Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 8
к постановлению Правительства Москвы
от 23 июня 1998 г. N 492
Комплексная программа
"Образование и здоровье"
Данный текст проекта подготовлен рабочей группой представителей ПИ РАО, ИВФ РАО, МИПКРО, ПМС - центр (Носкин В.А., Касаткин В.Н., Малых С.Б., Сонькин В.Д.).
Сокращения в тексте программы: ИВФ РАО - Институт возрастной физиологии РАО, ДГП - детские городские поликлиники, МКЗ - Комитет здравоохранения г.Москвы, МКО - Комитет образования г.Москвы, МИПКРО - Московский институт повышения квалификации работников образования, МГППИ - Московский государственный психолого-педагогический институт, МГПУ - Московский государственный педагогический университет, НЦОЗДиП - Научный центр охраны здоровья детей и подростков РАМН, ПИ РАО - Психологический институт РАО, ПМС-центр - Психолого-медико-социальный центр, УЗ АО - управления здравоохранения административных округов, Центр ДП - Центр "Детское питание", ЦГСЭН г. Москвы - Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора по г.Москве.
I. Анализ социально-экономической, социально-педагогической и медико-педагогической ситуации
1.1. Сравнительный анализ заболеваемости детского населения г.Москвы
В 1997 году отмечен рост показателя распространенности болезней у детей в возрасте от 0 до 14 лет: с 198400 в 1996 году до 215740 в 1997 г.
Распространенность заболеваний в динамике (на 100000 детей)
Наименование классов болезней | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. |
Всего заболеваний В том числе |
175397 | 176157 | 199606 | 198390 | 215740 |
Инфекционные и паразитарные болезни |
9470 | 10986 | 8620 | 7311 | 7638 |
Болезни нервной системы и органов чувств |
14450 | 15233 | 16945 | 20251 | 21460 |
в т. ч. близорукость | 3003 | 3482 | 3633 | 3794 | 3871 |
Болезни органов дыхания | 107256 | 99698 | 119501 | 108227 | 121290 |
Болезни органов пищеварения | 8764 | 9571 | 10297 | 11522 | 11790 |
Болезни мочеполовой системы | 3268 | 3695 | 3910 | 4623 | 4961 |
В структуре болезней отмечалось снижение показателя болезней органов дыхания в 1996 году в сравнении с 1995 г. с 119501 до 108227. В 1997 году отмечается рост по всем классам болезней, особенно болезней органов дыхания, в т.ч. пневмонии - 368 (262 - 1996 г.), бронхиальной астмы - 1144 (1026 - 1996 г.).
Инфекционная заболеваемость детей от 0 до 14 лет (по данным Госсанэпиднадзора, из расчета на 100000 детского населения)
Заболевания | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. |
Дифтерия | 33,1 | 64,8 | 36,9 | 15,5 | 6,6 |
Коклюш | 305,5 | 395,5 | 184,4 | 152,4 | 273,3 |
Корь | 236,5 | 76,3 | 18,8 | 17,8 | 13,9 |
Краснуха | 1694,6 | 3044,9 | 941,0 | 605,6 | 1094,8 |
Чесотка | 225,1 | 311,2 | 299,6 | 198,6 | 173,2 |
В течение 1997 года продолжалось увеличение объема работы по иммунопрофилактике детских инфекционных заболеваний среди детей всех возрастных групп.
В 1997 году в 2,3 раза снизилась заболеваемость детей дифтерией, в 3,1 раза бактериальной дизентерией, на 35% вирусными гепатитами, менингококковой инфекцией на 41,3%.
Рост в 1997 году показателя инфекционных и паразитарных болезней обусловлен в том числе значительным ростом на 20,5% гриппа и острых респираторных вирусных инфекций.
Привито против дифтерии детей от 6 до 12 месяцев - 81,1% (78% - 1996 г.). К трем годам ревакцинировано 83,4% (80,6% - 1996 г.). От года до 14 лет получили возрастную ревакцинацию 99,8%. Не привито из указанного контингента 0,9% детей (1,8% - 1996 г.).
Проведены два тура иммунизации детей до 3-х лет против полиомиелита с охватом: I тур - 99,6% (99,1% - 1996 г.), II тур - 99,7% (99,6% - 1996 г.).
При проведении медицинских осмотров детей всех возрастов после снижения контингента диспансерных больных в 1994 и 1995 годах, за 1996 год отмечалось увеличение диспансерного контингента до 139350, в 1997 году до 150880 (на 100000 детского населения).
В структуре заболеваемости диспансерных больных на первом месте болезни органов пищеварения, на втором - болезни нервной системы и органов чувств, на третьем - болезни органов дыхания.
В связи с некоторым увеличением диспансерной группы больных до 15,0% (14,6% - 1996 г.) увеличилась доля детей третьей группы здоровья по всем возрастным категориям, особенно в 14-летнем возрасте, где в 1997 году III группа здоровья составила 24,0% (19,0% - 1996 г.) за счет повышения охвата и качества медицинских осмотров в условиях консультативно-диагностических центров, подростковых поликлиник и детских стационаров.
Здоровье школьников остается в прямой зависимости от условий обучения, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания. Показатель здоровья школьников - I группа здоровья: у детей 1-го класса - 44,4% (46,9% - 1996 г.), к 15 годам - 36,4% (38,9% - 1996 г.).
За период обучения в школе продолжает интенсивно увеличиваться патология зрения: с 8,5% перед поступлением в школу до 19,2% к 15 годам, и сколиоз соответственно с 0,9% до 3,9%. Однако показатели остроты зрения и сколиоза у детей 15 лет улучшились соответственно на 5,6% и 1,6% за 1997 г.
