г. Хабаровск
17 августа 2011 г. |
N Ф03-3489/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: Л.К. Кургузовой
судей: Н.В. Меркуловой, Е.П. Филимоновой
при участии
от общества с ограниченной ответственностью "Тепловые сети" - Ивахнишин Ю.Т., представитель по доверенности б/н от 04.05.2010;
от Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края - Мучкаева И.М., представитель по доверенности от 29.12.2010 N 4-3-7/5950;
от третьего лица: муниципального унитарного предприятия "Хорская ТЭЦ" - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Тепловые сети"
на решение от 24.05.2011
по делу N А73-2351/2011 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судьи И.М. Луговая, Д.Ю. Сумин, В.А. Шапошникова
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тепловые сети"
к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
третье лицо: муниципальное унитарное предприятие "Хорская ТЭЦ"
о признании постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 22.12.2010 N 44/5 недействующим
общество с ограниченной ответственностью "Тепловые сети" (ОГРН 1052740120840, Хабаровский край, район имени Лазо, пос. Хор, ул. Менделеева, 2) (далее - заявитель, общество, ООО "Тепловые сети") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (ОГРН 1032700297530, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 70) (далее - комитет) о признании постановления от 22.12.2010 N 44/5 не соответствующим Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) и не действующим полностью.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Хорская ТЭЦ" в муниципальном районе имени Лазо" (далее - МУП "Хорская ТЭЦ").
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 24.05.2011 постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 22.12.2010 N 44/5 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей муниципального унитарного предприятия "Хорская ТЭЦ" в муниципальном районе имени Лазо признано соответствующим пунктам 12, 16, 20, 23 статьи 2, пункту 6 статьи 13, пунктам 4 и 6 статьи 15, пункту 6 статьи 17, статье 18 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункту 17 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109. В удовлетворении требований ООО "Тепловые сети" отказано.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. При этом заявитель жалобы указывает на необоснованное установление комитетом тарифов для МУП "Хорская ТЭЦ" с учетом транспортировки тепловой энергии по сетям, находящимся в пользовании заявителя, который несет расходы по их содержанию и обслуживанию. По мнению общества, Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края,
как орган регулирования тарифов обязан в экспертном заключении произвести оценку достоверности данных, приведенных в предложениях
об установлении тарифов. Полагает, что установив тарифы для МУП "Хорская ТЭЦ" комитет предопределил собственника сетей, спор, о принадлежности которых, находится на рассмотрении в арбитражном суде.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "Тепловые сети" доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме, представитель Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, ссылаясь на их несостоятельность, просил судебный акт оставить без изменения как законный и обоснованный.
МУП "Хорская ТЭЦ" о времени и месте судебного разбирательства уведомлено своевременно и надлежащим образом, но своего представителя в заседание суда кассационной инстанции не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 16.11.2010 МУП "Хорская ТЭЦ" обратилось в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края с заявлением по установлению тарифа на услуги по транспортировке тепловой энергии по магистральной и внутриквартирной теплотрассе МУП "Хорская ТЭЦ" на 2011 год.
Распоряжением от 29.11.2010 N 491 комитетом открыто дело об установлении МУП "Хорская ТЭЦ" тарифа на тепловую энергию, отпускаемую предприятием потребителям на 2011 год, назначена экспертная группа для рассмотрения документов.
22.12.2010 комитет постановлением N 44/5 установил тарифы на тепловую энергию для потребителей МУП "Хорская ТЭЦ" согласно приложению к данному постановлению. Пунктом 2 определено, что тарифы, установленные в пункте 1 настоящего постановления, действуют с 01.01.2011. Постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 11.12.2009 N 55/3 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей муниципального унитарного предприятия "Хорская ТЭЦ" в муниципальном районе имени Лазо, от 11.12.2009 N 55/2 "Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по сетям муниципального унитарного предприятия "Хорская ТЭЦ" в муниципальном районе имени Лазо, от 25.11.2008 N 56/4 "Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью "Тепловые сети" в муниципальном районе имени Лазо признаны утратившими силу с 01.01.2011.
30.12.2010 постановление официально опубликовано в "Собрании законодательства Хабаровского края" N 12 (101) (часть 1).
Полагая, что названное постановление комитета не соответствует понятиям пунктов 12, 16, 20, 23 статьи 2 и противоречит требованиям пункта 6 статьи13, пунктов 4 и 6 статьи 15, пункту 6 статьи 17, статьи 18 Федерального закона N 190-ФЗ, а также пункту 17 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, ООО "Тепловые сети" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействующим.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Хабаровского края исходил из соответствия оспариваемого постановления требованиям действующего законодательства. При этом судом указано, что в компетенцию комитета не входит проверка достоверности представленных документов на предмет законности прав лица, обратившегося за установлением тарифа на имущество, посредством которого осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергией.
Данные выводы суда являются правильными, основаны на материалах дела и нормах действующего законодательства.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и
охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Частью 1 статьи 192 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 192 АПК РФ).
В силу части 5 статьи 194 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Судом установлено, что постановлением от 22.12.2010 N 44/5 Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края установил тариф на тепловую энергию для потребителей МУП "Хорская ТЭЦ".
