г. Хабаровск
04 августа 2011 г. |
N Ф03-3791/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: С.Н. Новиковой
Судей: Л.Б. Шариповой, И.А. Тарасова
при участии:
от истца: Малиновский А.С. - ведущий юрисконсульт по доверенности от 19.11.2010 N 165;
от ответчика: Нигметуллин Б.Г. - адвокат по доверенности б/н от 22.07.2011;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 16.03.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2011
по делу N А51-17576/2010 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья С.Н. Горбачева, в суде апелляционной инстанции - судьи И.С. Чижиков, С.В. Шевченко, К.П. Засорин
По иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к обществу с ограниченной ответственностью "Восточно-Уральский Терминал"
о взыскании 756 197, 45 руб.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", перевозчик; место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, 2, ОГРН 1037739877295) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Восточно-Уральский Терминал" (далее - ООО "ВУТ", грузополучатель; место нахождения: Приморский край, г. Находка, пгт. Врангель, ул. Внутрипортовая, 1, ОГРН 1022500711958) о взыскании платы за пользование вагонами в размере 756 197, 45 руб.
Решением арбитражного суда от 16.03.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2011, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить состоявшиеся судебные акты как вынесенные с неправильным применением норм права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований полностью. По мнению заявителя, судом не учтено, что задержка вагонов на промежуточной станции связана со скоплением вагонов, следовавших в адрес ответчика; нарушением последним технологических сроков по их обработке. Не согласен с доводами судебных инстанций о наличии свободных путей для подачи вагонов в спорный период, поскольку согласно технологической схемы ст.Находка-Восточная при уборке вагонов с 3 и 4 путей одновременная подача новой партии вагонов на эти же пути невозможна; данное подтверждается п.2.2 инструкции о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ООО "Восточно-уральский терминал". Указывает, что невыполнение технологических норм выгрузки подтверждается перечнем памяток приемосдатчика в связи с чем спорные вагоны были задержаны на промежуточной станции по причинам, зависящим от ответчика - из-за занятости фронтов выгрузки последнего и невозможности принятия спорных вагонов станцией назначения по причине скопления вагонов, пришедших в адрес ООО "ВУТ" из-за нарушения ответчиком технологических сроков выгрузки вагонов.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
Представитель ООО "ВУТ", возражая против доводов жалобы, просил оставить ее без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Как установлено судами в соответствии с материалами дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "ВУТ" (владелец) заключен договор от 07.05.2009 N 694 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "ВУТ" по станции Находка Восточная (с учетом протокола разногласий к договору), согласно которому локомотивом перевозчика осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу на праве аренды, примыкающего к станции Находка Восточная через стрелочный перевод N 403.
В силу пункта 5 договора подача вагонов на железнодорожный подъездной путь необщего пользования осуществляется на основании уведомления перевозчика, переданного по телефону не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов, с последующей записью в книге формы ГУ-2 ВЦ.
Вместимость мест погрузки, выгрузки минеральных удобрений - два пути (N 3, N 4) по 12 вагонов каждый. Количество вагонов, подаваемых на места погрузки, выгрузки для одновременного начала проведения грузовых операций: выгрузка минеральных удобрений - 2 вагона на одном пути (п. п. 7, 8 договора).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 19 договора владелец уплачивает перевозчику плату за время нахождения собственных и арендованных вагонов на путях станции вследствие невозможности подачи по причине, зависящей от владельца в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 "Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" с коэффициентом 0,5 к ставкам таблицы 9.
Установлено, что 22.11.2009 со станции Предкомбнат ЗСж.д. в адрес ООО "ВУТ" на станцию назначения Находка-Восточная по железнодорожным накладным N N ЭГ639289, 639918, 640514, 641198, 641922, 642510, 642606, 643376, 642276, 642386, 642683, 643163, 643263, 643069 отправлены вагоны с грузом - аммония сульфат, срок доставки определен до 05.12.2009.
Вагоны прибыли на станцию назначения Находка-Восточная ДВост ж.д. 12.12.2009.
29.11.2009 на промежуточной станции Волочаевка-1 ДВост ж.д. спорные вагоны с грузом были отставлены ("брошены") по причине неприема станцией назначения Находка-Восточная из-за занятости путей станции, вызванной невыполнением технологических норм погрузки грузополучателем ООО "ВУТ", о чем оставлены акты общей формы: N N 601054, 601055, 601056, 601053, 601052, 601057, 601058, 601059, 601060, 601061, 601062, 601064, 601063, 601065.
От подписания этих актов общей формы представитель ответчика отказался, о чем зафиксировано в соответствующих актах общей формы, в этой связи ОАО "РЖД" заказным письмом от 06.12.2009 направило в адрес ООО "ВУТ" указанные неподписанные акты общей формы.
"Бросание" и "поднятие" поезда осуществлено на основании приказов от 29.11.2009 N 1317, от 09.12.2009 N 1318.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ и Тарифным руководством N 2 дорогой начислена плата за пользование вагонами, простаивавшими на промежуточной станции в ожидании подачи под выгрузку, в размере 756 197,45 руб., ответчику выставлен счет от 10.02.2009 N 63, неоплата которого послужила основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражные суды исходили из следующего.
В силу статьи 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в деле доказательства (акты общей формы, накопительные ведомости, уведомления, перечень памяток), исходили из недоказанности факта простоя вагонов на станционных путях станции назначения в ожидании подачи под выгрузку в течение всего периода простоя по причинам, зависящим от грузополучателя - ООО "ВУТ".
Так, судебными инстанциями установлено, что в спорный период на станции Находка Восточная скопилось большое количество вагонов, пришедших в адрес не только ответчика, но и адрес других грузополучателей. Данных о количестве не обработанных вагонов, пришедших в адрес ООО "ВУТ" за указанный период в деле не представлено.
Далее суды, оценивая представленные в деле истцом перечень памяток приемосдатчика, отражающий даты, время подачи и уборки вагонов пришедших в адрес ООО "ВУТ", с учетом актов общей формы о задержки конкретных вагонов и накопительных ведомостей, приняв во внимание Инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на пути не общего пользования ООО "ВУТ", примыкающего к станции Находка-Восточная, согласованную с перевозчиком установил, что в спорный период пути N 3 и N 4 достаточно длительное время оставались свободными, и истец имел возможность поставить на свободные пути вагоны, пришедшие в адрес ответчика.
В этой связи суды оцени согласно статье 71 АПК РФ представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Подлежат отклонению доводы заявителя кассационной жалобы поскольку фактически направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не опровергают выводы судов и не могут служить основанием к отмене судебных актов.
При изложенном, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.03.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2011 по делу N А51-17576/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н. Новикова |
Судьи |
Л.Б. Шарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.