Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 16 июня 1998 г. N 465
Программа
развития и совершенствования парикмахерских услуг в г.Москве
на 1998-2000 годы
1. Состояние и тенденции развития парикмахерских услуг в г.Москве
Парикмахерские услуги относятся к числу наиболее востребуемых в повседневном быту горожан и поэтому являются самыми массовыми в Москве. Этот сектор услуг занимает наибольший объем на рынке бытового обслуживания населения и, на данный момент, представлен 749 парикмахерскими, салонами, косметическими кабинетами и другими негосударственными предприятиями, составляющими 1/6 от общего числа предприятий сервиса. Количество работающих в данной сфере также является максимальным среди всех подотраслей бытового обслуживания населения: здесь трудится почти 11 тысяч человек - четверть из всех задействованных в отрасли.
Кроме того, имеется, по разным оценкам, от 3 до 5 тысяч парикмахеров и косметологов - индивидуалов, практикующих в частном порядке без соблюдения процедуры обязательной регистрации в государственных органах. Это увеличивает фактический объем парикмахерских и косметических услуг, реализованных населению, по мнению экспертов, на 25-35%.
Темпы роста объемов реализованных парикмахерских услуг значительно не изменились, и на данный момент подотрасль уверенно занимает 6 место на рынке бытового обслуживания населения, представляя 3,7% от общего объема бытовых услуг (рисунок 1).
"Рисунок 1. Удельный вес парикмахерских услуг в общем объеме бытовых услуг населению"
В основном сохранилась производственная база сферы парикмахерских услуг: 5% предприятий занимают отдельно стоящие здания площадью свыше 1000 кв. метров; 85% - размещаются на площадях от 100 кв. метров и выше, как правило, на первых этажах жилых домов (встроенно-пристроенные помещения), при банно-прачечных комбинатах, гостиницах, общежитиях, вокзалах, крупных предприятиях. Большинство помещений, занимаемых парикмахерскими и косметическими кабинетами, находится в хорошем состоянии.
За период 1996 - 1997 гг. в городе было открыто 72 новых парикмахерских и косметических салона, создано 1080 рабочих мест, реконструировано 100 предприятий на 1500 рабочих мест (таблицу 1).
В создании новых предприятий активно участвуют ведущие европейские, американские и французские фирмы, такие как, - "Велла", "Барберс", "Жак Дессанж" и другие. Примерно третья часть предприятий работает на европейском уровне, используя лучшее зарубежное оборудование, парфюмерно-косметические материалы и технологии.
Высока привлекательность сферы парикмахерских услуг по сравнению с другими видами предпринимательской деятельности. Предприниматели достаточно охотно открывают новые парикмахерские даже в самых отдаленных микрорайонах города. Это обусловлено тем, что парикмахерские и косметические услуги - одни из самых рентабельных в сфере бизнеса бытового обслуживания. Здесь уровень рентабельности предприятий достигает 50-70% (минимально - 15%), а окупаемость вложенных средств составляет 1,5 - 2 года.
В городе "заложен фундамент" системы материально-технического снабжения предприятий парикмахерских услуг: активно функционируют коммерческие организации, поставляющие парфюмерно-косметические материалы, инструменты, оборудование ведущих зарубежных фирм; они же, как правило, осуществляют его ремонт и техобслуживание.
Высокий уровень профессионализма мастеров парикмахерского дела - определяющий фактор и гарантия качества оказываемых услуг. Базовое обучение мастеров в Москве поставлено на хорошем уровне - функционирует специализированная система подготовки и переподготовки кадров, включающая в себя:
- ГУП "Учебно-производственный комбинат бытовых услуг" (УПК) Департамента потребительского рынка и услуг;
- Академию парикмахерского искусства Союза парикмахеров России;
- Государственную Академию сферы быта и услуг;
- Московский художественно-педагогический колледж технологий и дизайна;
- Колледж парикмахерского искусства N 315;
- а также различные школы и курсы, действующие на коммерческой основе.
Таблица 1
Создание новых и реконструкция действующих предприятий сферы парикмахерских и косметических услуг в 1995-1997 годах
Показатели | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | Всего за 1995-97 гг. |
1. Открыто новых предпри- ятий |
16 | 35 | 37 | 88 |
2. Число рабочих мест на новых предприятиях |
240 | 525 | 555 | 1320 |
3. Количество реконструи- рованных предприятий |
43 | 63 | 37 | 143 |
4. Число рабочих мест на реконструированных предп- риятиях |
645 | 945 | 555 | 2145 |
Данная инфраструктура фактически обеспечивает кадровые потребности сферы парикмахерских услуг как количественно, так и качественно: за 1996 год было обучено 2500 человек.
Помимо этого, на регулярной основе проводятся семинары с участием ведущих специалистов парикмахерских, косметических фирм-производителей, имеющих мировую известность. Начиная с 1996 года постоянно проходят городские, окружные конкурсы парикмахерского мастерства.
Традиционным стало проведение в Москве международных фестивалей парикмахерского искусства и декоративной косметики "Мир красоты", международных специализированных выставок парфюмерии и косметики "ИнтерШарм". В 1997 году организован международный профессиональный форум "Технологии красоты", в 1998 году состоялись I чемпионат Москвы и III олимпиада парикмахерского искусства и декоративной косметики.
Все вышесказанное указывает на то, что современное положение в сфере парикмахерских услуг в Москве является довольно стабильным и отвечающим в целом основным запросам горожан. Так, по данным проведенных социологических исследований, степень удовлетворения спроса населения на парикмахерские услуги находится в пределах 80%. По нормативу же обеспеченность в данном виде услуг - 69%.
Такое расхождение обусловлено тем, что порядка 11-12% опрошенных москвичей, испытывающих потребность в услугах парикмахерских, в силу ряда причин не пользуются ими (оценка значимости причин приведена в таблице 2). Ликвидация данного дисбаланса и является одной из основных задач реализации перспективной программы развития и совершенствования парикмахерских услуг в столице.
Таблица 2
Причины неудовлетворенной потребности в парикмахерских и косметических услугах
Факторы, определяющие уровень неудовлетворения потребности | |||||
Высокие цены на услуги (%) |
Отсутствие предприятий (%) |
Территориальная недоступность предприятий (%) |
Неудобный режим работы предприятия (%) |
Низкое качество услуг (%) |
Плохое обслужи- вание (%) |
38 | 1,3 | 2,2 | 3,7 | 19,5 | 7,2 |
Как видно из таблицы, главным препятствием для потребителей услуг, относящихся к группам населения с низким и отчасти со средним уровнем доходов, являются высокие цены на услуги парикмахерских. Это выдвигает на первый план в данной программе проблему обеспечения ценовой доступности этого вида услуг для всех групп населения за счет разумного компромисса между ценой и качеством услуги при обязательно высоком уровне самого обслуживания, развития оптимальной типологии предприятий, ориентированных на группы населения с разным уровнем достатка, а также за счет реализации мер по социальной поддержке наиболее малообеспеченной части горожан.
