Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Мэра Москвы
от 22 июня 1998 г. N 612-РМ
Совместные указания
"О порядке изъятия, конфискации и использования алкогольной продукции и этилового спирта, находящихся в незаконном обороте, в г.Москве"
27 октября 1998 г.
Настоящие Указания разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующими нормами гражданского, административного и уголовного законодательства Российской Федерации в целях обеспечения исполнения требований Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1213 "Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной продукции", постановлений Правительства Российской Федерации от 20.08.97 N 1056 "Об утверждении Временного порядка изъятия, конфискации и использования алкогольной продукции и этилового спирта, находящихся в незаконном обороте" и от 29.09.97 N 1263 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении", Закона г.Москвы от 25.02.98 N 5 "Об идентификации качества алкогольной продукции" и устанавливают порядок деятельности правоохранительных, контролирующих органов и органов городской администрации города Москвы по изъятию, конфискации и использованию спирта этилового и алкогольной продукции, находящихся в незаконном обороте.
Настоящие Указания действуют до принятия соответствующих федеральных нормативно-правовых актов.
1. Термины и определения
1.1. Под незаконным оборотом алкогольной продукции и этилового спирта (далее алкогольная продукция) понимается:
- реализация алкогольной продукции без соответствующей лицензии;
- реализация алкогольной продукции без сертификатов соответствия, маркировки марками акцизного сбора или специальными марками;
- реализация забракованной алкогольной продукции, произведенной с превышением предельно допустимых концентраций вредных примесей;
- поставка алкогольной продукции в упаковке, не соответствующей нормативно-техническим требованиям;
- закупка этилового спирта организациями, не имеющими квоты на его закупку и лицензии на изготовление продукции с использованием этилового спирта;
- розничная продажа этилового спирта.
1.2. Изъятие алкогольной продукции - административно-правовая мера воздействия, состоящая в принудительном лишении правонарушителя возможности пользоваться и распоряжаться алкогольной продукцией, находящейся в незаконном обороте.
1.3. Конфискация - безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства алкогольной продукции, изъятой из незаконного оборота в качестве санкции за административное или уголовное правонарушение.
1.4. Бесхозяйная продукция - алкогольная продукция, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо от права собственности на которую отказался. Бесхозяйная продукция поступает в собственность государства по решению суда.
2. Общие положения
2.1. Изъятие и конфискация алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, производится в порядке:
- административного производства;
- гражданского судопроизводства (в случае признания алкогольной продукции бесхозяйным имуществом).
Распоряжением Мэра Москвы от 27 октября 1998 г. N 1081-РМ в пункт 2.2 настоящего приложения внесены изменения
2.2. В соответствии с действующим законодательством и Указом Президента Российской Федерации от 18.08.97 N 1213 "Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной продукции" изъятие алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, производится Главным управлением внутренних дел г.Москвы, Московским управлением внутренних дел на железнодорожном транспорте, Московским управлением Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Центром Госсанэпиднадзора в г.Москве, Управлением Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по г.Москве, Инспекцией Государственного комитета России по г.Москве и Московской области по обеспечению монополии на алкогольную продукцию. Российским центром испытаний и сертификации "Ростест-Москва" Госстандарта РФ в пределах их компетенции.
2.3. Государственные органы в своей деятельности по изъятию и конфискации алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, в том числе бесхозяйной, руководствуются нормами уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданско-процессуального законодательства, законодательства об административных правонарушениях, настоящими Указаниями и другими нормативными актами, регулирующими данные отношения.
2.4. Изъятая алкогольная продукция может храниться по месту изъятия с соблюдением условий, исключающих возможность доступа к ней, либо в других местах, определенных Правительством Москвы.
При необходимости транспортировки к установленным местам хранения контролирующий орган, выявивший факт незаконного оборота алкогольной продукции, сообщает ГУП "Мосалкоголь-контроль" сведения о ее количестве, местонахождении, наименовании ее собственника и прослеживает факт ее транспортировки к установленным местам хранения.
ГУП "Мосалкоголь-контроль" осуществляет транспортировку изъятой из незаконного оборота алкогольной продукции в определенные, в установленном порядке, места ее хранения, промышленной переработки и уничтожения под охраной ГУВД г.Москвы.
2.5. Судебные решения о конфискации алкогольной продукции приводятся в исполнение судебными приставами-исполнителями в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".
