г. Хабаровск |
|
12 декабря 2016 г. |
А51-24233/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Гребенщикова С.И., Яшкина Е.К.
при участии
от истца: Панфилова Ж.Н., представитель по доверенности от 11.01.2016;
от третьего лица: Дапиро А.Д., представитель по доверенности от 08.10.2015;
рассмотрел в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры"
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2016
по делу N А51-24233/2015 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в апелляционном суде судьи: Синицына С.М., Ветошкевич А.В., Скрипка Н.А.
По иску Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры"
к обществу с ограниченной ответственностью "Феникс"
третье лицо: Управление муниципальной собственности г.Владивостока
о взыскании задолженности
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (ОГРН 1027739550156, место нахождения: 125009, г.Москва, пер.Дегтярный, 8/3; далее - агентство) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Феникс" (ОГРН 1102538008540, место нахождения: 690003, Приморский край, г.Владивосток, ул.Верхнепортовая, 68В-402; далее - общество) о взыскании 179 321 руб. 98 коп. задолженности по договору аренды от 28.03.2014 N 08-1/14-01 и 7 243 руб. 38 коп. неустойки ( с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление муниципальной собственности г.Владивостока (место нахождения: 690091, Приморский край, г.Владивосток, Океанский проспект, 20; далее - управление).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.05.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2016 решение суда первой инстанции отменено, в иске отказано.
В кассационной жалобе агентство, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит отменить постановление от 15.08.2016. Фактически доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что возникновение права муниципальной собственности на спорное имущество само по себе не прекратило зарегистрированное вплоть до 30.07.2015 и до 04.08.2015 право оперативного управления истца. Настаивая на том, что только после указанных выше дат агентство перестало являться правообладателем, а, соответственно, арендодателем спорных объектов недвижимости, считает предъявленные в настоящем деле исковые требования за указанные периоды законными и обоснованными.
Управление в отзыве на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклонило, считая принятое по делу постановление законным и обоснованным.
В судебном заседании представители истца и третьего лица поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, дав соответствующие пояснения.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для его отмены.
Как установлено апелляционным судом и следует из материалов дела, 28.03.2014 между агентством в лице филиала по Дальневосточному федеральному округу (арендодатель) и ООО "Феникс" (арендатор) заключен договор N 08-1/14-01 аренды объекта культурного наследия, находящегося в оперативном управлении, расположенного по адресу: Приморский край, г.Владивосток, в районе ул.Верхнепортовая, 68, для обеспечения сохранения объекта и использования его под производственно-складские помещения (Лит. Б), офис и оказание услуг общественного питания (лит.А); историческое название объекта: "Погреб пороховой П 4", 1897-1898, 1905-1907 г.г., воен. Инж. Якубовский, хранилище казематированное (Лит.А), хранилище тоннельное (Лит.Б), площадью 617,3 кв.м сроком на 10 лет. Арендуемое имущество передано обществу по акту приема-передачи.
Согласно пункту 6.1 договора ежемесячная арендная плата составляет 60 180 руб., в том числе НДС (18%). В соответствии с пунктом 6.2.2 договора внесение арендной платы производится ежемесячно по 9-е число текущего месяца включительно. В случае если 9-е число месяца выпадает на выходной или праздничный день, арендатор обязан произвести оплату арендной платы и НДС заблаговременно. В пункте 3.2.7 договора предусмотрена обязанность арендатора своевременно и в полном объеме вносить арендную плату.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по внесению арендной платы в пункте 7.2.1 сделки предусмотрена ответственность арендатора в виде перечисления на счет арендодателя пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от неоплаченной суммы арендной платы, установленной договором или уведомлением арендодателя, за каждый день неоплаты после срока, указанного в пункте 6.2 договора или уведомлении.
Распоряжением управления Росимущества в Приморском крае от 06.10.2014 N 317-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" в муниципальную собственность Владивостокского городского округа" имущество, указанное в приложении к распоряжению (в том числе объекты вышеуказанного договора аренды), передано в муниципальную собственность Владивостокского городского округа (акт приема-передачи от 26.12.2014).
В пункте 1 данного распоряжения указано, что прекращено право оперативного управления агентства на относящееся к федеральной собственности имущество, указанное в приложении к распоряжению; на агентство возложена обязанность обеспечить государственную регистрацию прекращения права оперативного управления в управлении Росреестра по Приморскому краю (пункт 6); согласно пункту 7 распоряжения данный документ является основанием возникновения права муниципальной собственности Владивостокского городского округа на имущество, указанное в приложении.
25.03.2015 и 08.04.2015 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи о переходе права собственности на вышеуказанные объекты (казематированное хранилище (стр.1) "Пороховой погреб П4 крепости Владивосток" и здание - тоннельное хранилище "Пороховой погреб П4 крепости Владивостока"), к муниципальному образованию Владивостокский городской округ, что подтверждается соответствующими выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 25.03.2015 серии 25-АВ N 438275, от 08.04.2015 серии 25-АВ N 439712.