Так же необходимо отметить, что существующая сеть предприятий подотрасли характеризуется значительной неравномерностью в размещении по территории города. Так, если в Центральном административном округе уровень обеспеченности парикмахерскими услугами по отношению к нормативу составляет 135%, то в Северо-Восточном - 69%, а в Восточном - 68% (таблица 3, рис.2).
Таблица 3
Количество предприятий и рабочих мест в сфере парикмахерских и косметических услуг по округам
"Рисунок 2. Диаграмма. Количество работающих в сфере парикмахерских и косметических услуг и расчетные показатели прироста рабочих мест в 1998-2000 гг. по округам"
N | Административные округа |
Числен- ность населе- ния |
Фактическое количество |
Количество раб. мест |
Обеспечен- ность рабочи- ми местами |
|||
Пред- прия- тия тия |
Рабо- чие |
По нор- мативу |
Отклоне- ние от нормати- ва |
Факти- чески от нормати- ва (%) |
Ранг | |||
1. | Центральный | 603 | 144 | 1225 | 905 | 321 | 135 | 1 |
2. | Северный | 886,7 | 64 | 1280 | 1330 | -50 | 96 | 3 |
3. | Западный | 952,4 | 63 | 1100 | 1429 | -329 | 77 | 5 |
4. | Восточный | 1200 | 144 | 1225 | 1800 | -575 | 68 | 9 |
5. | Южный | 1322 | 75 | 1500 | 1983 | -483 | 76 | 6 |
6. | Юго-Восточный | 862,4 | 60 | 982 | 1294 | -312 | 76 | 6 |
7. | Юго-Западный | 1021,4 | 70 | 1282 | 1532 | -250 | 84 | 4 |
8. | Северо-Восточный | 1091 | 72 | 1130 | 1637 | -507 | 69 | 8 |
9. | Северо-Западный | 669 | 40 | 735 | 1004 | -269 | 73 | 7 |
10. | Зеленоградский | 202,8 | 17 | 318 | 304 | 14 | 105 | 2 |
Итого | 8810,7 | 749 | 10777 | 13216 | -2439 | 82 |
Особенно существенное отставание от нормативов обеспеченности парикмахерскими услугами наблюдается в районах новой жилой застройки (Выхино-Жулебино, Митино, Новокосино, Южное Бутово, Восточное Дегунино и Марьино и др.). При этом, по данным социологических обследований, большинство потребителей пользуется услугами парикмахерских по месту проживания. В первую очередь, это касается малообеспеченных слоев населения (пенсионеры, многодетные семьи).
Это объясняется, как объективными причинами, типа закономерных тенденций размещения объектов городской инфраструктуры, так и субъективными, - вызванными условиями современной ситуации, - сокращение числа предприятий в период негативной экономической ситуации (до 1996 года), бурный рост города при несколько меньших темпах развития территориальной структуры подотрасли, и др.
Поэтому, проблема обеспечения территориальной доступности населению города парикмахерских услуг является не менее важной перспективной задачей развития подотрасли; причем организационно-экономические механизмы ее решения должны быть нацелены, прежде всего на формирование соответствующей потребностям города сети предприятий, обслуживающих массового потребителя.
Целенаправленное и скоординированное развитие данных направлений совершенствования сферы парикмахерских услуг в Москве должно стать основой реализуемых Правительством города мероприятий по оптимизации работы данной подотрасли как непременного элемента общего комплекса развития муниципальной сферы услуг.
2. Организация сферы парикмахерских услуг
2.1. Ассортимент, качество и цены
Если в 1990 г. средняя парикмахерская услуга составляла в среднем 0,2% от месячного дохода жителя города, то в 1997 г. - уже порядка 6%. При том, что 46% москвичей имеют душевой доход менее 1000 руб. в месяц (в масштабе 1998 г.), мужская стрижка в парикмахерской стоит в среднем 70-90 руб., а женская 100-120 руб.
При таком соотношении доходов и цен возникает ситуация, когда значительная группа населения не может воспользоваться услугами парикмахерских или вынуждена ограничивать число своих посещений, а загрузка парикмахерских, по оценкам руководителей предприятий, составляет в среднем 48%, что является одним из самых низких показателей в сфере бытового обслуживания.
Основными причинами сложившейся ситуации являются:
- рост себестоимости услуг при резком (в 3-5 раз) увеличении в ее составе доли, приходящейся на коммунальные платежи, аренду помещений, начислений на зарплату и платежей по различным налогам. Действующие ставки арендной платы для парикмахерских (180 руб./кв.м) не дифференцированы по территории города. Они не учитывают значительных различий в рентабельности предприятий, расположенных в центре и на окраинах, и не оказывают стимулирующего воздействия на создание предприятий в отдаленных новых районах жилой застройки;
- высокие стартовые цены выкупа прав аренды или собственности на нежилые помещения; как правило, в недостроенных зданиях и в отдаленных районах, а также общая нехватка нежилых помещений для открытия новых предприятий отрицательно сказываются на развитии подотрасли и усилении конкурентной борьбы за потребителя как важного фактора регулирования цен и повышения качества обслуживания;
- парикмахерские испытывают неравную конкуренцию со стороны индивидуалов, большая часть из которых не зарегистрирована и не выплачивает налоги со своей деятельности; имеет место также "теневой" оборот в самих парикмахерских и косметических салонах. Эти факторы негативно сказываются на себестоимости и ценах на парикмахерские услуги.
Указанные причины свидетельствуют о необходимости осуществления комплексных мер по обеспечению ценовой доступности услуг парикмахерских, включая поддержку притока новых предпринимателей, гибкую фискальную политику, консолидацию и усиление контроля за деятельностью парикмахеров - индивидуалов и т.д.
Данные проведенных социологических исследований свидетельствуют о том, что порядка 12% потребителей не удовлетворены качеством услуг парикмахерских, а 38% считают, что цена на парикмахерские услуги не соответствует их качеству и объему работ. Последний показатель самый высокий среди всех подотраслей бытового обслуживания, причем это мнение практически полностью совпадает у потребителей со средним и низким уровнем доходов, пользующихся услугами обычных парикмахерских и салонов.
