения и индикации*(3) радиоактивного, химического, биологического заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- принятие экстренных мер по защите населения, и территории города от радиоактивных (РВ), отравляющих (ОВ), аварийно-химических опасных веществ (АХОВ), биологических (бактериологических) средств - возбудителей инфекционных заболеваний.
5. Сеть наблюдения и лабораторного контроля имеет два уровня: городской и окружной.
Городской уровень. СНЛК формируется на основе следующих учреждений и организаций, функционирующих на территории города:
- Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Москве;
- Московский городской комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов;
- Дорожный ЦСЭН Московской ж/д;
- ЦСЭН Метрополитена;
- Московская городская ветеринарная лаборатория.
- Московский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- Московское научно-производственное объединение "Радон";
- Химико-радиометрическая лаборатория Главного управления по делам ГО и ЧС г.Москвы.
Координацию деятельности СНЛК городского уровня осуществляет ГУ ГОЧС г. Москвы.
Окружной уровень. СНЛК формируется на основе учреждений и организаций, функционирующих на территории административного округа. Координацию деятельности СНЛК окружного уровня осуществляют комиссии по чрезвычайным ситуациям и управления по делам ГО и ЧС административных округов г. Москвы.
6. Перечень конкретных учреждений и организаций СНЛК функционирующих на городском и окружном уровнях устанавливается соответствующими органами исполнительной власти.
II. Функционирование и порядок передачи информации учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля
7. Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах.
В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, установленных для данного учреждения директивным (вышестоящим) органом. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности.
В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.
Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье и других РВ, АХОВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС; о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие двух часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном и не формализованном виде по существующим каналам связи.
Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛК вышестоящей организацией, территориальными органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и закрепляются соответствующей инструкцией.
В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время), применение противником современных средств поражения в военное время, наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.
Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС; о массовых вспышках инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям*(4).
Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется в формализованном и не формализованном виде по имеющимся каналам связи немедленно, с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее двух часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.
Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4-х часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).
III. Организация наблюдения и лабораторного контроля
8. Основу СНЛК города составляют головные учреждения, являющиеся подразделениями повышенной готовности со сроками приведения в готовность 6-8 часов. При эвакуации учреждения СНЛК рассредотачиваются в загородной зоне, с учетом существующей концепции по загородной зоне, которая подготавливается заблаговременно в соответствии с планом перевода учреждения с мирного на военное время.
8.1. Головные - наиболее подготовленные к выполнению задач СНЛК городские учреждения - выполняют следующие задачи:
- определяют зараженность (загрязненность) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, АХОВ и проводят специфическую индикацию БС в соответствии с функциями, возложенными на них соответствующими городскими учреждениями;
- проводят сбор, обобщение и анализ информации о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении (загрязнении) продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, объектов окружающей среды на контролируемой ими (закрепленной) территории при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- осуществляют методическое руководство подчиненными (закрепленными) учреждениями СНЛК при проведении всех видов лабораторных исследований.
8.2. Городские учреждения СНЛК, кроме указанных выше функций головных учреждений, выполняют следующие задачи:
- общее руководство СНЛК в рамках функциональной подсистемы МГСЧС;
- разработку нормативно-методических документов для подведомственных учреждений по работе в СНЛК;
- организацию и контроль подготовки кадров подведомственных учреждений для работы в СНЛК;
- контроль готовности подведомственных учреждений к работе в СНЛК.
8.3. Учреждения СНЛК окружного уровня, закрепленные за соответствующими головными учреждениями, выполняют задачи, возложенные на них городскими учреждениями и, при задействовании в экстремальных ситуациях, оперативно подчиняются и взаимодействуют с соответствующими головными учреждениями СНЛК.
8.4. Состав и структура СНЛК города утверждается Премьером Правительства города Москвы.
9. Главному государственному санитарному врачу города Москвы, при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации, оперативно подчиняются все расположенные и функционирующие на территории города учреждения и формирования санитарно-эпидемиологического профиля, независимо от их ведомственной принадлежности, для координации совместных действий в рамках функциональной подсистемы МГСЧС. Взаимодействие и распределение функций устанавливается по взаимному согласию и по подчиненности.
