г. Хабаровск
14 октября 2011 г. |
N Ф03-5107/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Суминой Г.А.
Судей: Голикова В.М., Мильчиной И.А.
при участии
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Амурзерно" - Тельтевский Д.С., представитель по доверенности от 19.04.2011 N 1/юр; Величко В.Н., представитель по доверенности от 10.10.2011 N 2/10-юр;
от Владивостокской таможни - Токмакова Е.С., представитель по доверенности от 19.04.2011 N 105;
от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "СЕМ Шиппинг" - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Амурзерно"
на решение от 14.03.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2011
по делу N А51-17403/2010 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Колтунова Н.В.; в суде апелляционной инстанции судьи: Алфёрова Н.В., Бац З.Д., Сидорович Е.Л.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амурзерно"
к Владивостокской таможне
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "СЕМ Шиппинг"
об оспаривании действий
Арбитражный суд Приморского края решением от 14.03.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2011, отказал обществу с ограниченной ответственностью "Амурзерно" (ОГРН 1052700216095, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 1, корпус А, офис 2; далее - общество, ООО "Амурзерно") в удовлетворении требования о признании незаконным отказа Владивостокской таможни (ОГРН 1052504398484, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посъетская, 21а; далее - таможня, таможенный орган) в совершении действий по оформлению фактического убытия судна "Прок" с грузом ячменя.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "СЕМ Шиппинг".
В кассационной жалобе ООО "Амурзерно", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, предлагает указанные судебные акты отменить.
Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что запрет, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2010 N 599 (далее - Постановление N 599), может распространяться лишь на сельхозпродукцию, вывозимую с таможенной территории Российской Федерации по декларациям, зарегистрированным таможенным органом с 15.08.2010.
По мнению заявителя жалобы, ячмень, вывозимый на судне "Прок", подлежал фактическому убытию, поскольку запрет на его вывоз введен после регистрации обществом таможенных деклараций. Кроме того, 12.08.2010, то есть до вступления в законную силу Постановления N 599, на поручениях на погрузку N AZ-022, N AZ-022/1 таможенным органом проставлены штампы "Погрузка разрешена".
Представители общества в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Владивостокская таможня в отзыве на жалобу и ее представитель в судебном заседании просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
ООО "СЕМ Шиппинг" отзыв на кассационную жалобу не представило; надлежащим образом извещенное о времени и месте
рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечило.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в период с 20.07.2010 по 29.07.2010 во исполнение внешнеторгового контракта от 14.07.2010 N AZ/MAR-8, ООО "Амурзерно" осуществило отгрузку ячменя железнодорожным транспортом в 45 вагонах во Владивостокский морской торговый порт.
В соответствии с грузовыми таможенными декларациями N 10702030/110810/0029816 и N 10702030/110810/0029830, поданными обществом 11.08.2010, таможня задекларировала товар - ячмень продовольственный (зерно нефуражное) необработанный, неошелушенный (код ТН ВЭД 1003 00 90 00). В тот же день таможенным органом был разрешен выпуск товара, разрешение на погрузку ячменя Владивостокская таможня выдала 12.08.2010.
Согласно поручениям на отгрузку товаров N AZ-022 и N AZ-022/1, 14.08.2010 на теплоход "Прок" принят к перевозке груз в количестве 2 831,64 тонн.
В ответ на уведомление судового агента на отход судна, направленного оперативному дежурному ОПК "ВМТП" 15.08.2010 в 9 час. 00 мин., таможня сообщила, что в связи с принятием Постановления N 599 действует временный запрет вывоза ячменя.
Указанные обстоятельства явились поводом для обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания недействительным ненормативного правового акта, признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных
органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно статье 152 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств -членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Согласно части 3 статьи 152 ТК ТС товары, запрещенные к вывозу с таможенной территории таможенного союза, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории таможенного союза, если иное не предусмотрено международными договорами государств - членов таможенного союза.
В соответствии со статьей 4 ТК ТС вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза - совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы.
Частью 4 статьи 96 ТК ТС предусмотрено, что товары таможенного союза находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории таможенного союза с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, и до пересечения таможенной границы.
