г. Хабаровск
05 мая 2011 г. |
N Ф03-1595/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Л.К. Кургузовой
Судей: Е.В. Зимина, Н.В. Меркуловой
при участии:
от заявителя - Администрации городского округа "поселок Палана": не явились, извещены;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю: не явились, извещены.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю
на решение от 22.11.2010 г., постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2011 г.
по делу N А24-3567/2010 Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья К.Ю.Иванушкина, в суде апелляционной инстанции судьи: Г.А. Симонова, Н.В. Алферова, О.Ю. Еремеева
по заявлению Администрации городского округа "поселок Палана"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю
о признании незаконным и отмене постановления от 21.07.2010 г. N 16/136
Администрация городского округа "поселок Палана" (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю (далее - административный орган, Управление) от 21.07.2010 г. N 16/136, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.
Решением Арбитражного суда от 22.11.2010 г., оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2011 г. заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Заявитель жалобы полагает, что судами неверно истолкованы положения статьи 8.2. КоАП РФ. Считает выводы судов о том, что Администрация городского округа "поселок Палана" не является субъектом данного правонарушения ошибочными, поскольку по мнению административного органа, состав вменяемого правонарушения образует, в том числе, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований в ходе иного обращения с отходами, к которому относится обязанность администрации по организации сбора и вывоза бытовых отходов.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, 18.05.2010 г. должностным лицом Управления, на основании приказа от 22.04.2010 г. N 81, в границах муниципального образования поселок Палана с целью обеспечения безопасного прохождения весеннего половодья 2010 года, проведена предпаводковая рейдовая проверка.
В ходе рейдовой проверки выявлены нарушения требований природоохранного законодательства, выражающиеся в захламлении водоохраной зоны реки Палана в границах городского округа Палана отходами потребления, о чем 18.05.2010 г. был составлен акт N 1946/10-04.
Усмотрев в действиях администрации признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, административный орган составил протокол об административном правонарушении от 16.07.2010 г. N 1946/10-12, на основании которого должностное лицо Управления вынесло постановление от 21.07.2010 г. N 16/136 о признании администрации виновной в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и ей назначен штраф в размере 120000 рублей.
Привлекая администрацию к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, административный орган исходил из того, что конкретное лицо, размещающее отходы, не установлено, следовательно, ответственность за содержание территории в надлежащем порядке ложится на Паланский городской округ в лице администрации как исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, к ведению которого относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых промышленных отходов.
Вынося оспариваемые судебные акты, суды обеих инстанций правомерно исходили из следующего.
За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно статье 13 Закона N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (часть 1 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ). Аналогичное положение закреплено пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Исходя из толкования указанных выше правовых норм, следует, что администрация, с одной стороны, как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.
Как усматривается из материалов дела, в выявленных административным органом нарушениях администрация не выступает в качестве юридического лица, в результате деятельности которого образуются отходы производства и потребления, а также самостоятельно не осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Ненадлежащее исполнение полномочий в части организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории водоохраной зоны не охватывается составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Таким образом, суды сделали правильные выводы о том, что администрация является ненадлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения и у административного органа не имелось правовых оснований для привлечения ее к административной ответственности.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, сделаны с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.11.2010 г., постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2011 г. по делу N А24-3567/2010 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: |
Л.К. Кургузова |
Судьи |
Е.В. Зимин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.