г. Хабаровск
27 июля 2011 г. |
N Ф03-3196/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: Л.К. Кургузовой
судей: Н.В. Меркуловой, Е.В. Зимина
при участии
от общества с ограниченной ответственностью "Анлек" - представитель не явился;
от Находкинской таможни - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Находкинской таможни
на решение от 19.01.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2011
по делу N А51-17633/2010 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Бибик Н.Л., в суде апелляционной инстанции судьи: Бац З.Д., Солохина Т.А., Грачев Г.М.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Анлек"
к Находкинской таможне
о признании незаконным решения и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи
общество с ограниченной ответственностью "Анлек" (ОГРН 1092537002580, г. Владивосток, ул. Калинина, 84А, офис 1) (далее - общество, ООО "Анлек") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Находкинской таможни (ОГРН 1022500713333, г. Находка, ул. Портовая, 17) (далее - таможня, таможенный орган) от 18.10.2010 N 10-14/22569 об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по грузовой таможенной декларации N 10714040/040809/0008844 (далее - ГТД N 8844) и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 153 390 руб. 10 коп.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.01.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2011, заявленные требования удовлетворены. Решение таможни N 10-14/22569 признано незаконным, как несоответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза и Таможенному кодексу Российской Федерации (далее - ТК РФ). Кроме того, с таможенного органа в пользу заявителя взысканы излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 153 390 руб. 10 коп.
В кассационной жалобе таможенный орган просит решение первой и постановление апелляционной инстанций отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества. Как полагает заявитель жалобы, требование общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей не подлежит удовлетворению, поскольку решение по таможенной стоимости товара, ввезенного по спорной ГТД N 8844, не было обжаловано и отменено, следовательно, таможенные платежи уплачены в соответствии с законодательством Российской Федерации и оснований для их возврата не имеется. Кроме того, заявитель жалобы указывает на то, что Находкинская таможня не является администратором доходов федерального бюджета по кодам бюджетной классификации, на которые перечислены спорные бюджетные платежи, не обладает полномочиями по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, и, соответственно, не является надлежащим ответчиком по делу.
В заседании суда кассационной инстанции представитель таможенного органа доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако его представитель в судебное заседание не явился. В отзыве на жалобу против доводов таможни возражает, указывая на их несостоятельность, просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, во исполнение внешнеторгового контракта от 30.06.2009 N ANL01, заключенного между компанией "QINGDAO CHANGING IMPORT AND EXPORT CO., LTD" (продавец) и обществом (покупатель), на таможенную территорию Российской Федерации в августе 2009 года ввезен товар, задекларированный по ГТД N 10714040/040809/0008844, таможенная стоимость которого определена обществом по первому методу таможенной оценки - "по стоимости сделки с ввозимыми товарами".
В подтверждение заявленной стоимости обществом представлен пакет документов, в том числе: контракт и дополнение к нему, инвойс, паспорт сделки, упаковочный лист и другие.
При проведении контроля сведений, заявленных при определении таможенной стоимости ввозимого товара, таможня пришла к выводу о том, что они не являются достаточными для принятия окончательного решения, в связи с чем обществу направлен запрос от 04.08.2009 о предоставлении дополнительных документов, который последним исполнен частично, с объяснением причин непредставления отдельных документов.
По результатам анализа документов и сведений, представленных к таможенному оформлению и по запросу таможенного органа, последним 06.08.2009 принято решение о невозможности использования выбранного обществом метода таможенной оценки с предложением определить стоимость ввезенного товара с использованием другого метода.
Согласившись с откорректированной обществом таможенной стоимостью в рамках шестого резервного метода на основании метода по стоимости сделки с однородными товарами, таможня 06.08.2009 приняла окончательное решение по таможенной стоимости товара, оформив путем проставления отметки "таможенная стоимость принята" в графе "для отметок таможенного органа" в ДТС-2, товар выпущен в свободное обращение.
На основании КТС-1 таможней доначислены обществу таможенные платежи в сумме 153 390 руб. 10 коп., которые последним оплачены.
Посчитав, что оснований для корректировки таможенной стоимости не имелось, а таможенные платежи по указанной ГТД являются излишне уплаченными, ООО "Анлек" в порядке статьи 355 ТК РФ обратилось в таможенный орган с заявлением от 14.09.2010 о возврате денежных средств в размере 153 390 руб. 10 коп.
Письмом от 18.10.2010 N 10-14/22569 таможня отказала обществу в возврате таможенных платежей ввиду отсутствия факта их излишней уплаты, непредставления документов, подтверждающих факт излишней уплаты, а также отсутствия доказательств отмены решения таможенного органа по таможенной стоимости товаров, оформленных по спорной ГТД N8844.
Не согласившись с отказом таможенного органа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив фактические обстоятельства на основе их полного и всестороннего исследования и оценки, удовлетворили заявленные обществом требования, при этом правомерно руководствовались положениями статей 63, 323 ТК РФ и Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", приказа ГТК России от 25.05.2004 N 607 "Об утверждении перечня документов и формы заявления", а также правовой позицией, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров".
Суды исходили из того, что материалами дела подтверждается обоснованность применения обществом первого метода таможенной
оценки при определении таможенной стоимости спорного товара и отсутствие в связи с этим у таможенного органа правовых оснований для ее корректировки и, соответственно, доначисления таможенных платежей, подлежащих уплате. Заявитель жалобы указанные выводы не опроверг.
Пунктом 1 статьи 355 ТК РФ предусмотрено, что излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и названным Кодексом.
В силу пункта 2 названной статьи, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей (пункт 4 статьи 355 ТК РФ).
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций об излишней уплате таможенных платежей и признание в связи с этим отказа таможенного органа в их возврате незаконным, а также обязание возвратить обществу таможенные платежи в сумме 153 390 руб. 10 коп., являются правильными.
Доводы таможенного органа фактически сводятся к иной оценке имеющихся в деле доказательств и в силу статьи 286 АПК РФ подлежат отклонению кассационной инстанцией.
Ссылки заявителя жалобы на то, что требование общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей не подлежит удовлетворению, поскольку решение по таможенной стоимости товара, ввезенного по спорной ГТД, не было обжаловано и отменено, судом кассационной инстанции не могут быть приняты. Указанное обстоятельство не лишает общество возможности защитить свои права, нарушенные таким решением, иным способом, в том числе путем подачи заявления о возврате денежных средств, что соответствует положениям
статей 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что проверка доводов общества о возможности возврата таможенных платежей находится во взаимосвязи с разрешением вопроса о законности корректировки таможенной стоимости, выводы суда первой инстанции и апелляционного суда о наличии оснований для возврата таможенных платежей по причине их излишней уплаты ввиду незаконной корректировки таможенной стоимости, являются правильными.
Доводы таможни о том, что она не администратор доходов федерального бюджета по кодам бюджетной классификации, на которые перечислены спорные бюджетные платежи, не обладает полномочиями по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, и, соответственно, не является надлежащим ответчиком по делу, были предметом рассмотрения и правомерно не приняты судами, так как не следуют из положений статей 355, 402 ТК РФ, Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне, утвержденных Приказом ФТС РФ от 12.01.2005 N 7.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе факт уплаты таможенных платежей и соблюдение досудебного порядка урегулирования споров, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права применены соответственно установленным обстоятельствам по данному делу, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
решение от 19.01.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2011 по делу N А51-17633/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.К. Кургузова Судьи Н.В. Меркулова Е.В. Зимин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.