г. Хабаровск |
|
18 августа 2014 г. |
Дело N А51-27309/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.А. Логвиненко
Судей: М.М. Саранцевой, Я.В. Кондратьевой
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Днепр": Талько А.А., представитель по доверенности от 18.10.2013
от Администрации города Владивостока: Агапова О.А., представитель по доверенности от 23.12.2013
от Управления градостроительства и архитектуры Администрации города Владивостока: Агапова О.А., представитель по доверенности от 17.12.2013
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Днепр" на решение от 05.02.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2014 по делу N А51-27309/2013 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Н.В. Колтунова, в апелляционном суде - судьи: Н.Н. Анисимова, Е.Н. Номоконова, С.В. Гуцалюк
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Днепр"
к Администрации города Владивостока, Управлению градостроительства и архитектуры Администрации города Владивостока
об оспаривании решения
Общество с ограниченной ответственностью "Днепр" (ОГРН 1132537001123, ИНН 2537097696 место нахождения: 690077, Приморский край, город Владивосток, улица 50 лет ВЛКСМ, 15, 20; далее - общество, ООО "Днепр") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Администрации города Владивостока (ОГРН 1022501302955, ИНН 2504001783, место нахождения: 690950, город Владивосток, проспект Океанский, 20; далее - администрация) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 02.09.2013 N 22417/20у об отказе в обеспечении выбора земельного участка для строительства гаражей общей площадью 2000 кв. м., расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Лазурная, 25, и о возложении на Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ОГРН 1092536003812, ИНН 2536216076, место нахождения: 690091, город Владивосток, проспект Океанский, 20; далее - управление, УГА) обязанности обеспечить выбор испрашиваемого земельного участка.
Решением суда от 05.02.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2014, в удовлетворении требований общества отказано.
В поданной кассационной жалобе ООО "Днепр" просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества. В обоснование жалобы общество указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель жалобы полагает, что согласно фрагменту карты градостроительного зонирования, на котором отображены границы предоставленного заявителем варианта выбора земельного участка, в непосредственной близости от него расположена зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), основным видом разрешенного использования которой является строительство капитальных гаражей. По мнению общества, орган местного самоуправления не исполнил возложенную на него обязанность по предоставлению ООО "Днепр" возможных вариантов выбора испрашиваемого земельного участка, в том числе исключающих расположение испрашиваемого земельного участка в зоне Р-2.
Администрация и УГА отзывы на кассационную жалобу не представили.
В судебном заседании кассационной инстанции, проведенном в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда, представитель общества поддержал доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, обосновывая свою позицию в рассматриваемых правоотношениях.
Представитель администрации и управления в судебном заседании, считая содержание жалобы несостоятельным, просила оспариваемые судебные акты оставить без изменения, как принятые обоснованно и на законных основаниях, в удовлетворении кассационной жалобы - отказать.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов, заслушав в заседании суда пояснения представителей общества и муниципальных органов, исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для отмены судебного решения и постановления, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Как следует из материалов дела, 12.07.2013 общество обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - департамент) с заявлением о предоставлении обществу в порядке статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в аренду сроком на пять лет земельного участка площадью 2000 кв. м. с предварительным согласованием места размещения объекта, расположенного в г. Владивостоке в районе ул. Лазурная, 25, для строительства гаражей с приложением обзорной схемы испрашиваемого земельного участка, регистрационных документов.
29.07.2013 департамент направил главе города Владивостока обращение об обеспечении выбора испрашиваемого ООО "Днепр" земельного участка.
В ответ на указанное обращение администрация письмом от 02.09.2013 N 22417/20у сообщила об отсутствии возможности выдачи акта о выборе испрашиваемого земельного участка с приложением утвержденной схемы его расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в связи с отсутствием необходимых для этого документов, перечень которых предусмотрен утвержденным постановлением главы города Владивостока регламентом предоставления соответствующей муниципальной услуги.
Дополнительно администрация указала, что испрашиваемый обществом земельный участок расположен в территориальной зоне объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений, где строительство гаражей не является основным видом разрешенного использования.