Это означает, что данный тип предприятий является наиболее проблемным и требует особого внимания при разработке программы развития подотрасли.
От решения проблемы "цена - качество" для предприятий, обслуживающих массового потребителя, во многом зависят перспективы роста спроса населения на парикмахерские и косметические услуги. Об этом свидетельствуют результаты опросов потребителей и руководителей предприятий (таблицы 4 и 5).
Обращает на себя внимание мнение руководителей о необходимости расширения ассортимента и повышения качества услуг своих предприятий как важнейших условий для привлечения дополнительного контингента потребителей. С точки зрения парикмахерского бизнеса, факторы ассортимента и качества также тесно связаны с положением, которое занимает данная фирма в иерархии предприятий сферы парикмахерских и косметических услуг, с контингентом клиентов и, как следствие, с уровнем рентабельности.
Таблица 4
Намерения потребителей с различным уровнем дохода чаще пользоваться парикмахерскими услугами
N | Условия предоставления услуг | Удельный вес (%) желающих чаще пользоваться услугами в зависимости от уровня дохода |
||
Низкий | Средний | Высокий | ||
1. 2. 3. |
Более низкие цены Более высокое качество услуг Расположение предприятий в мик- рорайоне проживания |
64,3 16,3 7,1 |
58,0 30,5 4,8 |
10,8 51,4 2,7 |
Таблица 5
Мнение руководителей предприятий о мерах, необходимых для увеличения спроса на услуги парикмахерских
Меры | Снизить цены | Улучшить качество и расши- рить ассортимент |
Создать больше предприятий |
(%) | 39,1 | 65,2 | 4,4 |
2.2. Модели потребления
В структуре денежных расходов населения Москвы на оплату товаров и услуг на долю парикмахерских приходится в среднем 0,08% (21,1 тыс.руб. в расчете на одного жителя в 1996 г.). Однако эта средняя величина по-разному распределяется между группами населения с различным уровнем доходов.
Результаты проведенных социологических исследований позволяют выделить три основные группы потребителей, в семейных бюджетах которых абсолютные размеры и доля расходов на оплату парикмахерских и косметических услуг занимают принципиально разное место:
- низкодоходная или малообеспеченная (со среднедушевым доходом до 700 руб. в месяц на 1 члена семьи), удельный вес которой, в общей численности населения составляет по данным официальной статистики (за 9 месяцев 1997 г.) порядка 31%;
- среднедоходная (от 700 до 2000 руб.) - 32%;
- высокодоходная (свыше 2000 руб. в месяц на 1 члена семьи) - 37%.
Соответственно можно выделить три модели потребления парикмахерских услуг различными слоями населения Москвы, относящимися к указанным доходным группам:
1 модель. В рамках первой модели реализуются базовые парикмахерские услуги, максимально дешевые. Это модель потребления малообеспеченных групп населения, пользующихся этой услугой достаточно редко (раз в 2-3 месяца и реже).
При этом средняя стоимость услуги составляет 25 рублей. Таким образом, первая модель по существу представляет собой форму социальной защиты низкодоходных групп населения. В ней можно выделить группу пенсионеров с пенсией 300-350 рублей в месяц, которые нуждаются в особой социальной защите, вплоть до предоставления ряда услуг на безвозмездной основе.
Сюда же можно отнести самообслуживание парикмахерско-косметическими услугами, оказываемое в рамках семьи. Таким способом, в большей или меньшей степени, пользуются фактически все слои населения независимо от их принадлежности к той или иной доходной группе.
2 модель. Во второй модели реализуется более широкий спектр парикмахерских услуг и более высокого качества. Модель охватывает 60-70% потенциальных клиентов, в основном относящихся к среднедоходной группе москвичей, и лишь частично - к малообеспеченным жителям. В рамках этой модели в основном получают услуги гости столицы. Частота пользования услугой - выше, примерно 1 раз в месяц. Средняя стоимость услуги - 80-100 рублей.
3 модель. Здесь представлены самые сложные, комплексные и качественные парикмахерско-косметические услуги, ориентированные на наиболее состоятельных клиентов. Такой моделью пользуются не более 10-15% жителей города.
Частота использования этой модели - наиболее высокая: 2-3 раза в месяц. При этом средняя стоимость услуги достаточно высока и колеблется в пределах 200-600 рублей.
Анализ показывает, что дальнейшее совершенствование парикмахерского обслуживания в рамках указанных моделей связано с решением следующих основных проблем:
Модель потребления | Мероприятия |
1 модель (малообеспеченные жите- ли) |
Создание механизма оказания услуг малообеспе- ченным группам населения: - идентификация потребностей - изыскание финансовых средств для реализации мероприятий - создание специализированной инфраструктуры - разработка и введение в правовое пространст- во пакета нормативных документов Налаживание регулярного обслуживания малообес- печенных граждан |
2 модель (средний класс) |
Обеспечение территориальной и ценовой доступ- ности парикмахерских услуг. Расширение ассортимента. Повышение качества и безопасности услуг. Освоение новых технологий обслуживания. |
3 модель (группа с высоким дохо- дом) |
Дальнейшее расширение ассортимента и повышение качества услуг с выходом на эксклюзивный уро- вень |
2.3. Типы предприятий и предпринимателей
Указанные выше модели реализуются в рамках по крайней мере пяти типов предприятий и предпринимателей.
Отнесение предприятий к той или иной группе действующими нормативными документами не регламентируется. Однако, по мнению руководителей предприятий, а также обществ защиты потребителей - необходимо ввести такую категорийность предприятий; это же предусматривается новым ГОСТом. Все парикмахерские можно разделить по следующим группам:
1 группа. Первая группа предприятий предоставляет наиболее сложные, комплексные и качественные парикмахерско-косметические услуги. Потенциально в этой группе предприятий могут обслуживаться 10-15% жителей города.
Прежде всего, это элитные салоны-люкс, ориентированные на наиболее обеспеченных жителей города. Сейчас в Москве функционируют 50-60 салонов высшего класса. Среди них можно выделить несколько эксклюзивных салонов, которые в работе опираются на технологии ведущих зарубежных фирм-производителей оборудования и парфюмерно-косметических материалов. Это, в частности, - Центр красоты Долорес Кондрашовой, салон "Аида" (немецкая фирма "Велла"), Центр эстетики и здоровья "Валентина" - салон "Сити Лукс" (американская фирма "Барберс"), салоны "Московский цирюльник" (испанская фирма "Ромеро"), "Волшебница" (французская фирма "Жак Дессанж"), "Шик", "Фигаро" (немецкая фирма "Шварцкопф"), "Этуаль", "Флоранна" (французская фирма "Ив-Роше).
