г. Хабаровск
29 августа 2011 г. |
N Ф03-3963/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: И.А.Тарасова
Судей: Л.Б.Шариповой, С.Н.Новиковой
при участии
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Т.Н.Балошина, юрисконсульт 1 категории, доверенность от 19.11.2010 N 676
от открытого акционерного общества "Владивостокский морской торговый порт": С.В.Костин, представитель, доверенность от 22.04.2011 N 63
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Владивостокский морской торговый порт"
на решение от 26.04.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2011
по делу N А51-454/2011
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.В.Овчинников, в суде апелляционной инстанции судьи Л.Ю.Ротко, И.С.Чижиков, К.П.Засорин
По иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к открытому акционерному обществу "Владивостокский морской торговый порт"
о взыскании 707 168 руб. 22 коп.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", дорога; ОГРН 1037739877295, место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, 2) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу "Владивостокский морской торговый порт" (далее - ОАО "ВМТП", порт; ОГРН 1022502259625, место нахождения: 690065, Приморский край, г. Владивосток, ул. Стрельникова, 9) о взыскании платы за пользование вагонами в размере 707 168 руб. 22 коп.
Решением арбитражного суда от 26.04.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2011, с ОАО "ВМТП" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 661 544 руб. 46 коп., в остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе ОАО "ВМТП" просит решение арбитражного суда от 26.04.2011 и постановление апелляционного суда от 20.06.2011 отменить как принятые с неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права при несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам, в удовлетворении исковых требований ОАО "РЖД" отказать.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что акт общей формы от 14.01.2010 N 600466 не подтверждает факт задержки груженых вагонов на промежуточной станции из-за неприема их станцией назначения, поскольку в нем указано на неприем груза грузополучателем, при этом согласно транспортным железнодорожным накладным грузополучателями являются ОАО "ТрансКонтейнер", ООО "МАК "Трансфес Сахалин", ООО "КамчатТрансСервис" ООО "МАК "Трансфес Магадан". Считает, что ОАО "ВМТП" не является субъектом правоотношений, регламентируемых статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ). Полагает, что на основании памяток приемосдатчика можно лишь определить время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования, время подачи и время уборки вагонов. Указывает на то, что на дату "бросания" поезда (28.12.2009) на станции Владивосток простаивало 1021 вагонов, прибывших в адрес ОАО "ВМТП", и ожидалось прибытие 203 вагонов; таким образом, количество вагонов значительно превышало определенную договором перерабатывающую способность. Ссылается на необоснованное отклонение судом довода ответчика о том, что разрешение на "бросание" вагонов ОАО "ВМТП" не давало, на дату "бросания" поезда порт был готов к приему данного груза согласно сроков доставки, фронты выгрузки были свободны для приема спорных вагонов в количестве 31 единицы. Полагает, что в период с 28.12.2009 по 13.01.2010 техническая возможность принятия и накопления вагонов станцией назначения имелась. Указывает на то, что в перевозочных документах - дорожных ведомостях NN ЭД 418870, АЛ 521156, АН 517696, ЭД 679726 отсутствуют сведения о сроке доставки груза и имеются отметки о задержке груза на станции Филаретовка с указанием того, что срок доставки увеличивается на 18 суток. В этой связи считает, что срок доставки этих грузов не определен и с учетом отметок об увеличении срока доставки - не истек к моменту прибытия вагонов на станцию назначения, что исключает возможность взимания платы за пользование спорными вагонами (ст. 39 УЖТ РФ). Считает, что дорога не подтвердила соответствующими доказательствами нарушение ответчиком технологических сроков обработки грузов (ст. 65 АПК РФ). Полагает, что перечень памяток приемосдатчика не подтверждает, а опровергает занятость всех фронтов выгрузки на момент бросания поезда (28.12.2009). Ссылается на то, что время задержки прибытия вагонов на станцию назначения значительно меньше времени простоя вагонов на промежуточной станции. Считает, что судом необоснованно принята в качестве допустимого доказательства накопительная ведомость N 270151 от 27.01.2010, составленная за период с 27.01.2010 по 27.01.2010 на основании актов общей формы, однако заявленный истцом период простоя имел место с 28.12.2009 по 14.01.2010. Указывает на несоблюдение истцом требований о направлении письменных уведомлений, установленных обязательными для истца методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением ОАО "РЖД" от 08.09.2004 N 3263р; акт общей формы от 14.01.2010 N 600466, составленный на станции назначения, предъявлен ответчику на ознакомление и подпись 27.01.2010.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" выразило несогласие с изложенными в ней доводами. Считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании кассационной инстанции, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи в порядке статьи 153.1 АПК РФ, представители ОАО "ВМТП" и ОАО "РЖД" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее соответственно, дав по ним пояснения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает их подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края на основании пункта 3 части 1 статьи 287 ГК РФ.