2.6. Конфискованная алкогольная продукция передается судебными приставами-исполнителями в натуре представителю ГУП "Мосалкоголь-контроль" для временного хранения - до принятия решения Межведомственной комиссией по координации производства, товародвижения и реализации алкогольной продукции в городе Москве о промышленной переработке или уничтожении алкогольной продукции на основании заключения Центра Госсанэпиднадзора в г.Москве.
2.7. При передаче имущества вручается опись передаваемой алкогольной продукции и составляется акт приема-передачи в установленном порядке.
2.8. Алкогольная продукция, изъятая и конфискованная из незаконного оборота, подлежит промышленной переработке на технические цели либо уничтожению, и не может быть реализована через оптовую или розничную торговлю.
2.9. Хранение, погрузочно-разгрузочные работы, транспортировка и подготовка к промышленной переработке или уничтожению изъятой из незаконного оборота или конфискованной алкогольной продукции, осуществляемые ГУП "Мосалкоголь-контроль" в соответствии с настоящими Указаниями, производятся за счет средств, полученных от реализации идентификационных марок. Указанные затраты включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) ГУП "Мосалкоголь-контроль".
См. порядок поступления и распределения финансовых средств, полученных от продажи идентификационных марок, утвержденный распоряжением Премьера Правительства Москвы от 11 ноября 1998 г. N 1262-РП
3. Порядок работы контролирующих органов при выявлении фактов розничной реализации алкогольной продукции без идентификационной марки
3.1. При обнаружении в розничном обороте алкогольной продукции без идентификационной марки уполномоченные контролирующие органы обязаны снять такую продукцию с реализации, проверить сопровождающие ее товарные документы, выдать предприятию розничной торговли (индивидуальному предпринимателю) предписание о наложении штрафных санкций в соответствии со ст.4 Закона г.Москвы от 25.02.98 N 5 "Об идентификации качества алкогольной продукции в городе Москве", произвести отбор проб и провести экспертизу качества в аккредитованных лабораториях.
3.2. При наличии признаков, перечисленных в пункте 1.1. настоящих Указаний, в том числе выявленных экспертизой качества немаркированной алкогольной продукции, такая продукция считается находящейся в незаконном обороте и подлежит изъятию, конфискации и использованию в соответствии с действующим законодательством. При выявлении некачественной и опасной алкогольной продукции по признакам, установленным п.2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.97 N 1263, расходы, связанные с транспортировкой такой продукции, ее хранением, экспертизой, использованием или уничтожением, оплачиваются владельцем.
3.3. При отсутствии признаков, свидетельствующих о нахождении немаркированной алкогольной продукции в незаконном обороте, алкогольная продукция возвращается владельцу для проведения идентификации в установленном порядке. В соответствии с п.3.1. настоящих Указаний с предприятий розничной торговли уполномоченными органами взимаются штрафные санкции.
Идентификация качества алкогольной продукции может быть проведена на основании акта экспертизы, выданного в процессе проверки.
4. Изъятие, конфискация и утилизация алкогольной продукции в порядке уголовного производства
4.1. Изъятие и конфискация алкогольной продукции в порядке уголовного производства осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным Кодексом РСФСР.
4.2. Орган, выявивший нарушение, связанное с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции и подпадающее под признаки уголовно-наказуемого деяния, изымает такую продукцию из оборота, о чем составляется протокол изъятия.
4.3. В протоколе изъятия отражается:
- дата и место составления протокола;
- должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол;
- сведения о личности нарушителя;
- Ф.И.О. и адреса места жительства присутствующих лиц, в том числе выполняющих управленческо-распорядительные функции по отношению к изымаемой продукции;
- название организации, ее фактический и юридический адреса, в которой производится изъятие алкогольной продукции;
- основания для изъятия алкогольной продукции из оборота;
- сведения об изымаемой продукции (наименование, изготовитель, объемное содержание спирта, объем единицы продукции, количество, цена единицы продукции);
- количество отобранных образцов продукции для проведения необходимых исследований;
- место и условия хранения изъятой продукции;
- заявления и замечания лиц, присутствующих при составлении протокола.
Протокол составляется в двух экземплярах, копия передается администрации организации либо лицу, выполняющему управленческо-распорядительные функции.
4.4. После возбуждения уголовного дела, в рамках неотложных следственных действий, следователь (орган дознания) производит выемку либо накладывает арест на изъятую из незаконного оборота алкогольную продукцию, о чем составляется в присутствии понятых протокол в соответствии с требованиями УПК РСФСР.
