г. Хабаровск
19 августа 2011 г. |
N Ф03-3889/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Суминой Г.А.
Судей: Трофимовой О.Н., Мильчиной И.А.
при участии
от заявителя: ОАО "Камчатрыбпром" - Фитфулова Е.В., представитель по доверенности б/н от 01.08.2011;
от ИФНС России по г.Петропавловску - Камчатскому - Печкуров В.А., представитель по доверенности N 4 от 01.02.2010;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петропавловску-Камчатскому
на решение от 28.02.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2011
по делу N А24-5377/2010
Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Сакун А.М., в апелляционном суде судьи: Бац З.Д., Солохина Т.А., Сидорович Е.Л.
По заявлению открытого акционерного общества "Камчатрыбпром"
к инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петропавловску - Камчатскому
о признании недействительным в части решения N 11-11/65/22533 от 21.09.2010
Открытое акционерное общество "Камчатрыбпром" (ОГРН 1024101014970, 683003, г.Петропавловск-Камчатский, ул.Лениградская,35, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петропавловску - Камчатскому (ОГРН 1044100663507, 683024, г.Петропавловск - Камчатский, пр. Рыбаков, д.13/Б, далее - инспекция, налоговый орган) N 11-11/65/22533 от 21.09.2010 в части начисления обществу к уплате налога на прибыль за 2009 год в сумме 552 105 руб. и пени за его несвоевременную уплату - 145,96 руб.
Решением суда от 28.02.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2011, заявленные требования удовлетворены со ссылкой на то, что общество как сельскохозяйственный товаропроизводитель, отвечающий критериям пункта 1 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), правомерно применило налоговую ставку 0 процентов при исчислении налога на прибыль за 2009 год, и у налогового органа отсутствовали правовые основания для начисления ему к уплате за спорный налоговый период налога в сумме 552 105 руб. и пени за его несвоевременную уплату в сумме 145,96 руб.
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе инспекции, поддержанной ее представителем в судебном заседании, которая просит их отменить, сославшись на неправильное применение судами статьи 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 314-ФЗ) (далее - Закон N 110-ФЗ), и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы указывает на то, что общество вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль в 2009 году лишь в случае соответствия двум критериям одновременно: пункту 2 и подпункту 1 пункта 2.1 статьи 346.2 НК РФ, что предусмотрено вышеуказанной нормой права. Общество соответствует только критериям пункта 2 статьи 346.2 Кодекса, поэтому неправомерно применило ставку 0 процентов при исчислении налога на прибыль за указанный налоговый период, следовательно, решение налогового органа в оспариваемой части является законным.
Общество в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании изложенные в жалобе доводы отклоняют в полном объеме и просят принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв с 17.08.2011 до 19.08.2011.
Рассмотрев материалы, дела обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу налогового органа подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка ОАО "Камчатрыбпром" по вопросам соблюдения налогового законодательства по всем налогам и сборам, а также по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2008 по 31.12.2009, о чем составлен акт проверки N 11-11/61 от 12.08.2010, по результатам рассмотрения которого и возражений на него налоговым органом 21.09.2010 принято решение N 11-11/65/22533 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа за неполную уплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС)
- за 2008 год штраф в сумме 2 910,80 руб.;
- за 2009 год - 512,80 руб.
Одновременно налогоплательщику предложено уплатить неполностью уплаченные налоги и пени за их несвоевременную уплату:
- НДС за 2008-2009 г.г. в сумме 17 118 руб. и пени в сумме 2 204,56 руб.;
- налог на прибыль за 2009 год - 552 105 руб., пени - 145,96 руб.;
- пени по НДФЛ по ставке 13% - 1 930 962,91 руб.;
- пени по НДФЛ по ставке 9% - 21 948,98 руб.
Основанием для начисления налога на прибыль за 2009 год и соответствующей пени явилось неправомерное, по мнению инспекции, применение обществом при его исчислении налоговой ставки 0 процентов по доходу, полученному от деятельности, связанной с реализацией произведенной им сельскохозяйственной продукции (далее - сельхозпродукции), а также с реализацией произведенной и переработанной собственной сельхозпродукции.
Налоговый орган считает, что применять указанную налоговую ставку имеют право российские рыбохозяйственные организации, являющиеся одновременно сельскохозяйственными товаропроизводителями, не перешедшими на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), и градо- и поселкообразующими организациями.
Решением управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю N 09-17/09013 от 08.11.2010 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, решение инспекции - без изменения.
Общество не согласилось с решением инспекции в части начисления к уплате налога на прибыль и пени и обжаловало его в арбитражный суд, который удовлетворил заявленные требования. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом. При этом суды исходили из следующего.
Согласно статье 247 НК РФ, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организацией признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса.
Статья 274 Кодекса устанавливает, что налоговой базой для целей настоящей главы признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 настоящего Кодекса, подлежащей налогообложению (пункт 1 статьи 274).
Налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 настоящего Кодекса, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с настоящей главой предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка (пункт 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 284 НК РФ в 2009 году налоговая ставка по налогу на прибыль установлена в размере 20 процентов.