Как установлено судами в соответствии с материалами дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "ВМТП" (пользователь) заключен договор от 25.01.2006 N 273 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для ОАО "ВМТП" по станции Владивосток, согласно которому осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры и примыкающего стрелочными переводами NN 381, 389, 393 к путям сортировочного парка, стрелочным переводом N 50/52 к продолжению 30-го пути пассажирского парка по станции Владивосток, локомотивом перевозчика (п. 1 договора).
В силу пунктов 4, 5 договора движение поездов по железнодорожному пути необщего пользования производится с соблюдением правил технической эксплуатации, инструкций по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте и инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ОАО "ВМТП". Подача вагонов на железнодорожный путь пользователя производится по интервалу 2 часа в соответствии с разнарядкой натурного листа; перед подачей вагонов на путь пользователя маневровый диспетчер станции по телефону 46-30 согласовывает со сменным диспетчером порта возможность заезда маневрового локомотива на погрузо-выгрузочные пути для производства маневров.
Согласно пункту 13 договора простаивающие на станционных путях вагоны в ожидании подачи под выгрузку, не поданные согласно совместных разнарядок по вине пользователя, оформляются актом общей формы, в котором указывается количество вагонов, подлежащих выгрузке согласно разнарядке, количество фактически выгруженных вагонов, количество вагонов, не выгруженных по вине пользователя, общее количество вагоно-часов простоя, сумма платы за пользование вагонами. Акт подписывается должностными лицами, назначенными представителями сторон.
В соответствии с пунктом 19 договора (с учетом соглашения от 10.08.2009 N 273) пользователь уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами за время нахождения вагонов у пользователя, за время задержки вагонов независимо от их принадлежности в пути следования, в том числе на промежуточных станциях по причинам, зависящим от пользователя, а также за время ожидания их подачи на железнодорожных путях станции по причинам, зависящим от пользователя по условиям Тарифного руководства N 2 с учетом коэффициента доплаты.
Установлено, что 11.12.2009, 13.12.2009 15.12.2009, 16.12.2009, 17.12.2009, 18.12.2009, 19.12.2009 по накладным N N ЭД440005, ЭД440475, ЭД408294, ЭД408237, ЭД407550, ЭД407808, ЭД408346, ЭД408211, ЭД342559, ЭД440326, ЭД440378, ЭД440206, ЭД418870, ЭД418858, АЛ521156, ЭД663293, АН517696, АП271535, АП418869, АП422885, АП418865, АП418874, АП422883, АП396862, ЭД440427, ЭД473961, ЭД474269, ЭД408502, ЭД679726 отправлены вагоны с грузом, поименованным в указанных накладных, срок доставки которых определен до 30.12.2009, 31.12.2009, 08.01.2010, 09.01.2010, 10.01.2010, 11.01.2010.
В период с 28.12.2009 по 13.01.2010 на промежуточной станции Филаретовка в ожидании приема станцией назначения Владивосток вагоны с грузом были отставлены по причине неприема груза грузополучателем.