4.5. После возбуждения уголовного дела, в рамках неотложных следственных действий, следователь (орган дознания), проводящий предварительное следствие, направляет образцы изъятой алкогольной продукции на экспертизу для получения заключения об ее соответствии требованиям ГОСТов, требованиям безопасности, пригодности к промышленной переработке либо уничтожению.
4.6. В соответствии с параграфом 37 Инструкции "О порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами", утвержденной Верховным Судом, Министерством юстиции, Прокуратурой РФ, МВД и ФСБ от 18 октября 1989 года (в редакции 1995 года) N 34\15 на основании результатов экспертизы следователь выносит постановление об уничтожении либо промышленной переработке изъятой из незаконного оборота алкогольной продукции.
4.7. Перед утилизацией алкогольной продукции по постановлению следователя производится отбор контрольных образцов, которые хранятся при уголовном деле до принятия решения судом.
4.8. Средства, полученные от промышленной переработки алкогольной продукции, изъятой из незаконного оборота по уголовному делу, поступают на специальный депозитный счет суда в соответствии с территориальной подсудностью уголовного дела и хранятся до принятия судом решения по уголовному делу.
4.9. Решение о конфискации алкогольной продукции, изъятой из незаконного оборота по уголовному делу, либо денежных средств, полученных от ее утилизации, принимает суд при рассмотрении уголовного дела.
4.10. В случае прекращения уголовного дела по факту правонарушения, связанного с незаконным оборотом алкогольной продукции, орган, проводивший предварительное следствие, направляет материал для решения вопроса о привлечении виновных к административной ответственности.
5. Изъятие и конфискация алкогольной продукции в порядке административного производства
5.1. Незаконный оборот алкогольной продукции в качестве состава административного правонарушения, предусматривающего конфискацию, содержится в статьях 146-3 (ч.2), 146-4 (ч.2), 146-7 КоАП РСФСР.
5.2. Орган, выявивший административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом алкогольной продукции, производит изъятие из оборота такой продукции и готовит необходимые материалы, в установленном действующим законодательством порядке, для решения судом вопроса о конфискации такой продукции; составляет протокол об административных правонарушениях в соответствии с требованиями ст.235 КоАП РСФСР.
5.3. При изъятии составляется протокол (акт) об изъятии и опись изымаемой алкогольной продукции либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении.
5.4. В протоколе (акте) изъятия отражается:
- дата и место составления протокола (акта);
- должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол (акт);
- сведения о личности нарушителя;
- Ф.И.О. и адреса места жительства присутствующих лиц (свидетелей);
- место, время и существо правонарушения;
- нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение;
- сведения об изымаемой продукции (наименование, изготовитель, объемное содержание спирта, объем единицы продукции, количество, цена единицы продукции);
- сведения об изымаемых сопроводительных документах;
- иные сведения, необходимые для разрешения дела;
- количество отобранных образцов продукции для проведения необходимых исследований;
- место и условия хранения изъятой продукции;
- заявления и замечания лиц, присутствующих при составлении протокола (акта).
Протокол (акт) подписывается лицом, его составившим, лицом совершившим правонарушение, а в случае его отсутствия - представителями предприятия и присутствующими лицами (свидетелями).
В случае отказа лица, совершившего правонарушение, либо представителей предприятия от подписания протокола (акта), в нем делается запись об этом.
Протокол (акт) составляется в двух экземплярах, копия передается лицу, совершившему правонарушение, а в случае его отсутствия - представителям предприятия.
5.5. Образцы изъятой продукции в обязательном порядке направляются на экспертизу на соответствие требованиям ГОСТов и безопасности, пригодности к промышленной переработке либо уничтожению.
5.6. Орган, выявивший нарушение, связанное с незаконным оборотом алкогольной продукции, но не имеющий полномочий на составление протокола об административном правонарушении и направлении его в суд, готовит материал и передает его в территориальный отдел внутренних дел для оформления протокола и направления его в суд.
6. Обращение алкогольной продукции в собственность государства в порядке гражданского судопроизводства
6.1. Обращение алкогольной продукции в собственность государства в порядке гражданского судопроизводства производится по решению суда.
По решению суда алкогольная продукция может быть обращена в собственность государства в случае:
- если сделка с алкогольной продукцией совершена с целью, противной основам правопорядка и нравственности (ст.169 ГК РФ);
- если алкогольная продукция не имеет собственника, либо от которой собственник отказался, или на которую он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом, а также в случае, если собственник алкогольной продукции неизвестен (ч.3 ст.218, 225, 226, 228 ГК РФ).