В таких эксклюзивных салонах, фактически происходит слияние традиционного парикмахерско-косметического обслуживания с лечебно-оздоровительным.
Салоны-люкс отличаются широким выбором услуг (не менее 15-20), включающим в себя косметические и консультационные, в том числе - одно из последних новшеств - подбор прически с помощью ЭВМ, а также богатым ассортиментом парфюмерно-косметических материалов. Здесь делают эксклюзивные прически, макияж, маникюр, педикюр, наращивание ногтей, имеется кабинет психологической разгрузки и т.д.
Каждый клиент имеет собственного мастера, обслуживание производится в салоне или на дому у клиента. Мастера, как правило, имеют квалификацию международного класса и проходят подготовку в специализированных учебных центрах, стажируются в зарубежных салонах.
Соответственно в этих салонах самый высокий уровень цен: 250-300 рублей - мужская прическа, 300-900 - женская, услуги на дому - 0,5-1,5 тысячи рублей.
Уровень рентабельности таких элитных салонов-парикмахерских достигает 50-80%.
2 группа. В Москве имеется около 400 салонов-парикмахерских, стремящихся приблизиться к уровню обслуживания салонов-люкс, где цены на обслуживание ниже на 20-30%. В них используется качественное фирменное оборудование и материалы и работает достаточно квалифицированный персонал.
Эта группа предприятий ориентируется на наиболее широкий круг клиентов, относящихся в основном к среднему классу (40-50% жителей города).
3 группа. Основой этой группы является сеть из 200 обычных парикмахерских, предоставляющих 3-4 вида услуг. Такие предприятия используют в работе оборудование и парфюмерно-косметические материалы среднего уровня качества и ассортимента. Их основная клиентура - малообеспеченные слои населения и часть граждан со средними доходами (25-30% от числа москвичей).
Уровень цен на предоставляемые услуги здесь доступен подавляющему числу жителей города. Так, минимальная стоимость мужской прически в настоящее время составляет 25 рублей, средняя - 70-90 руб. Женская стрижка обойдется минимально в 30-40 рублей, а в среднем в 100 рублей. Верхний уровень цены зависит от сложности и качества парикмахерских услуг.
Рентабельность таких предприятий - 20-30%.
4 группа. Четвертая группа предприятий представляет парикмахерские услуги малообеспеченным группам населения. Основу этой группы составляют специализированные парикмахерские, созданные при Центрах социальной защиты населения и действующие парикмахерские, имеющие договоренность с районными Управами по обслуживанию малообеспеченных групп населения. Сюда же можно отнести ГУП "Учебно-производственный комбинат бытового обслуживания".
В Москве имеются 111 Центров социального обслуживания. При 32 Центрах предоставляются бесплатные парикмахерские услуги пенсионерам и инвалидам, посещающим отделения дневного пребывания и обслуживаемым на дому отделами социального обслуживания. В год обслуживается около 5000 человек.
65% действующих парикмахерских по договоренности с районными Управами предоставляют малообеспеченным жителям Москвы парикмахерские услуги по льготным ценам (талонам). Стоимость услуги не превышает 20-25 руб. В год обслуживается около 100000 человек.
На базе Учебно-производственного комбината бытового обслуживания силами учащихся ежегодно обеспечиваются бесплатными и очень дешевыми услугами (по цене не более 5 руб.) малоимущие пенсионеры, инвалиды Великой Отечественной войны, организуется выездное обслуживание в детских домах, домах престарелых, войсковых частях.
В четвертой группе, по оценкам экспертов, получают парикмахерские услуги не более 1-2% от общего числа жителей города.
5 группа. Пятую группу составляют 3-5 тысяч частно практикующих парикмахеров и косметологов. В основном они предоставляют базовые парикмахерские и косметические услуги, не требующие сложного оборудования.
В отдельную подгруппу парикмахеров необходимо отнести мастеров-индивидуалов, обслуживающих домашних животных, - кошек, собак. Как правило, эти работы производятся на дому у заказчиков.
Индивидуальные предприниматели в сфере парикмахерских услуг обязаны иметь патент. Однако для этой группы не созданы механизмы проверки квалификации, а также контроля качества и безопасности предоставляемых услуг.
Основные проблемы развития различных типов предприятий состоят в следующем:
Типы предприятий | Мероприятия на 1998-2000 гг. |
I группа - салоны люкс |
Открытие 1-2 салонов нового поколения в каждом округе. Развитие салонов-люкс, как центров парикмахерского ис- кусства и законодателей моды. Организация подготовки и переподготовки кадров высшей квалификации. Создание художественного совета. Организация постоянно действующих выставок, а также конкурсов. |
II группа - салоны-парикма- херские |
Повышение качества и ассортимента услуг. Внедрение быстрых технологий обслуживания высокого качества. Создание базовых экспериментальных салонов-парикмахер- ских, как модели обслуживания (по одной в каждом окру- ге). Открытие филиалов в крупных центрах торгово-бытового обслуживания населения. Переход на упрощенную систему налогообложения. |
III группа - обычные парикмахерские |
Расширение сети парикмахерских. Повышение качества и ассортимента услуг. Внедрение доступных по цене технологий быстрого обслу- живания. Перевод части парикмахерских в категорию салонов-па- рикмахерских. Налаживание работы по обслуживанию малообеспеченных граждан. Переход на упрощенную систему налогообложения. Создание пунктов парикмахерского обслуживания населе- ния в местах, наиболее часто посещаемых жителями и гостями города. |
IV группа - муниципальные парикмахерские |
Организация сети муниципальных парикмахерских. Создание правового и экономического механизмов обслу- живания малообеспеченных групп населения. |
V группа - индивидуальные мастера |
Консолидация индивидуальных мастеров, формирование групп ассоциированных работников для работы с салона- ми-парикмахерскими, обычными и муниципальными парикма- херскими. Разработка механизма контроля за деятельностью масте- ров-индивидуалов. |
3. Задачи развития парикмахерских услуг
Главной задачей развития сферы парикмахерских услуг является повышение уровня обслуживания населения, приближение его к мировым стандартам. Парикмахерское искусство - это часть общей культуры общества и одновременно - обеспечение гигиены и здоровья населения.