Считая решение администрации незаконным, противоречащим земельному законодательству, нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2и 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также одновременно с этим нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статей 29, 30 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
Как установлено судами, при обращении за выбором земельного участка ООО "Днепр" просило предоставить ему определенный земельный участок в аренду сроком на 5 лет для строительства гаражей, ориентировочной площадью 2000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Лазурная, 25.
При этом, заявление общества и представленный с ним пакет документов соответствовали требованиям статьи 31 ЗК РФ, в связи с чем правомерно 29.07.2013 направлены департаментом в администрацию для выбора земельного участка.
Между тем, из материалов дела видно, что администрацией выбор и формирование земельного участка, испрашиваемого заявителем для строительства объекта, не производились, поскольку, рассмотрев заявление общества, администрация пришла к выводу об отсутствии в представленном пакете документов, необходимых для работы с обращением, а также установила нахождение испрашиваемого земельного участка в границах территориальной зоны объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений, в связи с чем отказала в выборе земельного участка.
Согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, относятся к землям общего пользования. Такие земельные участки не могут быть выделены из земель общего пользования и предоставлены в пользование конкретному лицу.
Кроме того, формирование земельного участка для строительства за счет территорий общего пользования невозможно (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2013 N 727/13).
Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено территориальное зонирование земель населенных пунктов в соответствии с градостроительными регламентами, устанавливаемыми правилами землепользования и застройки с учетом особенностей расположения и развития каждой территориальной зоны.
Границы территориальных зон согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне; формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Правовые режимы земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 (далее - Правила N 462), градостроительными регламентами (статья 20 Правил N 462).
В материалы дела представлено письмо УГА от 27.09.2013 N 27/2-3-2972 с приложенным к нему фрагмента карты градостроительного зонирования, из которого следует, что испрашиваемый обществом земельный участок расположен в территориальной зоне объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений (Р-2). Указанное обстоятельство обществом не оспаривается.
Таким образом, основываясь на положениях земельного законодательства, в том числе Правил N 462, Регламента предоставления Администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением Администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 (далее по тексту - Регламент N 1608) арбитражные суды сделали вывод, что правовой режим территории, в границах которой расположен испрашиваемый ООО "Днепр" земельный участок, не предполагает возможность его формирования и дальнейшего использования в целях размещения (строительства) капитальных гаражей, что свидетельствует об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя оспариваемым отказом.
При изложенных обстоятельствах, вывод судов о том, что у администрации отсутствовала возможность в рамках процедуры выбора земельного участка предлагать обществу другие варианты посредством изменения места расположения испрашиваемого земельного участка, в том числе с учетом наличия вблизи территориальной зоны Ж-1, и (или) изменения площади испрашиваемого участка, признается правомерным.
Исходя из указанного, суд кассационной инстанции соглашается с выводами арбитражных судов относительно того, что администрация не имела правовых и фактических оснований для отказа в предоставлении обществу муниципальной услуги по мотиву отсутствия необходимых документов, поскольку общество, обращаясь за предоставлением услуги "Выдача акта о выборе земельного участка", представило заявление, содержащее необходимые сведения, с приложением обзорной схемы и регистрационных документов, а иных документов управление не запрашивало.
Вместе с тем, судами верно установлено, что приведенное не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, поскольку нахождение испрашиваемого заявителем земельного участка в зоне Р-2 свидетельствует о невозможности его формирования в целях строительства гаражей.
Такие выводы арбитражных судов в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в материалах дела доказательствам и подлежащим применению в данном случае нормам права.
С учетом изложенного, применительно к конкретным обстоятельствам данного спора, арбитражными судами обеих инстанций сделан обоснованный вывод о том, что оспариваемый отказ не нарушает прав и законных интересов ООО "Днепр", в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы об обратном являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, следовательно, сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Ссылки общества на неосуществление мероприятий по выбору земельного участка и незаконность оснований отказа администрации в осуществлении выбора и предоставлении испрашиваемого ООО "Днепр" земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов рассмотрен апелляционной инстанцией и правомерно отклонены с приведением мотивов их отклонения.
Каких-либо иных убедительных доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в ней аргументы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Судами правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба ООО "Днепр" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.02.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2014 по делу N А51-27309/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.А. Логвиненко |
Судьи |
М.М. Саранцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.