г. Хабаровск
22 сентября 2011 г. |
N Ф03-4546/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Суминой Г.А.
Судей: Голикова В.М., Мильчиной И.А.
при участии
от индивидуального предпринимателя Бондаренко Ирины Александровны: представитель не явился;
от Благовещенской таможни: Илюшкина Т.И., представитель по доверенности от 31.12.2010 N 3; Петрова М.А., представитель по доверенности от 17.06.2011 N 38; Антипин Н.Н., представитель по доверенности от 12.09.2011 б/н; Ганченко Н.В., представитель по доверенности от 20.01.2011 N 29;
от третьего лица: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Благовещенской таможни
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2011
по делу N А04-841/2011 Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Котляревский В.И., в суде апелляционной инстанции судьи: Гричановская Е.В., Пескова Т.Д., Сапрыкина Е.И.
По заявлению индивидуального предпринимателя Бондаренко Ирины Александровны
к Благовещенской таможне
третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области
о признании незаконным решения и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи
Индивидуальный предприниматель Бондаренко Ирина Александровна (ОГРНИП 304280120500039) (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, с учетом его уточнения, о признании незаконным решения Благовещенской таможни (ОГРН 1022800520786, место нахождения: 675002, Амурская область, Благовещенский р-н, г. Благовещенск, ул. Пушкина, 46) (далее - таможня, таможенный орган) от 01.03.2011 N 20-12/01761 в части отказа в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин и обязании таможню возвратить излишне уплаченные (взысканные) таможенные платежи в сумме 342 050,89 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области (далее - инспекция).
Определением суда от 12.04.2011, в связи с оспариванием предпринимателем одного решения таможенного органа в 22-х заявлениях, данные дела объединены в одно производство с присвоением делу номера А04-841/2011.
В рамках объединенного дела предприниматель уточнила заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просила признать незаконным отказ таможенного органа от 01.03.2011 N 20-12/01761 в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин и обязать таможню возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 6 533 660,95 руб. за 2008 год по 219 грузовым таможенным декларациям.
Решением суда от 12.05.2011 заявленные требования удовлетворены частично. Оспариваемый отказ таможни признан незаконным как не соответствующий Таможенному кодексу Таможенного Союза (далее - ТК ТС), Федеральному закону от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) в части требования о необходимости приложения к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов документов, подтверждающих факт излишней уплаты либо излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, а также необходимости заверения документов, приложенных в виде ксерокопий, подписью руководителя или лица, им уполномоченного. В остальной части требование заявителя о признании незаконным отказа таможенного органа оставлено без удовлетворения.
Требование предпринимателя об обязании таможенного органа возвратить излишне взысканные таможенные платежи в сумме 6 533 660,95 руб. на основании пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ оставлено без рассмотрения в связи с тем, что заявителем не соблюден досудебный порядок урегулирования вопроса о возврате таможенных платежей, предусмотренный статьями 122, 147 Закона N 311-ФЗ.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2011 решение суда первой инстанции отменено. Заявленные требования удовлетворены в полном объеме со ссылкой на то, что корректировка заявленной предпринимателем таможенной стоимости ввезенного по спорным ГТД товара произведена таможенным органом незаконно, поэтому таможенные платежи, доначисленные и уплаченные в результате данной корректировки, являются излишне уплаченными и подлежат возврату. Суд пришел к выводу о том, что предпринимателем соблюдены все требования, предусмотренные частью 3 статьи 122 и частью 4 пункта 2 статьи 147 указанного выше Закона.
Законность постановления апелляционного суда проверяется по кассационной жалобе таможни, которая просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и оставить в силе решение суда первой инстанции. Из содержания кассационной жалобы следует, что заявитель жалобы не согласен с выводами апелляционного суда в части соблюдения предпринимателем порядка возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств ввиду отсутствия при обращении с соответствующим заявлением копии паспорта гражданина Российской Федерации, заверенной нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа. При этом таможня указывает на то, что данное обстоятельство послужило основанием для оставления указанного заявления без рассмотрения, самостоятельного решения об отказе предпринимателю в возврате излишне уплаченных таможенных платежей таможенным органом не принималось, следовательно, требования материального характера подлежат оставлению без рассмотрения. В судебном заседании представители таможни поддержали заявленные требования.
Предприниматель в отзыве на жалобу таможни возражает против доводов, изложенных в ней, и просит оставить ее без удовлетворения, а также рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Инспекция отзыв на кассационную жалобу не представила; извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, участие в судебном разбирательстве по делу не принимала.
Судебное заседание проведено в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение представителей таможни, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в течение 2008 года во исполнение условий внешнеторговых контрактов предприниматель ввозила на таможенную территорию Российской Федерации товар, таможенная стоимость которого определялась по первому методу таможенной оценки - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
По результатам анализа представленных документов и сведений в подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган принял решение о невозможности использования выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости, с которым последний согласился, откорректировав таможенную стоимость в сторону увеличения и уплатив таможенные платежи в полном объеме. Факт и размер уплаченных сумм таможенным органом не оспаривается.
