г. Хабаровск
25 июля 2011 г. |
N Ф03-3491/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Суминой Г.А.
Судей: Мильчиной И.А., Панченко И.С.
при участии
от Краевого государственного учреждения "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края": Деберцев В.О., представитель по доверенности от 19.02.2010 N 8/185;
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края: не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края
на решение от 01.04.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2011
по делу N А73-14179/2010
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Никитина Т.Н., в суде апелляционной инстанции судьи Сапрыкина Е.И., Гричановская Е.В., Швец Е.А.
По заявлению Краевого государственного учреждения "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края"
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края
о признании незаконным бездействия и недействительным требования от 28.10.2010 N 03700140033342 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов
Краевое государственное учреждение "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края" (ОГРН 1052700143100, Волочаевская ул., 146, г. Хабаровск, 680610) (далее - КГУ "Управление по делам ГОЧС и ПБ", учреждение, плательщик) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением с учетом уточнения заявленных требований: о признании недействительным уточненного требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (ул. Слободская ул., 27, г. Хабаровск, 680030) (далее - пенсионный фонд, управление) от 28.12.2010 N 03700140055708 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов; о признании незаконным бездействия управления, выразившегося в непроведении зачета сумм излишне уплаченных страховых взносов за 2009 год по страховой части трудовой пенсии в размере 727 383 рублей, по накопительной части трудовой пенсии в размере 395 220 рублей в счет предстоящих платежей по страховым взносам, и об обязании произвести действия по восстановлению нарушенных прав и законных интересов учреждения.
Решением суда от 01.04.2011, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2011, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, пенсионный фонд обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что судом неправомерно возложена обязанность по проведению зачета взносов на обязательное пенсионное страхование, излишне уплаченных учреждением до 01.01.2010, поскольку в юридически значимый период администратором поступлений страховых взносов в бюджет являлся налоговый орган и порядок зачета таким страховых взносов на настоящий момент законодательно не урегулирован, в связи с чем у пенсионного фонда отсутствуют полномочия по проведению зачета.
Управление в заседание суда кассационной инстанции не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
КГУ "Управление по делам ГОЧС и ПБ" в отзыве на жалобу доводы пенсионного фонда отклонило, указывая на их несостоятельность, просило оставить судебные акты без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Изложенная в отзыве позиция учреждения поддержана в судебном заседании его представителем.
Проверив в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованность доводов кассационной жалобы, отзыва на жалобу, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, заслушав пояснения участника процесса, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 06.05.2010 КГУ "Управление по делам ГОЧС и ПБ" обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы Центрального района г. Хабаровска с заявлением о зачете образовавшейся по итогам расчетного периода - 2009 года суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1 122 603 рублей (по накопительной части в сумме 395 220 рублей, страховой части в сумме 727 383 рублей), которое 07.05.2010 согласовано с отделом Пенсионного фонда России в Центральном округе г. Хабаровска.
Письмом от 28.09.2010 учреждение обратилось в пенсионный фонд с заявлением о зачете вышеуказанной суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет платежей 2010 года, однако решение о зачете принято не было.
28.12.2010 управлением выставлено учреждению уточненное требование N 03700140055708 об уплате начисленных из расчета недоимки по страховым взносам пеней 1 квартала 2010 года в размере 11 935,03 рублей, из них: на страховую часть 9 233,49 рублей за период с 16.03.2010 по 07.05.2010; на накопительную часть 2 701,54 рублей за период с 16.03.2010 по 10.06.2010.
Не согласившись с бездействием управления по непроведению зачета излишне уплаченных в 2009 году страховых взносов в счет предстоящих платежей и требованием от 28.12.2010 N 03700140055708 об уплате начисленных из расчета недоимки по страховым взносам пеней за 1 квартал 2010 года, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 3 статьи 60 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений, (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 настоящего Федерального закона.
Согласно частям 1, 2 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов осуществляется на основании письменного заявления плательщика страховых взносов по решению органа контроля за уплатой страховых взносов. Решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась (части 6, 7 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ).
При этом в силу статьи 3 Федерального закона N 212-ФЗ органом контроля за уплатой страховых взносов является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Пунктом 3 части 1 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено право плательщика страховых взносов на своевременный зачет сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Пунктом 5 части 3 статьи 29 Федерального закона N 212-ФЗ установлена обязанность органов контроля за уплатой страховых взносов осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Учитывая, что на момент обращения КГУ "Управление по делам ГОЧС и ПБ" в пенсионный фонд с заявлением о зачете излишне уплаченных страховых взносов в счет платежей 2010 года имелся факт излишней их уплаты в 2009 году, при этом из материалов дела не следует, что между сторонами имелся спор о сумме излишне уплаченных страховых взносов за спорный период, является законным и обоснованным вывод судов о несоответствии бездействия пенсионного фонда нормам действующего законодательства, выразившееся в непроведении зачета. Соответственно в силу пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно обязание управления устранить нарушение прав и законных интересов плательщика страховых взносов путем принятия решения о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов за 2009 год в счет предстоящих платежей по страховым взносам.
Частью 1 статьи 18, пунктом 1 части 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок исчисления, уплаты и сроки уплаты страховых взносов с 01.01.2010 регулируются статьей 15 Федерального закона N 212-ФЗ, согласно частям 4, 5 которой в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей, подлежащих уплате в срок не позднее 15 числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
В силу статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями как денежной суммой, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными указанным Федеральным законом N 212-ФЗ сроки.
В соответствии с пунктами 1, 4 части 5 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи: со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа; со дня вынесения органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом решения о зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующих страховых взносов.
Судебные инстанции, исходя из установленных обстоятельств возникшего спора и правовой оценки имеющихся доказательств, применив вышеуказанные нормоположения, руководствуясь разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 42 постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части 1 первой Налогового кодекса Российской Федерации", обоснованно признали недействительным выставленное пенсионным фондом учреждению уточненное требование от 28.12.2010 N 03700140055708 об уплате пени за несвоевременную уплату страховых взносов 1 квартала 2010 года в размере 11 935,03 рублей при отсутствии у плательщика обязанности по ее уплате.
Как следует из материалов дела, на даты начисления пеней, находящаяся в бюджете пенсионного фонда переплата по страховым взносам в размере 1 122 603 рублей не была зачтена плательщику в счет имеющейся у него недоимки по страховым взносам за вышеуказанный период (719 392 рубля), из расчета которой были начислены пени, а также переплата полностью перекрывала сумму недоимки, соответственно у плательщика не возникло задолженности перед бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации, оснований для начисления пени не имелось.
Довод заявителя жалобы об отсутствии у пенсионного фонда полномочий по проведению зачета переплаты по страховым взносам за расчетный период - 2009 год в связи с отсутствием законодательно установленного порядка, проверен судом кассационной инстанции, но учтен быть не может и подлежит отклонению.
С учетом части 1 статьи 3, пункта 3 части 1 статьи 28, части 3 статьи 60 Федерального закона N 212-ФЗ, абзаца 4 пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также, исходя из необходимости защиты прав плательщиков страховых взносов, пенсионный фонд, как орган контроля за уплатой страховых взносов и с 01.01.2010 администратор доходов бюджета пенсионного фонда Российской Федерации по уплате страховых взносов, обладает бюджетными полномочиями по принятию решения о зачете платежей страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в том числе, за расчетные периоды 2002-2009 г.г., несмотря на то, что такой порядок законодательно не регламентирован.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.04.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2011 по делу N А73-14179/2010 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.А. Сумина |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.