6.2. Орган, выявивший находящуюся в незаконном обороте алкогольную продукцию, собственник которой неизвестен либо оставил ее с целью отказаться от права собственности, производит изъятие такой продукции и принимает в пределах компетенции меры к установлению собственника и привлечению его к ответственности, сохранности алкогольной продукции.
6.3. В соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации основанием для рассмотрения вопроса о признании алкогольной продукции бесхозяйным и брошенным движимым имуществом является:
- отсутствие сопроводительных документов;
- неотражение данных о ней в бухгалтерских документах;
- неизвестность собственника данной продукции.
6.4. При изъятии составляется протокол (акт) об обнаружении алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, и описи обнаруженного имущества.
6.5. В протоколе (акте) отражается:
- дата и место составления протокола (акта);
- должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол (акт);
- Ф.И.О. и адреса места жительства присутствующих лиц;
- основания изъятия;
- название организации, ее фактический и юридический адреса, в которой производится изъятие алкогольной продукции;
- сведения об изымаемой продукции (наименование, изготовитель, объемное содержание спирта, объем единицы продукции, количество, цена единицы продукции);
- количество отобранных образцов алкогольной продукции для проведения необходимых исследований;
- место и условия хранения изъятой алкогольной продукции;
- заявления и замечания лиц, присутствующих при составлении протокола (акта).
Протокол (акт) подписывается лицом, его составившим, представителями предприятия и присутствующими лицами. Протокол (акт) составляется в двух экземплярах, копия передается представителю предприятия.
6.6. Образцы изъятой алкогольной продукции в обязательном порядке направляются на экспертизу для определения ее соответствия требованиям ГОСТов, безопасности, пригодности к промышленной переработке либо уничтожению.
6.7. Орган, обнаруживший алкогольную продукцию, принимает в пределах компетенции необходимые меры по сбору доказательств, подтверждающих право собственности какого-либо лица на изъятое имущество, либо невозможность установления собственника.
6.8. По истечении месяца со дня обнаружения алкогольной продукции, на которую имеется достаточно оснований считать бесхозяйной, материалы проверки направляются Прокурору для принятия решения о предъявлении иска о признании ее бесхозяйной, или уполномоченный орган самостоятельно обращается с таким требованием в суд.
6.9. В случае обнаружения собственника изъятой из незаконного оборота алкогольной продукции последний привлекается к административной или уголовной ответственности. Конфискация продукции производится в порядке, изложенном в разделах 4, 5.
7. Промышленная переработка и уничтожение конфискованной или обращенной в доход государства алкогольной продукции
7.1. Конфискованная алкогольная продукция (далее по тексту - конфискованная продукция) хранится до решения вопроса о ее последующей утилизации в местах, определяемых Межведомственной комиссией по координации производства, товародвижения и реализации алкогольной продукции в г.Москве, по согласованию с контролирующим органом, осуществившим изъятие.
7.2. Заключение о возможности промышленной переработки на технические цели или об уничтожении алкогольной продукции, конфискованной из незаконного оборота или обращенной в доход государства, дает Центр Госсанэпиднадзора в г. Москве по результатам проведенных исследований.
7.3. Окончательное решение о промышленной переработке или уничтожении конфискованной алкогольной продукции принимает Межведомственная комиссия по координации производства, товародвижения и реализации алкогольной продукции в г.Москве на основании судебного решения и заключения (постановления) главных государственных санитарных врачей Центра Госсанэпиднадзора в г.Москве (их заместителей) .
7.4. Хранение, подготовку и транспортировку конфискованной продукции для промышленной переработки или уничтожения осуществляет ГУП "Мосалкоголь-контроль".
7.5. Промышленной переработке подлежит конфискованная алкогольная продукция, которая может быть использована в технических целях и утилизация которой принесет дополнительные доходы для местного бюджета.
7.6. Уничтожение конфискованной алкогольной продукции осуществляется в присутствии представителей Межведомственной комиссии по координации производства, товародвижения и реализации алкогольной продукции в г.Москве и судебных приставов-исполнителей в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", при наличии заключения Центра Госсанэпиднадзора в г.Москве, решения Межведомственной комиссии по координации производства, товародвижения и реализации алкогольной продукции в г.Москве.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Мэра Москвы от 22 июня 1998 г. N 612-РМ "О порядке работы контролирующих организаций г.Москвы по изъятию,... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.