Данное постановление является нормативным правовым актом, принято комитетом в рамках своей компетенции как уполномоченного органа в области регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования, в том числе тарифов на тепловую энергию, в соответствии с Положением о комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 N 142-пр.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения,
созданием, функционированием и развитием таких систем, установлены Федеральным законом N 190-ФЗ.
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных Федеральным законом N 190-ФЗ, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Установив, что на основании распоряжения комитета от 29.11.2010 N 491 открыто дело о регулировании тарифов на тепловую энергию для потребителей МУП "Хорская ТЭЦ" на 2011 год, назначена экспертная группа, оформлено экспертное заключение, по результатам рассмотрения дела правлением комиссии принято тарифное решение, о чем составлен протокол, постановление опубликовано, арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о соблюдении комитетом порядка принятия постановления от 22.12.2010 N 44/5.
Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие Федеральному закону N 190-ФЗ, в том числе нормам указанным заявителем, арбитражный суд первой инстанции не установил его противоречие пунктам 12, 16, 20, 23 статьи 2 Федерального закона N 190-ФЗ, содержащим основные понятия в целях применения указанного закона; пункту 6 части 3 Федерального закона N 190-ФЗ, устанавливающего необходимость заключения договоров между теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями и не содержащего условие о необходимости наличия данного договора при рассмотрении дела об установлении тарифов; пункту 4 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ, предусматривающему необходимость включения затрат на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям в состав тарифа, поскольку в соответствии с пунктом 57 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской
Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, пунктом 7.24 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничной (потребительском) рынке", утвержденным Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, комитетом при установлении тарифа на тепловую энергию для МУП "Хорская ТЭЦ" учтены услуги по транспортировке (передачи) тепловой энергии.
Признавая оспариваемый акт соответствующим пункту 6 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ, определяющему порядок эксплуатации бесхозяйных тепловых сетей, суд правомерно исходил из отсутствия правовых оснований для отнесения сетей к бесхозяйным.
Как установлено судом, МУП "Хорская ТЭЦ" для утверждения тарифа на тепловую энергию на 2011 год представило документы, подтверждающие право пользования тепловыми сетями: договор аренды муниципального имущества от 25.05.2009 N 20, дополнительное соглашение к нему от 28.09.2010 N 75, акт приема-передачи имущества от 28.09.2010.
Ранее, на основании распоряжения главы муниципального района имени Лазо от 10.02.2010 N 172-р, нереализованное в ходе конкурсного производства по делу N А73-8673/2004 в отношении МУ МПП ЖКХ п. Хор имущество, посредством которого осуществляется теплоснабжение, было принято в муниципальную собственность, а затем на основании указанного выше договора переданы в пользование и на содержание МУП "Хорская ТЭЦ".
Распоряжение от 10.02.2010 N 172-р администрацией Хорского городского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края было оспорено в судебном порядке и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 10.11.2010 по делу N А73-9580/2010 в удовлетворении требований о признании его недействительным отказано.
Пунктом 6 статьи 17 Федерального закона N 190-ФЗ установлено, что собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких
тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
Заявляя о несоответствии оспариваемого акта указанной норме, общество не привело обоснование необходимости установления комиссией характера сложившихся взаимоотношений между владельцами тепловых сетей и потребителями тепловой энергии при установлении тарифов, а предусмотренная данной нормой обязанность касается взаимоотношений собственников, иных законных владельцев тепловых сетей и потребителей.
Кроме того, признавая постановление соответствующим данной норме, суд правомерно указал на отсутствие у комитета полномочий по определению законности прав владения лица имуществом, посредством которого осуществляется теплоснабжение.
Статьей 18 Федерального закона N 190-ФЗ определен порядок распределения тепловой нагрузки и управление системами теплоснабжения, который при тарифном регулировании не проверяется.
Правомерно отклонен довод заявителя о несоответствии постановления комитета пункту 17 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, согласно которому определение состава расходов при установлении тарифов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Заявителем не указаны обстоятельства, свидетельствующие о неправильном определении состава расходов, учитываемых при определении тарифа, их экономической необоснованности. Суд правильно указал на то, что недостоверность сведений представленных лицом, обратившимся за установлением тарифов, является основанием для его привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.7.1 КоАП РФ.
Таким образом, установленные судом обстоятельства не указывают на нарушение прав и законных интересов заявителя и не подтверждают его доводы о нарушении комитетом Федерального закона N 190-ФЗ, Правил N 109.
С учетом установленных обстоятельств, арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии у комитета
правовых оснований для отказа в МУП "Хорская ТЭЦ" в утверждении тарифа на тепловую энергию на 2011 год по основанию неподтверждения третьим лицом факта законного владения имуществом для оказания теплоснабжения.
Наличие спора о права на данное имущество не является предусмотренным главой 23 АПК РФ правовым основанием для признания оспариваемого акта недействующим.
Поскольку судом правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений норм процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены судебного акта.
При подаче кассационной жалобы ООО "Тепловые сети" по платежному поручению от 21.06.2011 N 89 уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 руб. В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 размер государственной пошлины при обжаловании судебных актов по делам о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правого акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными уплачивается для юридических лиц в размере 1 000 руб.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.05.2011 по делу N А73-2351/2011 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Тепловые сети" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 рублей, как излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 21.06.2011 N 89.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.К. Кургузова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.