При профосмотре подростков 14 лет в детских поликлиниках здоровыми является 31,0% детей (34,0% - 1996 г.). Из числа подростков юноши составляют 51,0% (50,4% - 1996 г.), среди них здоровых - 31,0% (33,9% - 1996 г.), здоровых девушек - 32,0% (35,7% - 1996 г.).
В 1997 году зарегистрировано детей-инвалидов до 15 лет включительно в учреждениях всех профилей и любой подчиненности - 21721 (20307 - 1996 г.). Из них мальчиков - 12909, девочек - 8812.
Впервые взяты на учет в 1997 году - 4375 детей. Патология у детей-инвалидов распределяется следующим образом:
- I место - болезни нервной системы и органов чувств;
- II место - врожденные аномалии;
- III место - психические расстройства.
Младенческая смертность (смертность детей в возрасте до 1 года)
Показатели | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. |
Абсолютное число умерших | 835 | 895 | 806 | 607 | 680 |
Интенсивный показатель (на 1000 родившихся живыми) |
16,7 |
17,9 |
15,5 |
13,0 |
14,38 |
То же, без учета иногородних | 13,7 | 13,9 | 11,6 | 9,8 | 10,1 |
Динамика | -1,1 | +0,2 | -2,3 | -1,8 | +0,3 |
В структуре причин младенческой смертности за 1997 год на первом месте остаются перинатальные причины - 56,0% (56,2% - 1996 г.). На втором месте врожденные аномалии - 35,0% (32,2% - 1996 г., 31,6% - 1994 г.). Среди врожденных аномалий 29,8% занимают множественные пороки, 39,4% - врожденные пороки сердца (34,2% - 1996 г.).
За 1996 и 1997 гг. удалось в структуре причин смертности детей 1 года жизни, снизить удельный вес бронхолегочной патологии и инфекционных заболеваний.
Увеличился в 1997 г. процент детей, умерших на дому, до 6,1% (5,2% - 1996 г.). После тенденции снижения в 1996 г. за 1997 г. увеличился показатель младенческой смертности - 14,38% (13,01% - 1996 г.).
Смертность детей от 1 до 14 лет
В возрасте от 1 до 14 лет умерло 409 детей, что составило 37,5% (41,5% - 1996 г.) от всех умерших детей в возрасте от 0 до 14 лет.
В структуре причин смерти детей этого возраста:
1997 г. 1996 г.
- на 1-м месте - несчастные случаи 41,8% 48,8%
- на 2-м месте - врожденная патология 23,0% 19,6%
- на 3-м месте - новообразования 12,7% 12,6%
В 1997 г. снизилась смертность от дифтерии - умер 1 ребенок (1996 г. - 4).
Сравнительный анализ зарегистрированной заболеваемости жителей г. Москвы показал, что состояние здоровья взрослых, подростков и детей ухудшается. На рост заболеваемости болезнями органов дыхания, занимающих ведущее место во всех возрастных группах, существенно влияет наличие или отсутствие вспышки гриппа. При этом следует иметь в виду, что в отчетных данных отражены лишь сведения о заболеваниях, зарегистрированных при обращении в лечебные учреждения. Истинная заболеваемость населения остается неизвестной, она может быть выявлена лишь при проведении комплексного медицинского обследования всего населения.
1.2. Здоровье матери и ребенка в г.Москве
В каждом округе работают центры планирования семьи, базовые женские консультации. В составе Измайловской детской клинической больницы работает гинекологический стационар для девочек.
Имеющиеся возможности лечения используются врачами и пациентами недостаточно, о чем свидетельствует сопоставление данных по следующим показателям:
- состояние здоровья беременных по данным женских консультаций (рост частоты экстрагенитальных заболеваний при некотором снижении в 1997 г. анемий, заболеваемости мочеполовой и сердечно-сосудистой системы);
- рождаемость;
- нормальные (физиологические) роды;
- состояние здоровья рожениц по данным родильных домов;
- перинатальная смертность;
- материнская смертность.
Рождаемость (на 1000 чел. населения)
1992 г. | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. |
7,8 | 7,1 | 7,6 | 8,0 | 7,9 | 7,9 |
Низкий уровень рождаемости не обеспечивает естественного прироста населения. Ситуация усугубляется еще и осложнениями родов и раннего послеродового периода.
Характер родов | 1992 г. | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. |
Нормальные (физиологические), % |
25,0 |
24,9 |
34,8 |
35,5 |
28,7 |
26,2 |
Преждевременные, % | 8,1 | 8,3 | 8,0 | 7,2 | 7,8 | 7,7 |
Из представленных в таблице данных следует, что число преждевременных родов остается монотонным (в среднем 7,9% от общего числа родов) на невысоком уровне, несмотря на введение весового норматива по признаку живорожденности - 500,0 грамм.
Иначе представлен показатель нормальных (физиологических) родов, его колебания достигают 10%, а на долю патологических родов приходится до 65% от общего числа родов.
Состояние здоровья будущих матерей самым непосредственным образом отражается на здоровье плода и его жизнеспособности, а перинатальная смертность, как следует из таблицы, не имеет тенденции снижения.
Показатель | 1992 г. | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. |
Перинатальная смерт- ность |
3,4 | 12,9 | 13,5 | 12,9 | 13,7 | 14,0 |
Основными причинами перинатальной смертности остаются ателектаз легких и асфиксия, внутримозговые кровоизлияния и аномалии развития. Отмечается рост перинатальной смертности от внутриутробной инфекции и сифилиса.