Многие московские парикмахерские уже соответствуют или превышают мировой уровень профессионализма, московские мастера экстра-класса завоевывают почетные места на российских, европейских, мировых конкурсах, являются признанными законодателями моды. Однако необходимо существенно расширить объем услуг высокого качества, готовить парикмахеров мирового уровня. Так как кадры мастеров высшей квалификации, как правило, черпаются из сети обычных парикмахерских, необходимо развивать данный профессиональный базис.
Вторая задача - обеспечение ценовой и территориальной доступности парикмахерских услуг за счет создания количества рабочих мест в сфере парикмахерских услуг, необходимого для удовлетворения спроса. На первом этапе эта задача должна решаться на основе применения уточненных нормативов обеспеченности населения бытовыми услугами.
Наконец, третья задача - создание системы обеспечения парикмахерскими услугами малообеспеченных слоев населения. Данная проблема пока находится на начальном этапе своего разрешения и в первую очередь требует нормативно-правового обеспечения вопроса, а также изыскания соответствующих финансовых ресурсов.
В рамках реализации поставленных задач потребуется решить следующие вопросы:
- поддержка и развитие частнопредпринимательской деятельности;
- обеспечение защиты прав потребителей по безопасности и качеству предоставляемых услуг;
- обеспечение высококвалифицированными кадрами предприятий сферы парикмахерских услуг;
- создание благоприятных условий для дальнейшего развития предпринимательской инициативы в сфере парикмахерских услуг, развитие конкуренции на рынке бытовых услуг;
- создание механизма по реализации ценовой доступности парикмахерских услуг для малообеспеченных граждан;
- повышение роли и ответственности районных Управ в обеспечении населения парикмахерскими услугами.
В этой связи необходимо реализовать комплекс организационных и экономических мер, которые позволяют районным Управам более предметно заниматься сферой услуг.
4. Перспективы развития парикмахерских услуг
4.1. Прогноз развития сферы парикмахерских услуг
Программа развития и совершенствования парикмахерских услуг в г.Москве на 1998-2000 гг. разработана на основе прогнозируемых оценок темпа роста объемов реализации данного вида услуг в сопоставимых ценах к 2000 г. на уровне 185-195% при среднегодовом темпе прироста порядка 24%.
В соответствии с расчетными показателями, подготовленными Департаментом потребительского рынка и услуг совместно с префектурами, за этот период предполагается открыть 61 новое предприятие по оказанию парикмахерских услуг на 915 рабочих мест и реконструировать 103 предприятия на 1545 рабочих мест (таблица 6, рис.2 и 3). Расчетные размеры производственных площадей новых предприятий в целом по городу составляют 3,7 тыс.кв.м.
"Рисунок 3. Диаграмма. Количество предприятий в сфере парикмахерских и косметических услуг и расчетные показатели создания новых и реконструкции действующих предприятий в 1998-2000 гг. по округам"
Предложения программы по созданию новых предприятий подотрасли, подготовленные с учетом ресурсных ограничений на возможное использование нежилых помещений в районах, даже при условии сохранения всех действующих предприятий обеспечивают рост числа рабочих мест к 2000 г. по сравнению с уровнем 1997 г. лишь на 5,1%. Вероятно, фактический рост будет несколько меньшим за счет выбытия некоторой части предприятий. Кроме того, при усилении контроля за деятельностью и доходами парикмахеров и косметологов-индивидуалов следует ожидать перераспределение объемов услуг между индивидуальным и коллективным (предприятия) секторами рынка в пользу последнего.
В этой связи, исходя из реального спроса населения на парикмахерские услуги и необходимости достижения нормативного уровня обеспечения услугами по районам, префектурам административных округов определить комплекс мер, направленных на создание новых, реконструкцию и модернизацию действующих парикмахерских.
Финансирование развития сферы парикмахерских услуг осуществляется за счет собственных средств предприятий.
Таблица 6
Расчетные показатели создания новых и реконструкции действующих предприятий сферы парикмахерских и косметических услуг на 1998-2000 годы
N | Административные округа | Количество предприятий намечается | |
создать | реконструировать | ||
1. | Центральный | 6 | 3 |
2. | Северный | 10 | 11 |
3. | Северо-Восточный | 3 | 8 |
4. | Северо-Западный | 6 | 10 |
5. | Восточный | 5 | 28 |
6. | Южный | 5 | 15 |
7. | Юго-Восточный | 16 | 7 |
8. | Юго-Западный | 4 | 12 |
9. | Западный | 6 | 8 |
10. | Зеленоградский | - | 1 |
Итого | 61 | 103 |
4.2. Основные направления развития парикмахерских услуг
4.2.1. Развитие инфраструктуры
В предстоящие три года, за счет открытия новых предприятий и развития конкуренции, необходимо решить вопросы существенного повышения качества парикмахерских и косметических услуг.
Намечается достигнуть более полную обеспеченность услугами парикмахерских по всем административным округам. Значительная работа в этом направлении предстоит в Восточном, Северо-Западном и Северо-Восточном округах, где в настоящее время обеспеченность этими услугами составляет всего 68-73%. Для достижения нормативных показателей согласно Постановлению Правительства Москвы от 31.03.98 года N 248 необходимо создать 61 новое и реконструировать 103 действующих предприятия подотрасли.
Финансирование создания новых и реконструкции действующих предприятий в сфере парикмахерских услуг должно осуществляться за счет средств самих предприятий.
По предварительным данным, на создание новых и реконструкцию действующих предприятий в ближайшие три года будет направлено около 40 млн. рублей из средств предприятий и инвесторов, заинтересованных в развитии сферы парикмахерских услуг. Окончательные объемы капитальных вложений уточняются при разработке окружных и районных программ развития сферы парикмахерских услуг как составной части бытового обслуживания населения на период 1998-2000 годов.
Необходимо взять под особый контроль создание предприятий в новых районах массовой жилой застройки, а также парикмахерских, предоставляющих услуги по социально доступным ценам. Для таких предприятий необходимо первоочередное выделение нежилых помещений на условиях целевого конкурса и предоставление кредитов Москомзайма на льготных условиях при наличии рекомендации Департамента потребительского рынка и услуг.
В целях поддержки развития указанных видов услуг возможно в рамках соответствующих окружных программ долевое финансирование создания новых и сохранения имеющихся рабочих мест за счет средств Фонда занятости, финансирование создания малых предприятий в новых районах массовой жилой застройки за счет средств, выделенных в городском бюджете на поддержку малого предпринимательства, и внебюджетных фондов префектур и управ.
4.2.2. Нормативно-правовое регулирование и механизмы стимулирования подотрасли
Государственное регулирование сферы парикмахерских услуг включает систему нормативно-правовых документов, механизмов поддержки, стимулирования подотрасли и организационных структур управления.