9.1. На Центр Госсанэпиднадзора в г. Москве (ЦГСЭН) возлагается:
- организация и ведение на территории города наблюдения, оценки прогнозирования санитарно-эпидемиологической обстановки;
- осуществление предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований санитарно-эпидемиологической безопасности и охраны здоровья населения и среды обитания;
- организация и координация работ по проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зонах чрезвычайных ситуаций с учетом сил и средств ведомственных формирований постоянной готовности, расположенных на территории города;
- организация и участие в проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий чрезвычайных ситуаций, формирование резервов санитарно-гигиенических и противоэпидемических средств;
- организация и проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового поражения, а также при вспышках инфекционных заболеваний силами специальных формирований санэпидслужбы города;
- установление вида микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей (специфическая индикация), согласно установленному порядку;
- осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов, исследование на неизвестного возбудителя бактериальной этиологии;
- направление в Институт вирусологии и полиомиелита проб на исследование вирусов I-II групп;
- организация и осуществление оперативного контроля и измерений мощности доз радиоактивного излучения в местах расположения учреждений санэпидслужбы (радиационное наблюдение), анализ и обобщение данных о радиационной обстановке в городе;
- участие в радиационном контроле, анализ и оценка неблагополучной радиационной обстановки в местах массового скопления людей;
- организация и проведение лабораторных исследований продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья по определению удельной и объемной активности радионуклидов, а также по определению загрязненности указанных объектов ОВ и АХОВ. Определение других токсичных веществ (при наличии соответствующих табельных средств);
- проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья зараженных (загрязненных) РВ, ОВ, АХОВ и БС с выдачей гигиенического заключения о пригодности их к использованию по назначению;
- установление радионуклидного состава (по гигиеническим значимым радионуклидам) радиоактивного загрязнения исследуемых проб;
- оказание методической помощи и руководство работой нижестоящих звеньев подсистемы СНЛК на территории города.
9.2. Окружные учреждения санэпидслужбы в СНЛК выполняют перечисленные выше функции Центра ГСЭН в г.Москве на контролируемой территории (при задействовании) с учетом установленного распределения функций и поручений Центра ГСЭН в г.Москве.
9.3. Все окружные центры ГСЭН и соответствующие санитарно-эпидемиологические учреждения ведомств на территории города осуществляют:
- санитарно-эпидемиологическую разведку на обслуживаемой территории;
- установление наличия (на основе косвенных признаков) в объектах окружающей среды микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний людей при чрезвычайных ситуациях мирного времени;
- исследование проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на зараженность известными возбудителями;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
- установление наличия в объектах окружающей среды ОВ, АХОВ и других токсичных веществ (при наличии соответствующих табельных средств) и проведение их предварительной идентификации;
- отбор проб из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, зараженных РВ, ОВ, АХОВ и БС, и доставка их в головные Центры ГСЭН для лабораторных исследований и проведения санитарной экспертизы в случае отсутствия возможности проведения исследования на месте. Пробы для исследования на неизвестные возбудители бактериальной этиологии (холера, сибирская язва, бруцеллез, туляремия) доставляются в ЦГСЭН в г.Москве. Пробы на чуму (1-я гр.) доставляются в противочумный Центр Минздрава России, пробы на возбудителей вирусной этиологии доставляются в Институт вирусологии и полиомиелита (1-11 гр.);
- в соответствии с категорией санитарно-эпидемиологического учреждения объем выполняемых работ определяется для каждой лаборатории в зависимости от уровня оснащения и степени подготовленности специалистов.
10. На Москомприроду возлагается контроль:
- за выбросами промышленных предприятий;
- за сбросами сточных вод в водоемы;
- за загрязнением почвы.
11. На Московскую городскую ветеринарную лабораторию возлагается:
- проведение ветеринарной разведки в очагах биологического заражения на контролируемых объектах сельского хозяйства;
- установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных в мирное время в материалах, взятых от больных, трупов животных и птиц, а также в пробах фуражного сырья и воды в местах водопоя животных (специфическая индикация);
- проведение лабораторной диагностики инфекционных болезней животных и птиц;
- осуществление идентификации выделенных организмов (бруцеллез, сибирская язва, холера, туляремия, легионеллез);
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и воды на контролируемых объектах;
- установление радионуклидного состава исследуемых проб, загрязненных радиоактивными веществами;
- определение загрязненности сельскохозяйственных животных и птиц, продуктов животноводства, растениеводства, фуражного сырья и воды ОВ, АХОВ, а также осуществление их индикации;
- проведение лабораторных исследований животных и птиц, пораженных РВ, ОВ, АХОВ;
- проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевого сырья животного происхождения, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных), а также фуражного сырья, зараженных РВ, ОВ, АХОВ и БС с выдачей заключения о возможности их использования по назначению;
- прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки в целях обоснования планируемых защитных мероприятий;
- оказание методической помощи ветеринарным лабораториям на закрепленной территории и подготовка кадров (специалистов).