Материнская смертность является интегральным свидетельством как социально-экономического положения женщины и служб охраны материнства и детства, так и отношения семьи и женщины к материнству. Она имеет следующую динамику.
Показатель | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. |
Материнская смертность на 100000 живорожденных |
52,4 |
64,6 |
52,3 |
54,8 |
60,02 |
Проведенные наблюдения свидетельствуют об устойчивой тенденции снижения числа зарегистрированных искусственных абортов, вместе с тем проблема остается напряженной, особенно в связи с введением разрешений на прерывание беременности в поздних (более 12 недель) сроках как по медицинским, так и по социальным показаниям.
1.3. Анализ социально-экономической и социально-педагогической ситуации
Современная социальная и экономическая ситуация в России, создавая предпосылки для позитивных перемен в нашем обществе, привела к появлению новых проблем: смена идеологии и системы ценностей, нестабильность правовых и моральных критериев; межэтнические конфликты; безработица, миграция беженцев, локальные военные конфликты, криминализация общества и многие другие. В результате произошли существенные изменения в укладе жизни, которые не могли не затронуть базисные потребности личности. Эти перемены влияют прежде всего на психическое здоровье населения. Они провоцируют социальную и психологическую дезадаптацию людей, повышение уровня их эмоциональной напряженности и агрессивности.
Происходящие в обществе процессы особенно болезненно сказываются на детях. Постоянно увеличивается число детей, лишенных родительского попечения, растет число детей, вовлеченных в преступную деятельность, увеличиваются детская проституция, наркомания и алкоголизм. Кроме того, постоянно увеличивается количество детей с нарушениями психического и физического развития. По официальным данным, число детей, у которых были установлены те или иные формы отклонений психического развития, увеличивается каждые 5 лет на 15-20%, число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, увеличивается на 30-40%. По данным исследований Государственного научного центра по наркологии, в Москве распространенность потребления психоактивных веществ детьми имеет постоянную тенденцию к росту. Злоупотребление токсическими веществами среди 14-летних детей возросло за последние три года более чем в 18 раз. Средний возраст, когда дети впервые пробуют наркотики, колеблется от 10 до 14 лет. Свыше 10% от всего количества производимых в стране абортов приходится на несовершеннолетних детей. Угрожающий характер приобретает рост агрессивного поведения, в том числе и в семье. За последние годы различным формам насилия, включая сексуальное насилие, подверглось более 20 млн. детей, при этом около 2 тыс. детей погибло, а свыше 10 тыс. детей покончили жизнь самоубийством.
Не лучше обстоит дело и с физическим здоровьем детей. По статистическим данным, лишь 16% всего населения здоровы, 50% имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, 34% - хроническую патологию.
Состояние здоровья детского населения страны вызывает очень серьезные опасения специалистов. Так, по данным НИИ педиатрии (С.В. Хрущев, 1994 г.), 20% детей 6-7 лет не готовы к обучению в школе; у 50% детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; 30% детей имеют нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах; около 70% детей страдает от гиподинамии. По данным Института возрастной физиологии РАО, около половины школьников страдают теми или иными невротическими синдромами (С.П. Ефимова, 1991; М.М. Безруких, 1995, 1997 гг.) По данным института возрастной физиологии РАО, Центра здоровья детей и подростков АМН и других ведомств, около 90% детей имеет отклонения в физическом и психическом здоровье. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в 4 раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в 3 раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения и т.п. При этом отмечается четкая зависимость числа и характера нарушений в состоянии здоровья школьников от объема и интенсивности учебных нагрузок. До 80% юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы к военной службе.
Вместе с тем в школьной популяции отмечаются тенденции, имеющие прямое отношение к здоровью, но не оцениваемые медицинской статистикой. По результатам статистического обследования 14-летних подростков (1090 респондентов из московских школ), 8,8% имели первый половой контакт в возрасте до 12 лет; 34,9% уже имели по 4 и более половых партнеров; обычным является сопутствующее употребление алкоголя или наркотиков (24,4%); 65,4% мальчиков и 18,9% девочек сообщили, что в последние 12 месяцев участвовали в драках; 43,4% мальчиков и 20,8% девочек отметили, что в последнее время носили с собой оружие; 12,9% мальчиков и 22,9% девочек указали на то, что у них были серьезные мысли о самоубийстве. В то время как предыдущие поколения школьных оздоровительных программ были ориентированы на предотвращение инфекционных заболеваний, в настоящее время они в значительной степени уступили место новым "болезням": оскорбления, насилие, рискованное сексуальное поведение, психологические и эмоциональные расстройства, проблемы, относящиеся к бедности, а также недостаток достоверной информации о сохранении здоровья. В условиях дефицита информации московские школьники остаются лицом к лицу с рекламой алкогольных и табачных изделий, они также беззащитны пред лицом новых социальных эпидемий: наркомании и СПИДа.
Ситуация, сложившаяся в настоящее время, требует долгосрочной программы мероприятий, направленных на улучшение качества жизни и состояния здоровья детей.
II. Концепция и научно-методические основы построения программы
Очередной этап школьной реформы в Российской Федерации направлен на создание благоприятных для здоровья учащихся условий обучения и воспитания. Предлагаемая программа базируется на понимании образования и здоровья детей и подростков как фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития ребенка в соответствии с его физическими и психическими возможностями. Основное положение программы - принцип социальной справедливости по отношению ко всем детям и подросткам г. Москвы независимо от материальных возможностей родителей и образовательных учреждений.