Это определяет следующие задачи:
1. Реализация требований утвержденного в 1998 году Государственного стандарта по качеству и безопасности парикмахерских услуг.
2. Разработка проекта ГОСТа на косметические услуги и утверждение его в установленном порядке.
В порядке эксперимента возможно применение международных ГОСТов на протяжении 2-3 лет на московском рынке бытовых услуг.
3. Создание системы обязательной сертификации парикмахерских услуг.
В соответствии с постановлением Правительства РФ услуги парикмахерских подлежат обязательной сертификации на соответствие требованиям безопасности.
В связи с этим необходимо совместно с Госстандартом РФ завершить разработку системы сертификации данных услуг, а затем утвердить ее в установленном порядке.
Сейчас эта работа проводится Департаментом потребительского рынка и услуг с участием научно-исследовательских организаций города и Союзом парикмахеров и косметологов г. Москвы. Предусматривается, что во 2-ой половине 1998 года все парикмахерские должны пройти обязательную сертификацию. В систему также войдет обязательная сертификация парикмахерско-косметологических материалов и оборудования, фирм, занимающихся его ремонтом и обслуживанием, подготовкой и переквалификацией кадров.
4. Контроль за проведением обязательной сертификации услуг парикмахерских.
С точки зрения безопасности и контроля качества парикмахерских услуг необходимо не только наличие нормативно-правовых документов, но и их знание и применение персоналом предприятий и индивидуальными мастерами.
Должны быть созданы центры экспертизы для оказания квалифицированной правовой помощи потребителям услуг при возникновении конфликтов и рассмотрении жалоб клиентов.
Также, крайне необходимо разработать под руководством Департамента потребительского рынка и услуг единые правила предоставления населению парикмахерских услуг.
4.2.3. Поддержка развития предпринимательства
1. Отсутствие помещений - главное ограничение в дальнейшем улучшении территориальной доступности парикмахерских. Поэтому следует создать предпринимателям лучшие условия в плане предоставления помещений, что сократит сроки окупаемости.
Предоставление нежилых помещений для вновь создаваемых предприятий, оказывающих парикмахерские услуги, производить согласно Генеральному плану развития Москвы и проектов детальной планировки массовой жилой застройки на условиях целевого конкурса по согласованию с префектурами.
Принимая во внимание, что территориальная доступность парикмахерских для населения связана с дефицитом помещений, префектурам административных округов предусмотреть первоочередное предоставление предпринимателям нежилых помещений для их развития.
2. Издание специального сборника "Все парикмахерские Москвы".
4.2.4. Подготовка кадров
При создании высокопрофессиональной подотрасли парикмахерских услуг первоочередное значение имеет необходимость качественного образования как первоначального, так и последующего.
Основные направления развития профессионального образования:
- качество профессионального обучения;
- требования к профессиональному обучению;
- цели и задачи профессионального образования.
Для этого предусматривается:
1. Формирование системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров подотрасли парикмахерских и косметических услуг.
2. Создание координационного совета по профессиональному обучению.
3. Организация профессионального центра подготовки кадров по следующим направлениям:
а) базовое образование;
б) повышение квалификации;
в) дополнительное экономическое образование;
г) проведение обязательной аттестации специалистов;
д) подготовка кадров для осуществления сертификации.
4. Создание центра экспертизы качества парикмахерских услуг.
5. Организация информационно-консультационного центра поддержки развития МП в сфере парикмахерских услуг.
6. Поддержка и проведение конкурсов, фестивалей профессионального мастерства различного уровня.
7. Демонстрация оборудования, парфюмерно-косметических материалов в рамках постоянно действующей экспозиции.
4.2.5. Поддержка малого предпринимательства, профессиональных союзов и объединений
1. Продолжить работу по консолидации отрасли по профессиональному признаку. Уже созданы: Союз парикмахеров Москвы, Совет парикмахеров и косметологов, Гильдия парикмахеров, РОО "Содружество парикмахеров".
Начать работу по консолидации 3-5 тысяч индивидуальных мастеров, оказывающих парикмахерские и косметические услуги на дому.
2. Необходимо осуществить систему мер, направленных на поддержку предпринимателей и коммерческих структур в сфере парикмахерских услуг путем льготного кредитования. Особенно это относится к предприятиям 2 группы.
Должны быть созданы более благоприятные условия для организации собственного дела в сфере парикмахерских услуг и облегчения начального периода функционирования новых предприятий. В частности, целесообразно ввести целевое финансирование в форме льготных кредитов, которые могут предоставляться через территориальные Фонды занятости, поскольку связаны с созданием новых рабочих мест прежде всего в отдаленных районах и трудоустройством неработающих женщин.
Другой вариант предоставления целевых кредитов - из бюджетных средств в пределах кредитных квот, направляемых муниципальным фондом поддержки МП в административных округах через Московский Фонд поддержки малого предпринимательства для реализации заданий и проектов территориальных программ поддержки малого предпринимательства.
4.2.6. Механизмы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения
1. Формирование механизмов использования внебюджетных фондов для финансирования сферы парикмахерских услуг.
2. Создание муниципальных парикмахерских там, где это необходимо, или при Центрах социальной защиты населения по мере изыскания средств на эти цели.
Модель может быть реализована на базе создаваемых муниципальных предприятий и Учебно-производственного комбината. С этой целью в каждом округе (районе) устанавливается предельная величина категории малоимущих, при достижении которой рассматривается вопрос о создании муниципальной парикмахерской или парикмахерской при Центре социальной защиты.
Другим вариантом может быть выделение лимита обслуживания социально незащищенных москвичей в существующих парикмахерских по установленным районными управами расценкам. В настоящее время эта форма наиболее активно используется в районах.
5. Реализация программы и задачи государственного управления города
Программой предусматривается, что центр тяжести работы по организации работы парикмахерских переместится в районы, а финансирование будет осуществлено за счет средств самих предприятий.
В целях повышения роли и усиления контроля за разработкой и реализацией организационно-технических мероприятий необходимо определенное расширение прав районных управ.
В частности, в порядке эксперимента в рамках 2-3 районов предлагаются следующие меры:
1. Передать в аренду нежилые помещения общей площадью 150-200 квадратных метров для организации муниципальных парикмахерских.
При этом имеется в виду, что необходимые производственные площади префектуры и территориальные агентства Москомимущества изыщут непосредственно в округах на площадях имеющихся нежилых помещений, занятых предприятиями сферы услуг.