Согласно статье 2.1 Закона N 110-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 314-ФЗ), налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в следующих порядке и размере:
в 2004 - 2012 годах - 0 процентов;
в 2013 - 2015 годах - 18 процентов;
начиная с 2016 года - в соответствии с пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанная норма права также предусматривает, что с 1 января 2008 года по 31 декабря 2014 года под сельскохозяйственными товаропроизводителями, не перешедшими на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, предусмотренным пунктом 2 и подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ установлено, что в целях главы 26.1 Кодекса (единый сельскохозяйственный налог) сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.
Согласно подпункту 1 пункта 2.1. статьи 346.2 Кодекса, в целях настоящей главы сельскохозяйственными товаропроизводителями также признаются градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта и если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70 процентов; если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).
С учетом указанных норм права, суды пришли к выводу о том, что общество отвечает критериям сельскохозяйственного товаропроизводителя (далее - сельхозтоваропроизводитель), установленным пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ, поэтому правомерно применило при исчислении налога на прибыль за 2009 год налоговую ставку 0 процентов.
Суд кассационной инстанции считает, что судами неправильно применены положения статьи 2.1 Закона N 110-ФЗ, поскольку при отнесении общества к числу сельхозтоваропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, и имеющих право в 2009 году применять ставку 0 процентов при исчислении налога на прибыль, судами принято во внимание только соответствие общества критериям сельхозтоваропроизводителя, установленным пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ, что противоречит буквальному содержанию статьи 2.1 вышеуказанного Закона.
Данная норма права предусматривает, что с 1 января 2008 года по 31 декабря 2014 года под сельскохозяйственными товаропроизводителями, не перешедшими на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, предусмотренным пунктом 2 и подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, для того, чтобы общество было отнесено к числу сельхозтоваропроизводителей, которые имеют право в 2008-2012 годах применять налоговую ставку 0 процентов по налогу на прибыль, оно должно отвечать критериям, предусмотренным пунктом 2 и подпунктом 2 пункта 2.1 статьи 346.2 НК РФ, то есть указанные критерии должны быть в наличии в совокупности, а не в отдельности каждый. Иное противоречит буквальному смыслу и содержанию указанной нормы права.
Ссылка апелляционного суда на то, что пункт 2.1 статьи 346.2 Кодекса устанавливает, что к числу сельскохозяйственных производителей также относятся организации, перечисленные в подпунктах 1 и 2 данного пункта, что позволило ему сделать вывод, что к числу вышеназванных сельхозтоваропроизводителей относятся отдельно организации как отвечающие критериям пункта 2, так и подпункта 1 пункта 2.1 указанной нормы права, является ошибочной, поскольку судом не учтено, что понятие сельхозтоваропроизводителей, приведенное в пунктах 2 и 2.1 статьи 346.2 Кодекса, дано в целях главы 26.1 настоящего Кодекса, устанавливающей систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей - единый сельскохозяйственный налог.
Из изложенного следует, что для того, чтобы общество могло воспользоваться правом применять налоговую ставку 0 процентов по налогу на прибыль, оно должно соответствовать требованиям, изложенным в статье 2.1 Закона N 110-ФЗ, что не имеет место быть в спорных правоотношениях, в связи с чем у суда отсутствовали правовые основания для признания решения инспекции в оспариваемой части недействительным.
Спор между налоговым органом и налогоплательщиком по размеру начисленных к уплате налога на прибыль и пени отсутствует.
Поскольку судами обеих инстанций фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этими судами неправильно применена норма права: статья 2.1 Закона N 110-ФЗ, то, в силу пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, принятые ими решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
В связи с тем, что арбитражным судом выдан исполнительный лист о взыскании с инспекции в пользу общества расходов по госпошлине в размере 2 000 руб., и суд кассационной инстанции не располагает сведениями о том, исполнен он или нет, то суду необходимо произвести поворот исполнения судебного акта на основании статей 325-326 АПК РФ.
Кроме этого, с общества подлежат взысканию расходы по госпошлине в размере 2 000 руб. за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб.
Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу налогового органа удовлетворить.
Решение от 28.02.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2011 по делу N А24-5377/2010 Арбитражного суда Камчатского края отменить.
В удовлетворении заявления ОАО "Камчатрыбпром" о признании недействительным решения N 11-11/65/22533 от 21.09.2010 инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петропавловску-Камчатскому в части начисления обществу к уплате налога на прибыль за 2009 год в сумме 552 105 руб. и пени за его несвоевременную уплату в сумме 145,96 руб. отказать.
Взыскать с ОАО "Камчатрыбпром" в доход федерального бюджета госпошлину в размере 2 000 руб. за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб.
Арбитражному суду Камчатского края выдать исполнительный лист, а также произвести поворот исполнения судебного акта в соответствии с требованиями статей 325-326 АПК РФ в части взыскания с инспекции госпошлины в размере 2 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья: |
Сумина Г.А. |
Судьи |
Трофимова О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.