Основные концептуальные положения Программы "Образование и здоровье":
1. Программа призвана реализовать основные положения Декларации прав ребенка, направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования.
2. Программа является подтверждением особого статуса детства как периода, не зависящего от социальных, политических, национальных, конфессиональных и других отличий.
3. Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности органов власти, служит основой сотрудничества и консолидациq органов образования и здравоохранения, общественности школы и родителей.
Московская программа "Образование и здоровье" определяет социальную политику Правительства Москвы в области образования на 1998-2000 годы и предназначена для консолидации усилий:
- Московского Правительства, сознающего важнейшую политическую и социальную роль образования как фактора формирования и укрепления здоровья учащихся;
- работников образования, непосредственно осуществляющих процесс обучения и воспитания подрастающего поколения;
- жителей города и родительской общественности, которые являются основными заказчиками и пользователями высокоэффективных и современных образовательных технологий, не вредящих здоровью подрастающего поколения;
- представителей всех отраслей социально-культурной сферы (медицины, культуры, органов внутренних дел и социальной защиты), формирующих социальный облик города.
Программа "Образование и здоровье" строится как принципиально открытая для реально действующих и потенциально возможных ее участников.
III. Основные цели и задачи программы
Целью программы является улучшение организации учебно-воспитательной работы в школе и внешкольной работы с целью улучшения состояния здоровья и качества жизни детей г.Москвы.
Для реализации этой цели необходимо решение трех основных блоков задач:
1. Состояние образовательного процесса и состояние здоровья детей г.Москвы:
- разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья (психологические и физиологические аспекты);
- диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп от рождения до окончания школы;
- диагностика среды жизнедеятельности ребенка, включая образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места обитания;
- создание информационной базы по психологическим, педагогическим, морфофункциональным, экологическим, санитарно-гигиеническим и медицинским составляющим состояния здоровья детей г.Москвы;
- выявление школьных трудностей, их анализ на основе закономерностей развития ребенка и поиск путей преодоления;
- выявление "групп риска" по школьной и социальной дезадаптации.
Одним из методов реализации программы является организация мониторинга состояния здоровья школьников, то есть создание системы динамического наблюдения за состоянием здоровья на основе комплексных психологических, социально-психологических, психофизиологических, морфофункциональных и медицинских обследований различных контингентов детей, изучение санитарно-гигиенических условий обучения, питания; принятие оперативных мер для их нормализации; разработка распределенной базы данных для различных учреждений системы образования и здравоохранения, выделение наиболее значимых для региона факторов риска, связанных с социально-экономическим, экологическим неблагополучием, нарушением социально-психологической адаптации и т.п.
2. Разработка комплексной стратегии, направленной на улучшение состояния здоровья и качества жизни детей и подростков:
- разработка нормативной базы деятельности, связанной с реализацией программы;
- создание и развитие инфраструктуры для реализации программы на городском, окружном, муниципальном уровнях и уровне образовательного учреждения;
- развитие системы подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов;
- разработка и внедрение психологических, педагогических, валеологических и медицинских методов коррекции;
- пропаганда здорового образа жизни (проведение конкурсов, издание рекламно-информационной литературы, теле- и радиопередачи и т.д.).
3. Оценка эффективности мероприятий направленных на улучшение состояния здоровья:
- создание методов оценки социально-психологической и экономической эффективности программы.
Задачи программы ориентированы на комплексное решение проблем сохранения и укрепления здоровья детей и подростков. Они включают в себя:
- внедрение современных методов мониторинга здоровья;
- разработку систем физического воспитания, основанных на индивидуально-типологическом подходе;
- разработку новых технологичных методов коррекции и реабилитации в учреждениях для детей с различными видами нарушений в физическом и психическом развитии, а также систему их социального сопровождения после окончания образовательного учреждения;
- разработку и внедрение учебной методической и дидактической литературы, обеспечивающей образовательный и просветительский аспекты программы "Образование и здоровье" для различных возрастных групп учащихся, студентов педагогических, медицинских и психологических специальностей, а также специалистов, повышающих свою профессиональную квалификацию;
- согласованное исполнение программы совместно со средствами массовой информации, общественными организациями, фондами, научно-исследовательскими учреждениями, создание системы и механизмов общественной поддержки Программы, оценки ее результатов с помощью средств массовой информации, общественных и профессиональных организаций. Важным направлением деятельности в рамках программы является разработка мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, тесно связанных с социальными аспектами жизни детей и подростков. В том числе:
- внедрение сбалансированного разнообразного питания (разработка рекомендаций и утверждение различных меню, системы организации сертификации и лицензирования учреждений питания);
- разработка комплекса законодательных актов и исполнительных мероприятий по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения;
- организация межведомственных скоординированных действий по уменьшению детского травматизма и отравлений;
- разработка и внедрение комплекса мероприятий по предупреждению заболеваний, передающихся половым путем, и нежелательной беременности;
- адаптация и внедрение современных социальных технологий, направленных на уменьшение всех видов насилия в семье, школе и других социальных группах, где находятся дети и подростки.
IV. Механизмы реализации комплексной программы
Москва - динамично развивающийся город России. Одной из причин этому являются свобода социальной инициативы жителей и разумная инвестиционная политика Правительства города. Для успешной реализации программы "Образование и здоровье" предполагается реализовывать ее в общем контексте развития города. В основу программы должен быть положен проектный принцип, который позволил бы максимальному количеству горожан принять участие в проектировании своего здоровья и здоровья своих детей. Комплексная программа реализуется на трех организационных уровнях:
Уровень организованного детского коллектива
Всесторонняя программа здоровья в организованном детском коллективе включает следующие компоненты:
1. образование в области здоровья
2. физическое воспитание
3. школьная медицинская служба
4. служба питания
5. служба здоровья персонала школы
6. школьная психологическая служба
7. социальные службы
8. формирование здоровой среды школы
9. вовлечение родителей и общественности
Муниципальный уровень
Комплексная программа здоровья на муниципальном уровне включает в себя:
1. Информационная поддержка (общественности, специалистов и администрации).