12. На Московский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды возлагается:
- определение зараженности атмосферного воздуха, воды открытых водоемов и почв местности ОВ и АХОВ;
- установление границ зон радиоактивного и химического заражения(загрязнения) в районах чрезвычайных ситуаций;
- с учетом метеорологических факторов, составление прогноза распространения во времени и в пространстве загрязняющих химических и радиоактивных веществ;
- с учетом гидрологических характеристик, составление прогноза распространения загрязняющих веществ в водных объектах;
- подготовка специалистов ГМС и ГМП по ведению радиационного и химического наблюдения;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения.
На гидрометеорологические станции и посты возлагается:
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения метеоплощадок;
- установление наличия ОВ и АХОВ в атмосферном воздухе, в воде открытых водоемов и на местности;
- осуществление отбора проб воздуха, аэрозолей из приземного слоя атмосферы, воды открытых водоемов и доставка их в соответствующие ЦГМС.
13. На Московское научно-производственное объединение "Радон" возлагается:
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
- установление границ зон радиоактивного заражения (загрязнения) в районах чрезвычайных ситуаций;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в объектах окружающей среды;
- установление радионуклидного состава проб;
- анализ и обобщение данных о радиационной обстановке в городе.
14. На научно-исследовательские учреждения, производственные (объектовые) лаборатории объектов экономики независимо от форм собственности возлагается:*(5)
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на территории расположения лаборатории;
- установление наличия в воздухе, почве и растительности в районе расположения предприятия (объекта) ОВ, АХОВ и проведение их индикации;
- установление на контролируемой территории факта заражения (загрязнения) РВ, ОВ и АХОВ воды открытых водоемов, используемой для промышленных нужд и рыбного хозяйства, питьевой воды на контролируемых городских водопроводных станциях, на выпусках сточных вод и осуществление предварительной идентификации ОВ и АХОВ;
- установление наличия РВ, ОВ и АХОВ в перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся пищевой продукции, продовольствии, пищевом сырье;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, пищевого сырья, воды, пищевой продукции (перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся);
- установление радионуклидного состава исследуемых проб (только для центральных лабораторий);
- определение на контролируемых объектах зараженности продовольствия, пищевого сырья, воды и других ОВ, АХОВ, осуществление их окончательной идентификации (только для центральных лабораторий);
- установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах, отобранных из продовольствия, пищевого сырья, питьевой воды и других (только для центральных лабораторий);
- отбор и доставка проб в соответствующие учреждения СНЛК для проведения экспертизы и исследований по определению их зараженности (загрязненности) РВ, ОВ, АХОВ и БС.
15. Химико-радиометрическая лаборатория Главного управления по делам ГОЧС города Москвы проводит радиационную и химическую разведку в месте дислокации, участвует в подготовке специалистов производственных (объектовых) лабораторий, включенных в СНЛК.
16. Посты радиационного и химического наблюдения на объектах экономики независимо от форм собственности осуществляют наблюдение в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени для своевременного обнаружения в объектах окружающей среды РВ, ОВ и АХОВ и их индикацию техническими средствами.