13.07.2015 между управлением (арендодатель) и ООО "Феникс" (арендатор) подписано дополнительное соглашение N 1 к договору от 28.03.2014 N 08-1/14-01, в котором изменен арендодатель по сделке - УМС г.Владивостока, а также номер договора (N 01-97910-001-Н-АР-7180-00), а пункт 6.2 изложен в новой редакции, реквизиты арендодателя также указаны в новой редакции.
Право оперативного управления агентства на объекты аренды (казематированное хранилище (стр.1) "Пороховой погреб П4 крепости Владивосток" и здание - тоннельное хранилище "Пороховой погреб П4 крепости Владивостока") прекращено в ЕГРП 30.07.2015 и 04.08.2015, соответственно, что подтверждается выписками из публичного реестра от 31.08.2015.
Полагая, что со сменой собственника смены арендодателя не произошло и арендные платежи за пользование спорными объектами за период с 01.05.2015 по 03.08.2015 и с 01.05.2015 по 29.07.2015, соответственно, должны были быть перечислены в пользу агентства, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд, основываясь на положениях статей 8.1, 131, 216, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениях, приведенных в пункте 5 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), исходил из того, что возникновение права муниципальной собственности на спорное имущество (25.03.2015, 08.04.2015) само по себе не прекратило зарегистрированное вплоть до 30.07.2015 и до 04.08.2015 право оперативного управления агентства. Посчитав, что только после указанных выше дат агентство перестало являться правообладателем и арендодателем спорных объектов недвижимости, суд счел заявленные требования о взыскании долга по арендным платежам за указанные в иске периоды законными и обоснованными.
Отменяя решение суда, апелляционный суд обоснованно исходил из следующего.
В силу норм статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Как усматривается из распоряжения управления Росимущества в Приморском крае N 317-р, спорные объекты недвижимости переданы из федеральной собственности в муниципальную собственность в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), которой регламентирован порядок такой передачи.
В силу части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
Передача имущества, закрепленного за государственными или муниципальными учреждениями или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий. В этом случае от передающей стороны передаточный акт подписывается уполномоченным лицом предприятия или визируется уполномоченным лицом учреждения.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном Законом N 122-ФЗ возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
Распоряжением управления Росимущества в Приморском крае N 317-р предписано прекратить право оперативного управления агентства на относящееся к федеральной собственности имущество (в том числе спорные объекты), передать данное имущество в муниципальную собственность, агентству обеспечить государственную регистрацию прекращения права оперативного управления. Также в указанном распоряжении определено, что данное решение является основанием возникновения права муниципальной собственности Владивостокского городского округа на имущество, указанное в Приложении к настоящему распоряжению. Право муниципальной собственности Владивостокского городского округа возникает с момента утверждения акта приема-передачи.
Как установил апелляционный суд, передача объектов недвижимости осуществлена по акту приема-передачи от 26.12.2014, подписанному представителями администрации и агентства.
Руководствуясь вышеназванными нормами права, апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что представленные в деле доказательства свидетельствуют о возникновении права муниципальной собственности и прекращении права оперативного управления агентства в связи с принятием федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества (в данном случае управление Росимущества в Приморском крае) решения (распоряжение N 317-р) с момента утверждения акта приема-передачи от 26.12.2014. Доказательств оспаривания принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжения управления Росимущества в Приморском крае N 317-р, в материалы настоящего дела не представлено.
Учитывая, что право оперативного управления агентства на спорное имущество прекратилось в силу правомерного изъятия этого имущества собственником, истец, как верно указал апелляционный суд, утратил статус арендодателя по договору аренды объекта культурного наследия от 28.03.2014 N 08-1/14-01. Как следствие, у агентства отсутствует право на получение арендной платы за пользование этим имуществом от ответчика за указанные в иске периоды с точки зрения норм статей 309, 314, 606, 608, 614, 617, 650, 655 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного у арбитражного суда не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы агентства в кассационной жалобе о правомерности предъявленных в суд исковых требований, в том числе со ссылкой на то, что момент возникновения и прекращения вещного права в отношении недвижимого имущества сопряжен с государственной регистрацией такого права, оценены судом округа и подлежат отклонению, как сделанные без учета положений абзаца 34 части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, согласно которым к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.
Иных доводов, имеющих существенное значение для рассмотрения данного спора и опровергающих правильность выводов апелляционного суда, заявителем в кассационной жалобе не приведено.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих отмену судебного акта в любом случае (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), апелляционным судом не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого постановления у суда округа не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2016 по делу N А51-24233/2015 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 декабря 2016 г. N Ф03-5741/16 по делу N А51-24233/2015