2. Финансовые конкурсы.
3. Экспертная помощь (привлечение и финансирование высококвалифицированных специалистов).
Окружной уровень
Комплексная программа здоровья на окружном уровне:
1. Создание целевой межведомственной программы "Здоровье детей округа".
2. Создание и расширение сети психолого-медико-социальных центров.
V. Ожидаемые результаты реализации программы для г.Москвы
1. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья детей
2. Снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний
3. Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья
4. Уменьшение количества детей, употребляющих табак, алкоголь, наркотики
5. Информационно-аналитическое обеспечение управленческих решений на уровне отдельной школы, муниципального округа, административного округа, города и Государства
6. Обеспечение статистического учета, контроля и анализа на всех уровнях
7. Коренное совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода
8. Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию
9. Повышение заинтересованности работников просвещения в укреплении здоровья учащихся
10. Повышение квалификации работников просвещения и здравоохранения.
11. Повышение социальной защищенности детского населения г.Москвы.
12. Стимулирование повышения внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
13. Улучшение социально-психологической ситуации в городе
14. Повышение эффективности психологической и медицинской помощи детям г.Москвы
15. Снижение затрат на оплату больничных листов
Уровни внедрения и потребители информации:
Уровень внедрения | Потребитель (пользователь) |
Персональный (индивидуальный) | ученик; родители; семейный врач |
Класс | классный руководитель; родит. комитет класса |
Школа Муниципальный округ |
валеолог; преподаватель физической куль- туры; медицинский работник; психолог; социальный работник; администрация школы участковый врач; участковый инспектор; социальный работник; администрация окру- га |
Административный округ | управления образования и культуры; уп- равление здравоохранения; работники со- циальной сферы |
Город | Департамент образования; Департамент здравоохранения; Городская Дума; Комитет по делам молодежи; ГУВД |
VI. Комплексная оценка состояния образовательной среды
Направление деятельности | Задачи | Сроки реализа- ции, гг. |
Организаторы работ | Источники финан- сирования |
Ожидаемый результат по данному разделу |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Способы оценки степени неблагоприятных влияний экологических факторов на физическое развитие и функциональные системы организма |
1. Разработка критериев неблагоприятного воздействия экологических факторов на физическое и психическое развитие 2. Сопоставление физического состояния учащихся, проживающих в разных в экологическом отношении регионах г.Москвы 3. Разработка системы оценки качества пищевых продуктов |
ИВФ РАО, МИПКРО, ЦГСЭН г.Москвы, МГППИ, Ин-т питания РАМН, РМАПО, НЦОЗДиП |
Способы оценки степени неблагоприятных влияний экологических факторов на физическое развитие и функциональные системы организма |
||
Диагностика образователь- ной среды ребенка |
1. Разработка критериев для оценки эффективности развивающей образовательной среды 2. Разработка методов и технологий для оценки эффективности развивающей образовательной среды 3. Разработка процедур для выявления спектра индивидуальных особенностей детей в рамках возрастных закономерностей развития 4. Экспертиза состояния образовательной среды с точки зрения эффективности ее влияния на развитие ребенка 5. Определение требований к образовательной среде с точки зрения ее развивающего потенциала 6. Организация системы коррекционных мероприятий для оптимизации развивающих воздействий образовательной среды |
МГППИ, ПИ РАО, ИВФ РАО, МИПКРО |
1. Критерии и нормативы для оценки эффективности развивающей образовательной Среды. 2. Система методов и технологий для оценки эффективности развивающей образовательной среды 3. Система процедур для выявления спектра индивидуальных особенностей детей в рамках возрастных закономерностей развития |
||
Оценка семейной среды | 1. Разработка методов оценки семейной среды, неблагоприятных для здоровья и развития ребенка |
МГППИ, ПИ РАО, ПМС-центры, ИВФ РАО |
Система диагностики семейной среды, неблагоприятной для здоровья и развития ребенка |
||
Комплекс методов опреде- ления влияния педагоги- ческих технологий на здо- ровье учащихся |
1. Разработка комплекса методов выявления учебной перегрузки 2. Разработка методов оценки воздействия педагогических инноваций и внедрение новых технических средств обучения на здоровье ребенка |
ИВФ РАО, МИПРКО, МГППИ, МГСЭН г.Москвы, ПМС-центры |
Система диагностики неблагоприятных факторов процесса обучения |
||
Комплексная система оцен- ки эффективности медико- профилактических и сани- тарно-гигиенических ме- роприятий |
1. Разработка алгоритмов системной оценки эффективности санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий 2. Создание и апробация систем оценки эффек- тивности медико-профилактических и санитарно- гигиенических мероприятий |
МИПКРО, ЦГСЭН г.Москвы, МКЗ, ПМС-центры, РМАПО |
Системы оценки эффективности медико-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий в учреждениях образования |
||
Мониторинг неблагоприят- ных влияний экологических факторов на физическое развитие и функциональные системы организма |
1. Внедрение в учреждениях образования экспресс-диагностики неблагоприятных для здоровья экологических факторов окружающей среды 2. Эпидемиологический анализ 3. Создание и апробация систем оценки эффективности медико-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий |
