г. Хабаровск
31 августа 2011 г. |
N Ф03-3726/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Т.Г.Брагиной
Судей: В.М.Голикова, И.А.Мильчиной
при участии
от заявителя: ООО "Транснефть-Сервис" - представитель не явился
от ответчика: Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю - Абросимов Д.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля, дов.N 286/01-23 от 24.01.2011, Коваленко Е.Г. - специалист-эксперт аналитического отдела, дов.N 286/01-23 от 24.01.2011
от третьего лица: ООО "ФемТранс" - Кузнецов Р.В. - генеральный директор
рассмотрел кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Сервис"
на решение от 10.03.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2011
по делу N А 51-17900/2010
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья: Н.В.Колтунова, в апелляционном суде судьи: Г.М.Грачев, Г.А.Симонова, З.Д.Бац
По заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Сервис"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю 3-е лицо - ООО "ФемТранс"
об оспаривании решения, предписания, постановления о привлечении к административной ответственности
Общество с ограниченной ответственностью "Транснефть-Сервис" (далее - ООО "Транснефть-Сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - антимонопольный орган, Управление) от 27.10.2010 о признании ООО "Транснефть-Сервис" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного штрафа в размере 310 437 руб., а также с заявлением о признании недействительными решения Управления от 17.08.2010 по делу N 17/06 - 2010 и предписания от 17.08.2010 по делу N 17/06-2010 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ООО "ФемТранс".
Определением от 07.12.2010 данные заявления объединены в одно производство.
Решением суда от 10.03.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, постановлением апелляционного суда, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявленные требования мотивированы тем, что судебными инстанциями не дана должная оценка доводам общества о неправильном определении Управлением продуктовых и географических границ товарного рынка, состава хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, о неправильном определении доли общества на товарном рынке и размере административного штрафа. Кроме того, общество ссылается на допущенные судом нарушения норм процессуального права, а именно статьи 82 АПК РФ, что повлекло, по его мнению, принятие незаконных судебных актов.
Судебное заседание проводилось с использованием систем видеоконференц-связи.
ООО "Транснефть-Сервис" надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимало.
В судебном заседании представители антимонопольного органа, ООО "ФемТранс" против доводов жалобы возражали, просили решение суда, постановление апелляционного суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене в части.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, ООО "ФемТранс" в период с декабря 2009 года по март 2010 года (письма N 07/10 от 17.12.2009, N 003/14 от 04.02.2010, N 017/04 от 10.03.2010) обращалось к ООО "Транснефть-Сервис", осуществляющему деятельность в сфере услуг в портах, включенному в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте в раздел III "Услуги портов и (или) транспортных терминалов" Приказом Федеральной службы по тарифам от 19.05.2010 N 177-г, с предложениями о заключении договоров на оказание услуг (буксиры, швартовщики, бонопостановка, вачманское обслуживание и прочие) в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в качестве судового агента.
Оставление запросов без ответа, а также аннулирование номинаций судового агента послужило основанием для обращения ООО "ФемТранс" в Находкинскую транспортную прокуратуру на действия общества с жалобой, которая была передана в Приморское УФАС России для рассмотрения.
По результатам рассмотрения жалобы 17.08.2010 антимонопольным органом принято решение, в котором действия (бездействие) ООО "Транснефть-Сервис" признаны недопустимыми, нарушающими ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
27.10.2010 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю в отношении ООО "Транснефть-Сервис" вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 32А/06-2010, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ, и наложен административный штраф в размере 310 437 руб.
Не согласившись с вынесенными решением, предписанием, постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении дела, суды исходили из конкретных обстоятельств, которым дана соответствующая правовая оценка и сделали вывод о доказанности факта нарушения антимонопольного законодательства и правомерности привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.31 КоАП РФ.
Приводимые в кассационной жалобе доводы относительно ошибочности выводов судебных инстанций о наличии признаков доминирования и злоупотреблении доминирующим положением подлежат отклонению, поскольку направлены на иную оценку доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, арбитражными судами не допущено.
Что же касается довода о неправильном определении размера административного штрафа, то суд кассационной инстанции полагает его обоснованным.
Для целей применения главы 14 КоАП РФ под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 НК РФ (примечание к статье 14.31 КоАП РФ).
В силу пункта 1 статьи 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретённых, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчётами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах (п.2 ст.249 НК РФ).
Показатели выручки от реализации отражаются в форме N 2 по ОКУД "Отчёт о прибылях и убытках", утверждённой приказом Минфина России от 22 июля 2003 N 67н.
В рассматриваемом случае антимонопольный орган, привлекая ООО "Транснефть-Сервис" к административной ответственности, предусмотренной частью 14.31 КоАП РФ, исходил из информации, содержащейся в справке N 289 от 26.08.2010, представленной обществом.
Учитывая, что размер штрафа зависит от суммы выручки правонарушителя на товарном рынке, на котором совершено правонарушение исчисление размера штрафа, исходя из сведений представленных правонарушителем без проверки этих сведений административным органом, противоречит как целям административного наказания, так и принципу законности юридической ответственности.
С учетом изложенного принятые по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы Приморского края от 27.10.2010 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 32А/06-2010 подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
решение от 10.03.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2011 по делу N А51-17900/2010 Арбитражного суда Приморского края отменить в части.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы Приморского края от 27.10.2010 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 32А/06-2010 признать незаконным и отменить.
В остальной части обжалуемые судебные акты по настоящему делу оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Г.Брагина |
Судьи |
В.М.Голиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.