Необходимо также в установленном порядке вернуть для развития отрасли нежилые помещения, переданные (проданные) ранее различным организациям с условием использования их для сферы парикмахерских услуг, если такое условие не соблюдается.
В целом основные направления деятельности городских властей по развитию сферы парикмахерских услуг, связанной с улучшением территориальной и ценовой доступности данного вида бытового обслуживания, их качества и безопасности, сводятся к следующему:
Основные направления | Мероприятия на 1998-2000 годы |
Развитие инфраструктуры сферы парикмахерских ус- луг |
Реализация программы создания и реконструкции предприятий сферы парикмахерских услуг. Создание предприятий по материально-техничес- кому обеспечению потребностей отрасли. Организация магазинов для парикмахеров и кос- метологов |
Научно-технический прог- ресс и информационная поддержка |
Разработка и освоение новых технологий парик- махерско-косметического обслуживания. Организация производства новых парфюмерно-кос- метических материалов и оборудования. Организация выпуска специализированных спра- вочников и других информационных материалов. Поддержка профессиональных изданий типа журна- ла "Долорес" |
Обучение, подготовка и переподготовка кадров |
Налаживание системы экономического и професси- онального обучения различного уровня. Организация совместно с профессиональными об- ществами выставок, семинаров, конкурсов, чем- пионатов |
Нормативно-правовое ре- гулирование |
Регламентация прав и обязанностей органов городского управления в части мониторинга и регулирования сферы парикмахерских услуг. Разработка и внедрение новых ГОСТов, техничес- ких условий и правил. Введение системы обязательной сертификации ус- луг, материалов, обучения. Введение систематической аттестации парикмахе- ров и косметологов. Разработка и внедрение нормативных документов по государственной поддержке и стимулированию предпринимательской деятельности в сфере па- рикмахерских услуг. Усиление контроля за финансовой и налоговой дисциплиной. Разработка и экспериментальная проверка систем упрощенного налогообложения. |
Механизмы социальной защиты |
Разработка и внедрение системы предоставления льгот для муниципальных и приравненных к ним предприятий и индивидуальных предпринимателей, оказывающих парикмахерские услуги малообеспе- ченным гражданам. |
Консолидация работников отрасли |
Содействие в создании профессиональных союзов и объединений. |
6. Проект плана мероприятий по реализации "Программы развития и совершенствования парикмахерских услуг в г.Москве на 1998-2000 годы"
/-----------------------------------------------------------------------\
| N | Мероприятия |Ожидаемый результат |Ответственные |Сроки |
| | | |организации |реализа-|
| | | | |ции |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 1. Развитие инфраструктуры сферы парикмахерских услуг |
|-----------------------------------------------------------------------|
|1. |Ввод в действие|Достижение полной|Префектуры, |1998- |
| |новых предприятий в|обеспеченности услуга-|территориаль- |2000 гг.|
| |районах массовой|ми парикмахерских по|ные агентства,| |
| |жилой застройки, в|административным окру-|Москомимущест-| |
| |районах, не обеспе-|гам. |ва, районные| |
| |ченных услугами|Создание благоприятных|Управы, предп-| |
| |парикмахерских сог-|условий для дальнейше-|риятия | |
| |ласно нормативам, -|го развития рыночных| | |
| |61 предприятие |отношений, конкурен-| | |
| | |ции. | | |
| | |Создание 915 новых| | |
| | |рабочих мест. | | |
|----+-------------------+----------------------+--------------+--------|
|2. |Реконструкция, мо-|Повышение качества|Префектуры, |1998- |
| |дернизация действу-|парикмахерских услуг. |районные Упра-|2000 гг.|
| |ющих предприятий -|Сохранение и модерни-|вы, предпри-| |
| |103 единицы. |зация 1545 рабочих|ятия | |
| | |мест | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 2. Научно-технический прогресс и информационная поддержка |
|-----------------------------------------------------------------------|
|3. |Разработка и осво-|Расширение видов и|Профессиональ-|1998- |
| |ение новых техноло-|объемов парикмахерских|ные объедине-|2000 гг.|
| |гий парикмахерского|услуг высокого качест-|ния, ассоци-| |
| |и косметического|ва |ации, союзы,| |
| |обслуживания | |предприятия | |
|----+-------------------+----------------------+--------------+--------|
|4. |Создание базовой|Увеличение объема ус-|Союз парикма-|1998- |
| |экспериментального |луг высокого качества,|херов и косме-|2000 гг.|
| |салона-парикмахерс-|обеспечение их безо-|тологов Рос-| |
| |кой среднего класса|пасности при сохране-|сии, Москвы| |
| |как модели обслужи-|нии невысокой стоимос-|при содействии| |
| |вания населения |ти услуг. |Департамента | |
| | | |потребительс- | |
| | | |кого рынка и| |
| | | |услуг | |
|----+-------------------+----------------------+--------------+--------|
|4.1.|Разработка основных| |Союз парикма-|1998 г. |
| |требований к базо-| |херов и косме-| |
| |вым салонам-парик-| |тологов Рос-| |
| |махерским и утверж-| |сии, Москвы | |
| |дение их в установ-| | | |
| |ленном порядке | | | |
|----+-------------------+----------------------+--------------+--------|
|4.2.|Создание экспери-| |Союз парикма-|1999 г. |
| |ментального салона-| |херов и косме-| |
| |парикмахерской | |тологов Рос-| |
| | | |сии, Москвы | |
|----+-------------------+----------------------+--------------+--------|
|4.3.|Создание 2-3 базо-| |Союз парикма-|1999- |
| |вых салонов-парик-| |херов и косме-|2000 гг.|
| |махерских | |тологов Рос-| |
| | | |сии, Москвы| |
| | | |при содействии| |
| | | |Департамента | |
| | | |потребительс- | |
| | | |кого рынка и| |
| | | |услуг | |
|----+-------------------+----------------------+--------------+--------|
|4.4.|Внедрение на базе|Повышение уровня обс-|Союз парикма-|1999- |
| |экспериментального |луживания клиентов |херов и косме-|2000 гг.|
| |салона быстрых тех-| |тологов Рос-| |
| |нологий при сохра-| |сии, Москвы | |
| |нении невысокой| | | |
| |стоимости обслужи-| | | |
| |вания | | | |
| | | | | |
| | | | | |
|----+-------------------+----------------------+--------------+--------|