ИВФ РАО, МИПРКО, МГППИ, МГСЭН г.Москвы, ПМС-центры, РМАПО |
Оценка состояния окружающей среды образовательных учреждений г.Москвы |
||
Мониторинг психологичес- ких факторов образова- тельной среды ребенка |
1. Внедрение в учреждениях образования экспресс-диагностики неблагоприятных для психологического состояния детей факторов образовательной среды 2. Создание и апробация систем оценки эффективности психологических мероприятий, компенсирующих неблагоприятные факторы образовательной среды 3. Оценка "психологического климата" коллективов образовательных учреждений г.Москвы |
МГППИ, ПИ РАО, ИВФ РАО |
Оценка состояния образовательной среды ребенка |
||
Мониторинг социально-пси- хологических факторов неблагоприятных для здо- ровья в различных соци- альных группах |
1. Поэтапное внедрение методов оценки "неформальной" среды детей и подростков 2. Анализ семейных факторов, влияющих на здо- ровье ребенка |
ПМС-центры, МГППИ, УВД, МИПКРО, Комитет по делам молодежи, МКЗ |
Создание межведомственной системы оценки социально- -психологических параметров среды, неблагоприятных и опасных для здоровья детей и подростков |
||
Создание единой базы дан- ных по оценке состояния образовательной среды детей г.Москвы |
1. Организация системы сбора информации по психологическим и экологическим факторам среды, влияющим на здоровье детей 2. Создание компьютерных экспертных систем оценки состояния образовательной среды |
МГСЭН г.Москвы, ИВФ РАО, МИПКРО, МГППИ, ПИ РАО, ПМС-центры, РМАПО |
Городской банк данных оценки образовательный среды г.Москвы |
VII. Оценка состояния здоровья детей
Направление деятельности | Задачи | Сроки реализа- ции, гг. |
Организаторы работ | Источники финан- сирования |
Ожидаемый результат по данному разделу |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Критерии и нормативы для оценки морфофункциональ- ного развития и степени адаптации (дезадаптации) к учебной и физической нагрузке детей и подрост- ков. |
1. Разработка и внедрение морфо-функциональ- ных критериев, комплекса медико-биологических и молекулярно-генетических средств, нормати- вов и скрининговых методов диагностики темпов возрастного развития и качества адаптации детей и подростков к учебной и физической нагрузке. 2. Создание информационной базы по медико-би- ологическим и морфофункциональным составляю- щим состояния здоровья детей и подростков. |
МКЗ, ИВФ РАО, МИПКРО, РМАПО, МГПУ |
1. Нормативные документы по оценке морфофункционального развития и степени адаптации к учебной и физической нагрузке детей и подростков 2. Создание стандартного комплекта методик по оценке морфофункционального развития детей 3. Апробация методов и индивидуального мониторинга для специальных категорий детей: дети-инвалиды, одаренные дети, воспитанники специнтернатов, социально дезадаптированные. |
||
Критерии и нормативы для оценки психического раз- вития детей и подростков. |
1. Разработка и внедрение скрининговых методов оценки психического развития 2. Создание информационной базы по психологическим составляющим состояния здоровья детей. |
МГППИ, ПИ РАО | 1. Нормативные документы по оценке психического развития и степени адаптации к учебной нагрузке детей и подростков. 2. Создание стандартного комплекта методик диагностики психического развития детей. |
||
Критерии оценки школьных трудностей. |
Разработка и внедрение методик определения школьных трудностей и выявления их причин у детей и подростков. |
МГППИ, ИВФ РАО, ПМС-центры |
Создание комплекта стандартизированных методик по диагностике школьных трудностей. |
||
Мониторинг морфофункцио- нального развития и адап- тации детей и подростков к условиям образователь- ной среды. |
Поэтапное внедрение в образовательных учреж- дениях г.Москвы системы методов (физиологи- ческих и биохимических, биофизических) диаг- ностики морфо-функционального состояния детей и подростков. |
ИВФ РАО, МИПКРО, НЦОЗДиП, РМАПО |
Индивидуальная и популяционная оценка состояния здоровья детей и подростков г.Москвы. |
||
Диагностика высших психи- ческих функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. |
1. Нейрофизиологическая диагностика индивидуальных особенностей мозговой деятельности и выявление нейрофизиологических критериев нарушений высших психических функций. 2. Нейропсихологическая диагностика индивидуальных особенностей высших психических функций. |
ИВФ РАО, ЦПРиН, МНИИП МЗ |
Нейрофизиологические и нейропсихологические критерии оценки уровня развития высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. |
||
Мониторинг психического развития ребенка и психо- логической адаптации. |
Поэтапное внедрение в образовательных учреждениях г.Москвы комплекса психологических и психофизиологических методов диагностики психического развития. |
МГППИ, ПИ РАО |
|||
Мониторинг детей со школьными трудностями. |
1.Выявление детей с трудностями в обучении 2. Выявление детей "группы риска" по социальной дезадаптации и поведению, опасному для здоровья. |
МГППИ, ИВФ РАО, ПМС-центры |
Система учета и динамического наблюдения за детьми со школьной и социальной неуспешностью. |
||
Создание единой базы дан- ных морфофункционального, психологического и соци- ального статуса детей г.Москвы. |
1. Разработка и поэтапное внедрение в образовательных учреждениях г.Москвы Паспорта здоровья ребенка. 2. Организация системы сбора информации по морфофункциональному, психологическому и социальному статусу детей и подростков. 3. Создание компьютерных экспертных систем оценки состояния здоровья детей. |