Полагая, что таможня необоснованно не приняла таможенную стоимость по первоначально заявленной предпринимателем стоимости, последняя обратилась в таможенный орган с заявлением от 21.02.2011 о возврате излишне уплаченных денежных средств.
Решением от 01.03.2011 N 20-12/01761 таможенный орган оставил заявление предпринимателя без рассмотрения в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт их излишней уплаты либо излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов; приложенная копия паспорта не заверена нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа; другие документы, приложенные в виде ксерокопий, не заверены подписью руководителя или лица, им уполномоченного.
Расценив данное решение таможенного органа как отказ в возврате таможенных платежей, доначисленных в результате незаконной корректировки таможенной стоимости товаров, ввезенных по спорным ГТД, предприниматель обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Проверяя на соответствие закону решение таможенного органа, суд первой инстанции, исходил из того, что материалами дела подтверждается правомерность применения предпринимателем первого метода таможенной оценки при определении таможенной стоимости спорного товара и отсутствие в связи с этим у таможенного органа правовых оснований для ее корректировки. Кроме того, суд признал незаконным решение таможенного органа по требованию предоставления доказательств излишней уплаты таможенных пошлин и предоставления ксерокопий документов, заверенных руководителем предприятия или уполномоченным им лицом. Однако, установив несоблюдение предпринимателем досудебного порядка обращения с заявлением о возврате, выразившегося в непредставлении в таможенный орган копии паспорта, заверенной нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа, арбитражный суд пришел к выводу о законности оспоренного решения в данной части, в связи с чем частично отказал в удовлетворении заявленных требований, а также оставил требование об обязании вернуть излишне уплаченные таможенные платежи в спорной сумме без рассмотрения.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования предпринимателя в полном объеме, апелляционный суд руководствовался нижеследующим.
Согласно положениям частей 1-3 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4-7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
В соответствии с частью 6 статьи 122 Закона N 311-ФЗ физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, представляют, в том числе копию паспорта гражданина Российской Федерации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа (пункт 3).
Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4-7 статьи 122 настоящего Федерального закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений.
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи (часть 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
На основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств судом второй инстанции установлено, что таможенный орган располагал всей необходимой информацией при установлении личности заявителя: товар, ввозимый предпринимателем по спорным ГТД оформлен таможенным органом без замечаний по полноте сведений, необходимых таможенному органу для принятия таможенных деклараций, и выпущен в свободное обращение. Факт представления предпринимателем копии паспорта при декларировании товаров в 2008 году подтверждается сведениями о покупателе в спорных ГТД. Предприниматель является постоянным участником внешнеэкономической деятельности, о чем можно судить по количеству ГТД за 2008 год.
Указанные обстоятельства, как правильно указал апелляционный суд, свидетельствуют об отсутствии у таможенного органа правовых оснований для непринятия заявления предпринимателя без предоставленного документа к рассмотрению.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие).
Судом апелляционной инстанция установлено и материалами дела подтверждается, что декларантом представлен необходимый пакет документов, анализ и оценка которых позволили арбитражному суду сделать вывод о том, что они являлись достаточными для определения таможенной стоимости товара, задекларированного по спорным ГТД, по первому методу таможенной оценки - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В соответствии со статьей 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Пунктом 1 статьи 355 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) предусмотрено, что излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.
В силу пункта 2 названной статьи, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика. Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств (пункт 4 статьи 355 ТК РФ).
Спор о том, что предприниматель заявила о возврате денежных средств с пропуском установленного законодательством срока, либо сумма уплаченных платежей не соответствует действительности, между лицами, участвующими в деле, отсутствует. Данные основания не заявлялись таможенным органом в качестве отказа в возврате уплаченных платежей. Удовлетворяя в данной части заявленные предпринимателем требования, суд апелляционной инстанции учел имеющиеся в материалах дела платежные поручения и грузовые таможенные декларации, по которым заявлено требование материального характера, и установил, что требование заявлено правомерно и обоснованно.
Таким образом, выводы апелляционного суда об излишней уплате таможенных платежей и обязанности таможенного органа возвратить предпринимателю излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 6 533 660,95 руб., являются правильными.
Ссылка заявителя жалобы на то, что таможня не отказала в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по заявлению предпринимателя, а оставила это заявление без рассмотрения, несостоятельна, поскольку вместе с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей последняя представила пакет документов, необходимых для принятия решения об их возврате, в соответствии с Перечнем, утвержденным Приказом ГТК России от 25.05.2004 N 607.
Учитывая, что судом апелляционной инстанции правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений норм процессуального права, а доводы кассационной жалобы направлены на иную, чем у суда апелляционной инстанции, оценку доказательств по делу, у суда кассационной инстанции отсутствуют законные основания для отмены или изменения постановления апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2011 по делу N А04-841/2011 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья: |
Сумина Г.А. |
Судьи |
Голиков В.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.