Согласно части 1 статьи 163 ТК ТС для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза перевозчик обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории таможенного союза, а также документы и сведения, предусмотренные статьей 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров, если иное не установлено названным Кодексом. Независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза таможенному органу представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, в соответствии с пунктом 1 статьи 152 данного Кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2010 N 599 "О введении временного запрета вывоза некоторых видов сельскохозяйственных товаров с территории Российской Федерации", в соответствии со статьей 8 Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 09.06.2009, с 15.08.2010 по 31.12.2010 установлен временный запрет вывоза с территории Российской Федерации сельхозпродукции, в том числе ячменя.
Судами установлено, что решение о выпуске товара, заявленного в ГТД N 10702030/110810/0029816 и ГТД N 210702030/110810/0029830, принято таможенным органом 11.08.2010.
Согласно пункту 31 Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, утвержденного Приказом ГТК РФ от 12.09.2001 N 892 (далее - Положение), во взаимосвязи со статьей 162 ТК ТС таможенное оформление судна при отходе производится после завершения всех погрузочно-разгрузочных работ, подготовки судна к рейсу, посадки пассажиров и выполнения формальностей с портовыми
властями. Капитан судна (лицо, им уполномоченное) уведомляет в письменном виде таможенный орган (порта отхода судна) о намерении пересечь таможенную границу Российской Федерации не менее чем за 3 часа до предполагаемого отхода судна из порта (пункт 32 Положения).
Пункт 33 Положения предусматривает, что таможенное оформление судна считается начатым с момента представления сотруднику таможенного органа указанных документов. Обязанность по уведомлению таможенного органа об убытии судна возложена на перевозчика.
Письмом ФТС РФ от 13.08.2010 N 01-11/39551 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2010 N 599" разъяснено, что в целях обеспечения выполнения положений указанного Постановления после 00 часов 00 минут 15.08.2010 до 00 часов 00 минут 01.01.2011 таможенными органами не допускается фактический вывоз с использованием любого вида транспорта продукции с территории Российской Федерации (включая продукцию, выпущенную таможенными органами до 00 часов 00 минут 15.08.2010) и в указанный период не осуществляется выпуск продукции в соответствии с выбранной таможенной процедурой, содержанием которой является вывоз продукции.
Согласно материалам дела, судно "Прок" встало под погрузку в ночь с 14 на 15 августа 2010. Погрузка товара на судно была завершена 15.08.2010. Первое уведомление на отход судна было представлено таможенному органу 15.08.2010 в 9 часов 00 минут, то есть после вступления в законную силу Постановления N 599, запрещающего вывоз спорного товара с таможенной территории Российской Федерации.
В рассматриваемом случае регистрация таможенной декларации и принятие решения о выпуске товаров до вступления в силу Постановления N 599 не означает невозможность применения данного нормативного правового акта к спорным правоотношениям.
Довод общества относительно проставления таможенным органом на поручениях на погрузку штампа "Погрузка разрешена" со ссылкой на пункт 50 Положения является несостоятельным, поскольку приведен без учета пункта 31 Положения во взаимосвязи со статьёй 163 ТК ТС, которые предусматривают, что таможенное оформление отхода судна производится таможенным органом после завершения всех погрузочно-разгрузочных работ, подготовки судна к рейсу, посадки пассажиров и выполнения формальностей с портовыми властями, а также после предоставления в таможенный орган перевозчиком уведомления на убытие судна и документов, поименованных в 33 Положения.
Само оформление поручений на погрузку 12.08.2010 не означает совершение действий по погрузке товаров до вступления в силу Постановления N 599, так как погрузочные работы были завершены 15.08.2010, а первое уведомление об убытии судна было направлено таможне лишь 15.08.2010 в 9 часов 00 минут, то есть после вступления в силу Постановления N 599.
Также несостоятельной является ссылка заявителя жалобы на пункт 4 статьи 4 Таможенного кодекса Российской Федерации, предусматривающий введение запретов не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования иных правовых актов Российской Федерации, поскольку в самом Постановлении N 599 указан срок действия запрета.
При изложенных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку доводы, приведенные обществом в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм права, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1-4 статьи 288 АПК РФ, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
решение от 14.03.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2011 по делу N А51-17403/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: |
Г.А.Сумина |
Судьи |
В.М.Голиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.