МКЗ, ИВФ РАО, МИПКРО, МГППИ, ПИ РАО, ПМС-центры, РМАПО |
Городской банк данных оценки и валеологической экспертизы морфофункционального и психо- логического развития детей и подростков г.Москвы. |
||
Валеологическая аттеста- ция образовательных уч- реждений. |
1. Выработка критериев валеологической аттестации образовательных учреждений. 2. Проведение аттестации образовательных учреждений. |
МГПУ | Валеологическая оценка образовательных учреждений. |
VIII. Комплексная стратегия улучшения здоровья учащихся
Направление деятельности | Задачи | Сроки реализа- ции, гг. |
Организаторы работ | Источники финан- сирования |
Ожидаемый результат по данному разделу |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Нормативно-правовое обес- печение программы. |
1. Разработка проекта закона, обеспечивающего выполнение программы "Образование и здоровье" 2. Создание системы аттестации и лицензирования образовательных учреждений МКО и негосударственных образовательных учреждений г.Москвы. |
МКО, МКЗ, МГСЭН, МИПКРО, ИВФ РАО, МГППИ, ПМС-центры |
Проект нормативно-правового акта |
||
Совершенствование системы физического воспитания детей и подростков |
1. Внедрение систем комплексной оценки физического состояния и влияния режима физической нагрузки на здоровье детей. 2. Модернизация системы физического воспитания на основе компьютерных технологий. |
МИПКРО, ИВФ РАО, МГФСО МГПУ |
Повышение уровня двигательной подготовленности и укрепление здоровья детей и подростков. Повышение мотивации детей и подростков к занятиям оздоровительными формами физической культуры. |
||
Совершенствование системы питания детей в образова- тельных учреждениях г.Москвы. |
Создание системы разнообразного питания с учетом индивидуальных предпочтений детей в учреждениях образования. |
Ин-т питания РАМН, МИПКРО, ЦГСЭН г.Москвы, РМАПО |
Повышение качества и разнообра- зия питания. |
||
Обеспечение детского на- селения г.Москвы специа- лизированным лечебно-про- филактическим питанием. |
1. Разработка и утверждение рекомендаций, регламента назначения специализированного лечебно-профилактического питания. 2. Проведение мониторинга, разработка системы взаиморасчетов и распределения лечебного питания. 3. Поставки лечебного питания в необходимых качественных и количественных объемах. 4. Проведение необходимой разъяснительной работы. |
1998- 2000 гг. |
МКЗ, МКО, Центр ДП, РМАПО |
Бесперебойное обеспечение детского населения г.Москвы в необходимых количествах и ас- сортименте лечебно-профилакти- ческим питанием. |
|
Коррекция высших психи- ческих функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. |
Проведение необходимых коррекционных и лечебных мероприятий. |
ИВФ РАО, ЦПРиН, МНИИП МЗ |
Система лечения и коррекции нарушений высших психических функций. |
||
Совершенствование системы психологической и медико- социальной помощи в об- разовательных учреждениях г.Москвы |
1. Разработка концепции городской службы психологической и медико-социальной помощи детям и подросткам г.Москвы. 2. Разработка и внедрение инструментария психологической помощи детям. 3. Внедрение новых технологий коррекции основных трудностей в обучении в практику школьной психологической службы. Внедрение современных технологий в практику работы школьной медицинской сестры и инструментальное обеспечение этой работы. |
МГППИ, ПИ РАО ИВФ РАО |
1. Обеспечение медицинскими работниками всех школ г.Москвы и создать соответствующие юридические нормативы. 2. Создание городского центра психологической помощи населению на базе МГППИ 3. Создание городского центра развития ребенка на базе ИВФ РАО. Укомплектовать кадрами медицинские кабинеты школ |
||
Комплекс мероприятий по уменьшению детского трав- матизма и отравлений. |
1. Создание и внедрение дидактических и видеоматериалов по травмобезопасному поведению. 2. Внедрение программы обучения детей по профилактике травматизма и отравлений. 3. Проведение на автотранспортных предприятиях регулярных занятий по безопасности детей на дорогах, а также распространение среди водителей г. Москвы необходимых дидактических материалов на эту тему. |
Московское правительство, МКО, УВД, ГАИ, МКЗ, ТВ-Центр |
Снижение уровня бытового, школьного и дорожного травматизма во всех возрастных группах |
||
Комплекс мероприятий по профилактике химической зависимости и разработке единой программы системы учета и регистрации нар- комании и токсикомании среди детей и подростков. |
1. Разработка и внедрение комплекса законодательных, административных, педагогических и социально-просветительских мер по уменьшению алкоголизма, наркомании и табакокурения в г.Москве. 2. Разработка единой программы системы учета и регистрации наркомании и токсикомании среди детей и подростков. |
Московское правительство, Мосгордума, МКО, МКЗ, УВД, ТВ-Центр, МИПКРО, ПМС-центры ЦГСЭН г.Москвы |
Создание долгосрочной антиалкогольной и антинаркотической политики в г.Москве; уменьшение числа правонарушений, травм и повреждений; повышение уровня позитивного здоровья детей и подростков |
||
Комплекс противоэпидеми- ологических мероприятий по профилактике инфекци- онных заболеваний. |
1. Обеспечение организации профилактических прививок детям и подросткам в соответствии с календарем профилактических прививок и проведение противоэпидемических мероприятий в случае регистрации инфекционных заболеваний |
ЦГСЭН г.Москвы | |||