В обоснование факта задержки вагонов на станции Филаретовка составлены акты общей формы N N 600466, 600092, 600094, 600093, 600098, 600100, 600091, 600096, 600095.
Аналогично, по данному факту составлены акт общей формы от 14.01.2010 N 600466 и накопительная ведомость N 270151 на станции назначения Владивосток.
Основанием для "бросания" и "поднятия" поезда N 2412 послужили приказы от 28.12.2009 N 1081, от 13.01.2010 N 1082, на основании которых уведомлениями от 28.12.2009 N 731 и от 13.01.2010 N 803 перевозчик известил ОАО "ВМТП" о задержке, отправлении поезда.
На основании вышеперечисленных документов ОАО "РЖД" начислило ООО "ВМТП" плату за пользование вагонами в размере 707 168 руб. 22 коп., выставив для оплаты счет от 14.04.2010 N 290, неоплата которого послужила основанием для обращения дороги в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила составления актов при перевозках грузов), обстоятельством для составления акта общей формы является задержка груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, ветвевладельца железнодорожного пути необщего пользования и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Арбитражные суды, исходя из того, что представленные истцом акты общей формы составлены в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов и являются надлежащими доказательствами факта простоя спорных вагонов, задержанных на станции Филаретовка в связи с неприемом их станцией назначения Владивосток вследствие занятости станционных путей вагонами, пришедшими в адрес ответчика, не принимавшего вагоны под выгрузку из-за занятости фронтов выгрузки, пришли к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ОАО "ВМТП" платы за пользование вагонами в размере 661 544 руб. 46 коп.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в размере 45 624 руб., арбитражные суды исходили из недоказанности факта задержки вагонов по причине неприема их грузополучателем по дорожным ведомостям N N ЭД 407805, ЭД 377313 и в этой связи отсутствия оснований для начисления платы за пользования вагонами, указанными в названных ведомостях (ст. 39 УЖТ РФ).
Вместе с тем суды не учли следующее.
Так, приняв акты общей формы, составленные на станции Филаретовка, в качестве бесспорного доказательства вины ответчика в простое вагонов, суды не дали правовой оценки имеющемся в акте общей формы от 14.01.2010 N 600466 сведениям относительно несогласия последнего с указанным актом: о возможности приема вагонов в названный период, о наличии свободных путей для приема груза.
При этом суды исследовали вопрос нарушения ответчиком технологических норм выгрузки грузов из вагонов 28.12.2009. Тогда как задержка вагонов определена периодом с 28.12.2009 по 13.01.2010 (п. 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользовании временем окончания задержки вагонов).
Кроме того, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска без учета того обстоятельства, что сроки доставки определены 30.12.2009, 31.12.2009, 08.01.2010, 09.01.2010, 10.01.2010, 11.01.2010, то есть время простоя на промежуточной станции Филаретовка входило в период доставки груза и перевозчик должен был доказать невозможность подачи вагонов в установленные сроки доставки груза.
Данные обстоятельства не исследовались судами, хотя входили в предмет доказывания по делу.
В этой связи выводы судов о том, что спорные вагоны прибыли на станцию назначения Владивосток 14.01.2010 по вине ответчика, являются преждевременными.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании статьи 288 (ч. ч. 1, 3) АПК РФ, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции с учетом вопросов, поставленных в постановлении суда кассационной инстанции.
При этом суду необходимо обратить внимание на то, что по ряду накладных (N N АП 418870, АП 418858, АЛ 521156, АН 517696, АП 271535, АП 418869, АП 422885, АП 418865, АП 418874, АП 422883, АП 396862, ЭД 679726) перевозка грузов осуществлялась в рамках смешанного железнодорожно-водного сообщения.
В соответствии со статьей 289 (ч. 3) АПК РФ арбитражному суду следует разрешить вопрос распределения государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.04.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2011 по делу N А51-454/2011 Арбитражного суда Приморского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А.Тарасов |
Судьи |
Л.Б.Шарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.