г. Хабаровск
31 мая 2011 г. |
N Ф03-2019/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: В.А. Гребенщиковой
Судей: О.Г. Красковской, Е.К. Яшкиной
при участии
от ответчика: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае - С.В. Лебедева, начальник отдела правового, документационного обеспечения, доверенность от 27.10.2009 N 30
от третьего лица: Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае - С.В. Бармина, специалист-эксперт контрольно-правового отдела, доверенность от 11.04.2011 N 14юр/168/5431.1-08
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транзит", общества с ограниченной ответственностью "Камчатский морской порт"
на решение от 25.11.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011
по делу N А24-3145/2010 Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.В. Лосева, в суде апелляционной инстанции - судьи И.Л. Яковенко, Н.А. Скрипка, Т.А. Аппакова
По иску общества с ограниченной ответственностью "Транзит", общества с ограниченной ответственностью "Камчатский морской порт"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае
третьи лица: федеральное государственное унитарное предприятие "Национальные рыбные ресурсы", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
о понуждении к заключению договора аренды
Общество с ограниченной ответственностью "Транзит" (далее - ООО "Транзит"), общество с ограниченной ответственностью "Камчатский морской порт" (далее - ООО "Камчатский морской порт") на основании статей 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статей 421, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обратились в Арбитражный суд Камчатского края с иском о понуждении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае (далее - ТУ Росимущества в Камчатском крае) заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 41:01:010110:71, расположенного по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, поселок Авача, со множественностью лиц на стороне арендатора.
Определением суда от 27.09.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное унитарное предприятие "Национальные рыбные ресурсы" (далее - ФГУП "Нацрыбресурсы"), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением суда от 25.11.2010, оставленным без изменения Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Транзит" и ООО "Камчатский морской порт" обратились в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просят их отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заявители, ссылаясь на статью 36 ЗК РФ, пункт 4 статьи 445 ГК РФ, пункты 1, 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае, утвержденного Приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63 (далее - Приказ Росимущества от 05.03.2009 N 63), пункт 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432), полагают необоснованным вывод арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о том, что ТУ Росимущества в Камчатском крае является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
В отзывах на кассационную жалобу и в судебном заседании суда кассационной инстанции в лице своих представителей ТУ Росимущества в Камчатском крае и Росимущество в лице ТУ Росимущества в Хабаровском крае, возражая относительно приведенных в ней доводов, просили состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные, а жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
В заседании суда кассационной инстанции осуществлялось протоколирование судебного заседания с использованием средств аудиозаписи.
Проверив законность решения от 25.11.2010, постановления от 14.02.2011 с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного считает, что они подлежат отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Транзит" и ООО "Камчатский морской порт" принадлежат на праве собственности объекты недвижимого имущества - части сооружений подкрановых путей причалов N N 10, 11, 12, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности.
Данные причалы, являющиеся собственностью Российской Федерации и переданные в хозяйственное ведение ФГУП "Нацрыбресурсы", расположены на земельном участке с кадастровым номером 41:01:010110:71, находящемся по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, общей площадью 13 440 кв.м, разрешенное использование - для эксплуатации причалов N N 10, 11, 12.
Земельный участок является собственностью Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.02.2009 серии 41 АВ 035733.
ООО "Транзит" 18.11.2009, 01.12.2009, 21.12.2009, 20.05.2010, а также ООО "Камчатский морской порт" 25.02.2010 обращались в ТУ Росимущества в Камчатском крае с заявлениями о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 41:01:010110:71 в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора.
Поскольку заявления указанных обществ по существу не рассмотрены и решение по ним не принято, они обратились в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что ТУ Росимущества в Камчатском крае в силу требований подпункта "е" пункта 4.8 Приказа Росимущества от 05.03.2009 N 63 является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому иску, поскольку не доказан факт дачи Росимуществом ответчику поручения на заключение договора аренды земельного участка с истцами.
Кроме того, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о резервировании спорного земельного участка для государственных нужд на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 N 606 "О федеральной целевой программе "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2014 годах".
Оставляя решение суда первой инстанции в силе, апелляционный суд поддержал вывод о ненадлежащем ответчике по делу. Указал на то, что истцами также в соответствии со статьей 65 АПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих факт непринятия ответчиком мер к подготовке проекта договора аренды, уклонения и отказа от его заключения. Отметил, что истцами избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, так как в рассматриваемом случае собственник имущества вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) органов государственной власти или органа местного самоуправления. Не согласился с выводом суда первой инстанции о резервировании земельного участка ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих принятие уполномоченным органом такого решения.
Между тем при разрешении спора судами первой и апелляционной инстанций не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 данной статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 ЗК РФ).
Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 5.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 указанного постановления определено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу пункта 4.1 Приказа Росимущества от 05.03.2009 N 63 ТУ Росимущества в Камчатском крае осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральный государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что действующее законодательство не предусматривает обращение заинтересованного лица с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду непосредственно в Росимущество, ссылка судов первой и апелляционной инстанции на подпункт "е" пункта 4.8 Приказа Росимущества от 05.03.2009 N 63 как основание для отказа в удовлетворении заявленных требований является необоснованной, поскольку сам факт отсутствия поручения Росимущества на заключение договора аренды с истцами не может служить препятствием для реализации прав собственников объекта недвижимого имущества на приобретение права аренды земельного участка, предусмотренного пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ, и нарушения срока рассмотрения заявлений, установленного пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ.
Кроме того, указание суда апелляционной инстанции на избрание истцами ненадлежащего способа защиты нарушенного права, так как в рассматриваемом случае ООО "Транзит" и ООО "Камчатский морской порт" вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) органов государственной власти или органа местного самоуправления, противоречит статьям 11, 12, пункту 4 статьи 445 ГК РФ, устанавливающим право на обращение в суд с требованием о понуждении заключить договор.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, при котором суду необходимо рассмотреть иск ООО "Транзит" и ООО "Камчатский морской порт" по существу заявленных требований, с учетом положений пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" установить обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, и правильно разрешить спор.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.11.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 по делу N А24-3145/2010 Арбитражного суда Камчатского края отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Камчатского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Гребенщикова |
Судьи |
О.Г. Красковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.