Уменьшение количества ин- фицирований ВИЧ, заболе- ваний, передающихся поло- вым путем, и нежелатель- ной беременности. |
1. Формирование базы данных поведенческих образцов, способствующих распространению заболеваний. 2. Проведение с "группами риска" комплексной работы по профилактике заболеваний, передающихся половым путем. 3. Обеспечение квалифицированной социальной и психологической помощи ВИЧ-инфицированным детям и подросткам, а также их родителям 4. Обеспечение права подростков на информа- цию. |
МКЗ, МКО, УВД, ПМС-центры и комплексы социальной помощи детям и подросткам, МИПКРО, ТВ - Центр |
|||
Сквозной учебный курс "Педагогика здоровья". |
1. Разработка и поэтапное внедрение учебного курса по сохранению и укреплению здоровья для учащихся 1-11 классов. 2. Разработка учебно-методических и дидактических материалов по учебному курсу. |
МИПКРО, ПМС-центры, ИВФ РАО |
Формирование знаний, умений и навыков, ориентированных на сохранение и укрепление здоровья. |
||
Подготовка и переподго- товка кадров. |
1. Создание комплексной программы подготовки и переподготовки учителей, психологов, валеологов, медицинских и социальных работников, а также руководителей образовательных учреждений в области современных технологий сохранения и укрепления здоровья. 2. Создание комплекта учебно-методических пособий для поддержки соответствующих курсов. Разработка программ обучения психологическому консультированию представителей коммуникативных профессий - педагогов, врачей, милиции, руководителей городских служб. Внедрение учебных курсов по сохранению и укреплению здоровья в средних и высших учебных заведениях психолого-педагогического и медицинского профилей. |
МГППИ, МИПКРО, ИВФ РАО, ПМС-центры, РМАПО |
Создание специализированных программ, учебно-методических материалов. Подготовка специа- листов-экспертов по валеологи- ческой деятельности. |
||
Лицензирование медицинс- кой деятельности в обра- зовательных учреждениях. |
1. Организация лицензирования медицинской деятельности в государственных образовательных учреждениях. 2. Организация лицензирования медицинской деятельности в негосударственных образовательных учреждениях. |
1998 г. и далее |
МКЗ, Мосмедлицензия, ЦГСЭН г.Москвы |
Упорядочение медицинской деятельности в образовательных учреждениях. |
|
Внедрить стандарты и тех- нологию профилактической помощи на этапах медицин- ского обеспечения детей в образовательных учрежде- ниях. |
1. Разработать документ "Стандарты и технология профилактической помощи на этапах медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях". 2. Утвердить "Стандарты" приказом МКЗ. |
1998 г. | МКЗ | Повышение качества профилактической помощи в образовательных учреждениях. |
|
Осуществлять совершенст- вование медицинского обеспечения детей в пери- од зимних и летних школь- ных каникул. |
Осуществлять совершенствование медицинского обеспечения детей в зимних и летних оздорови- тельных учреждениях. |
1998- 2000 гг. |
МКЗ, УЗ АО, руководители ЛПУ |
Интенсификация использования каникулярного времени для восстановления состояния здоровья детей. |
|
Проведение профилактики массовых инфекционных заболеваний. |
Организация и проведение неспецифической дибазолопрофилактики ОРЗ и гриппа в период подъема заболеваемости. |
1998- 2000 гг. |
МКЗ, руков. ДГП |
Улучшение эпидемиологической ситуации при вспышках ОРЗ и гриппа. |
|
Мероприятия по предупреж- дению кариеса. |
1. Организация проведения стоматологами образовательных учреждений комплекса профилактических мер. 2. В т.ч. - обязательный ежегодный профилактический осмотр стоматолога для всех возрастных групп детей и подростков. |
1998- 2000 гг. |
МКЗ, УЗ АО, руков. ДГП |
Повышение эффективности профилактики кариеса. |
|
Информационное обеспече- ние программы "Образова- ние и здоровье". |
1. Создание специального городского фонда из средств, получаемых от рекламы табачных и алкогольных изделий, для финансирования пропаганды здорового образа жизни. 2. Поддержка журнала "Школа здоровья" в качестве печатного органа программы. 3. Создание долгосрочной программы работы со средствами массовой информации по пропаганде здорового образа жизни. 4. Создание фонда поддержки общественных инициатив в области укрепления и сохранения здоровья (конкурсы, лотереи, театрализованные представления). |
МКО, ТВ-Центр, МКЗ, МГППИ, МИПКРО, ИВФ РАО, ПМС-центры |
1. Фонд пропаганды здорового образа жизни в средствах массовой информации. 2. Фонд поддержки общественных инициатив в области сохранения и укрепления здоровья. 3. Создание группы по формированию политики и координации работы со средствами массовой информации в области сохранения и укрепления здоровья. 4. Регулярное информирование общественности о ходе реализации программы "Образование и здоровье". 5. Изменение поведенческих стереотипов широких слоев населения, связанных с укреплением здоровья. |
||
Аналитическая координаци- онная деятельность по валеологии. |
1. Оценка внедрения разработок по программе "Образование и здоровье". 2. Анализ показателей комплексного мониторинга для экспертной оценки педагогической практики. 3. Изучение опыта экспериментальных площадок, школ-лабораторий Москвы. |
МКО, Совет директо- ров школ по округам МИПКРО |
1. Переход от внедренческих методов работы к проектирова- нию здоровье сберегающей дея- тельности. 2. На базе МКО И МИПКРО создание информационно-анали- тического центра для проекти- рования моделей валеологичес- кой деятельности и обмена опы- том экспериментальных валеоло- гических площадок школ г.Моск- вы. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.