17. Учреждения СНЛК должны иметь следующий комплект документации:
- ведомственное Положение (инструкцию) о работе учреждения СНЛК;
- соответствующий штат и табель оснащения;
- план перевода учреждения с мирного на военное положение;
- план подготовки и развития учреждения на текущий год и на перспективу;
- схему оповещения и сбора личного состава учреждения в рабочее и нерабочее время;
- функциональные обязанности специалистов учреждений;
- перечень опасных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;
- перечень АХОВ, которые используются и (или) хранятся на территории объекта и района, округа, города;
- перечень потенциально опасных объектов в радиационном, химическом и микробиологическом отношении;
- инструкцию о порядке ведения радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения (разведки) и порядок оповещения о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды;
- инструкцию о порядке передачи информации о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды со схемой связи;
- методики отбора проб и проведения исследований на зараженность, (загрязненность) РВ, ОВ, АХОВ и БС;
- нормы допустимых уровней радиоактивного заражения (загрязнения), предельно-допустимых концентраций ОВ и АХОВ в воздухе, питьевой воде, продовольствии, пищевом и фуражном сырье на мирное и военное время;
- карту (схему) контролируемого района для отображения радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки;
- журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов их исследования;
- журнал радиационного, химического и биологического (бактериологического) наблюдения (разведки);
- инструкцию по мерам безопасности при работе с пробами, зараженными (загрязненными) РВ, ОВ, АХОВ и БС;
- переговорные таблицы, табели срочных донесений для передачи информации по подчиненности и в территориальный орган управления по делам ГО и ЧС;
- другие необходимые для работы документы.
IV. Материально-техническое и финансовое обеспечение, подготовка кадров специалистов сети наблюдения лабораторного контроля
18. Оснащение учреждений СНЛК табелями, лабораторным оборудованием, химическими реактивами, посудой и другими техническими средствами для выполнения задач в мирное и военное время производится за счет средств, выделяемых соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации, а также за счет городского и местных бюджетов.
Штаты и табели оснащения учреждений СНЛК разрабатываются министерствами и ведомствами Российской Федерации. Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства индивидуальной защиты и другое имущество, которое не применяется для работы в условиях мирного времени, но требуется для решения задач на военное время (чрезвычайная ситуация мирного времени), хранится непосредственно в учреждениях СНЛК, используется только по прямому назначению и освежается в установленном порядке.
Лабораторный контроль продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды, установление вида микроорганизмов и токсинов, выделенных из проб объектов окружающей среды и организма человека, проводится по методикам, утвержденным Минздравом России, Минприроды России.
Исследование пищевого и фуражного сырья, а также диагностика заболеваний животных и птиц, проводится по методикам, утвержденным департаментом ветеринарии Минсельхозпрода России.
Лабораторный контроль (кроме БС) объектов окружающей среды осуществляется по методикам, утвержденным Минприроды России и Росгидрометом.
19. Готовность учреждений СНЛК к решению возложенных на нее задач обеспечивается путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения отделов, лабораторий, станций и постов необходимым оборудованием, приборами и методиками. За подготовку (переподготовку) специалистов несут ответственность руководители учреждений СНЛК.
Подготовка и переподготовка специалистов организуется и проводится вышестоящими организациями и органами управления по делам ГО и ЧС. В целях совершенствования учреждений сети ежегодно планируются и проводятся учения и тренировки.
20. Годовые отчеты о работе и состоянии готовности учреждений СНЛК представляются в вышестоящие организации по подчиненности, а также в органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в установленном порядке.
21. Основными источниками финансирования деятельности СНЛК являются ассигнования, выделяемые организациям и учреждениям на мероприятия гражданской обороны, а также иные средства, получаемые в результате деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации.
Основанием для истребования финансовых средств является план подготовки текущего и перспективного развития СНЛК, разрабатываемый организациями и учреждениями, согласованный с территориальным органом управления по делам ГО и ЧС.
22. Финансирование мероприятий, связанных с участием учреждений СНЛК в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, осуществляется за счет страховых и резервных финансовых фондов органов исполнительной власти.
23. Ущерб и убытки, причиненные учреждениям СНЛК не по их вине в результате выполнения ими задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций возмещаются в установленном действующим законодательством порядке.
------------------------------
*(1) Наблюдение - способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, АХОВ и БС с помощью технических средств.
*(2) Лабораторный контроль - обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой воде, клиническом материале искомого агента (для БС - после проведения специфической индикации).
*(3) Индикация - комплекс мероприятий, позволяющий подтвердить факт заражения (загрязнения) РВ, ОВ, АХОВ, БС и определить их вид.
*(4) Критерии чрезвычайных ситуаций определяются действующими руководящими документами.
*(5) Объем выполняемых работ определяется для каждой лаборатории отдельно в зависимости от уровня оснащения оборудованием и степени подготовленности специалистов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.