|5. |Создание информаци-|Поддержка и развитие|Профессиональ-| |
| |онно-консультацион-|предпринимательской |ные объедине-| |
| |ных центров помощи|деятельности |ния, ассоци-| |
| |предпринимателям, | |ации, союзы,| |
| |профессионалам | |гильдии | |
|----+-------------------+----------------------+--------------+--------|
|6. |Поддержка професси-|Поддержка и развитие|Профессиональ-|1998- |
| |ональных изданий|предпринимательской |ные объедине-|2000 гг.|
| |(типа журнала "До-|деятельности. |ния, ассоци-| |
| |лорес") |Передача опыта лучших|ации, союзы,| |
| | |организаций. |гильдии | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 3. Обучение, подготовка, переподготовка кадров |
|-----------------------------------------------------------------------|
|7. |Совершенствование |Обеспечение отрасли|ГАСБУ, УПК|1998- |
| |системы экономичес-|высококвалифицирован- |бытового обс-|2000 гг.|
| |кого и профессио-|ными кадрами |луживания, | |
| |нального обучения| |Академия па-| |
| |специалистов подот-| |рикмахерского | |
| |расли парикмахерс-| |искусства при| |
| |ких и косметических| |Союзе парикма-| |
| |услуг: | |херов и косме-| |
| |- предоставление| |тологов Рос-| |
| |базового образова-| |сии, Москвы,| |
| |ния; | |Колледж парик-| |
| |- повышение квали-| |махерского ис-| |
| |фикации; | |кусства N 315,| |
| |- введение система-| |Московский | |
| |тической аттестации| |художественно-| |
| |профессионалов | |педагогический| |
| | | |колледж техно-| |
| | | |логий и дизай-| |
| | | |на, РОО "Сод-| |
| | | |ружество па-| |
| | | |рикмахеров" | |
|----+-------------------+----------------------+--------------+--------|
|8. |Проведение форумов,|Пропаганда и популяри-|Союз парикма-|1998- |
| |выставок, фестива-|зация парикмахерского|херов России,|2000 гг.|
| |лей, чемпионатов,|дела, содействие твор-|Москвы; РОО| |
| |конкурсов, семина-|ческому и профессио-|"Содружество | |
| |ров парикмахерского|нальному росту масте-|парикмахеров";| |
| |искусства и декора-|ров |Российская | |
| |тивной косметики | |парфюмерно- | |
| | | |косметическая | |
| | | |ассоциация, | |
| | | |предприятия, | |
| | | |префектуры, | |
| | | |Департамент | |
| | | |потребительно-| |
| | | |го рынка и ус-| |
| | | |луг | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 4. Нормативно-правовое регулирование |
|-----------------------------------------------------------------------|
|9. |Разработка и утвер-|Обеспечение прав пот-|ГАСБУ, ЦНИИ-|1999 г. |
| |ждение в установ-|ребителей по безопас-|быт, Департа-| |
| |ленном порядке ГОС-|ности и качеству кос-|мент потреби-| |
| |Та на косметические|метических услуг |тельского рын-| |
| |услуги | |ка и услуг,| |
| | | |Союз парикма-| |
| | | |херов России,| |
| | | |Москвы | |
|----+-------------------+----------------------+--------------+--------|
|9.1.|Разработка и утвер-|Обеспечение прав пот-|ЦНИИбыт, при|1998 г. |
| |ждение в установ-|ребителей по безопас-|участии Союз| |
| |ленном порядке про-|ности и качеству па-|парикмахеров | |
| |екта "Правила по|рикмахерских услуг |России, Москвы| |
| |сертификации парик-| | | |
| |махерских услуг" | | | |
|----+-------------------+----------------------+--------------+--------|
|10. |Разработка проекта|Повышение качества|Департамент |1999 г. |
| |"Правила предостав-|оказываемых парикма-|потребительс- | |
| |ления парикмахерс-|херских услуг |кого рынка и| |
| |ких услуг" | |услуг, ЦНИИ-| |
| | | |быт, ГАСБУ,| |
| | | |Союз парикма-| |
| | | |херов России,| |
| | | |Москвы, РОО| |
| | | |"Содружество | |
| | | |парикмахеров" | |
|----+-------------------+----------------------+--------------+--------|
|11. |Разработка норма-|Обеспечение прав пот-|ГАСБУ, ЦНИИбыт|1998 г. |
| |тивной базы системы|ребителей по безопас-|при участии| |
| |обязательной серти-|ности и качеству па-|Союза парикма-| |
| |фикации парикмахер-|рикмахерских услуг |херов и косме-| |
| |ских услуг: | |тологов Рос-| |
| |- Положение о по-| |сии, Москвы | |
| |рядке проведения| | | |
| |обязательной аттес-| | | |
| |тации специалистов;| | | |
| |- Положение о по-| | | |
| |рядке присвоения| | | |
| |категорий предпри-| | | |
| |ятиям | | | |
|----+-------------------+----------------------+--------------+--------|
|12. |Контроль за прове-|Повышение качества|Департамент |1998- |
| |дением обязательной|оказываемых парикма-|потребительс- |2000 гг.|
| |сертификации парик-|херских услуг |кого рынка и| |
| |махерских услуг | |услуг | |
|----+-------------------+----------------------+--------------+--------|
|13. |Создание центра эк-|Обеспечение прав пот-|Департамент |1998- |
| |спертизы качества|ребителей по безопас-|потребительс- |2000 гг.|
| |парикмахерских ус-|ности и качеству па-|кого рынка и| |
| |луг для рассмотре-|рикмахерских услуг |услуг | |
| |ния конфликтных| | | |
| |ситуаций | | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 5. Механизм социальной защиты |
|-----------------------------------------------------------------------|
|14. |Разработка предло-|Обеспечение социальной|Департамент |1999 г. |
| |жений для создания|защиты населения, це-|потребительс- | |
| |экономического и|новой доступности в|кого рынка и| |
| |правового механиз-|части предоставления|услуг, Комитет| |
| |мов обслуживания|парикмахерских услуг |социальной | |
| |малообеспеченных | |защиты населе-| |
| |групп населения | |ния, префекту-| |
| | | |ры | |
|----+-------------------+----------------------+--------------+--------|
|15. |Организация парик-|Обеспечение социальной|Комитет соци-|1998- |
| |махерских услуг при|защиты населения, це-|альной защиты|2000 гг.|
| |центрах социальной|новой доступности в|населения, | |
| |защиты населения |части предоставления|префектуры | |
| | |парикмахерских услуг | | |
\-----------------------------------------------------------------------/
Примечание.
Финансирование Программы развития и совершенствования парикмахерских услуг осуществляется за счет собственных средств предприятий.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Москвы от 16 июня 1998 г. N 465 "О Программе развития и совершенствования парикмахерских... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.