г. Хабаровск
24 октября 2011 г. |
N Ф03-4986/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Барбатова А.Н.
Судей: Лесненко С.Ю., Шведова А.А.
при участии:
от ФБУ "Центр инженерно-технического обеспечения Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю": Якубчик Я.А., представитель по доверенности от 22.09.2011 N 25/50/11/1-1098;
от Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока: Юртаева Т.Б., представитель по доверенности от 29.12.2010 N 27/1-1-3504
от Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае: представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока
на решение от 22.04.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2011
по делу N А51-19467/2010 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Колтунова Н.В., в суде апелляционной инстанции судьи Симонова Г.А., Бац З.Д., Сидорович Е.Л.
По заявлению федерального бюджетного учреждения "Центр инженерно-технического обеспечения Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю"
о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока от 01.12.20110 N 25105 СП
Федеральное бюджетное учреждение "Центр инженерно-технического обеспечения Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" (ОГРН 1022502120068, место нахождения: 690105, Приморский край, г.Владивосток, ул.Арсенальная, 15, далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения от 01.12.2010 N 25105 СП Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ОГРН 1052503113728, место нахождения: 690106, Приморский край, г.Владивосток, Партизанский проспект, 20, далее - УГА г.Владивостока, Управление) о корректировке схем земельного участка и обязании Управления утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г.Владивосток, ул.Выселковая, 50.
Определением от 16.02.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ОГРН 1042504353210, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Пологая, 21).
В ходе судебного разбирательства суд первой инстанции произвел замену учреждения на правопреемника - федеральное казенное учреждение "Центр инженерно-технического обеспечения Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" (ОГРН 1022502120068, место нахождения: 690105, Приморский край, г.Владивосток, ул.Арсенальная, 15).
Решением суда от 22.04.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2011, заявление Учреждения удовлетворено. Отказ Управления утвердить и выдать схему расположения земельного участка по ул.Выселковая, 50 в г.Владивостоке, выраженный в письме от 01.12.2010 N 25105СП, признан незаконным как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации. Суд обязал Управление утвердить и выдать учреждению схему указанного земельного участка в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.
УГА г.Владивостока, не соглашаясь с решением от 22.04.2011, постановлением от 07.07.2011, в кассационной жалобе просит их отменить и отказать учреждению в удовлетворении его требований. В жалобе приведены доводы о нахождении испрашиваемого земельного участка в запретном районе военного объекта, несоответствии схемы его расположения топографической съемке и сформированных его границ действующему законодательству.
Отзывы на жалобу не поступили.
В заседании суда кассационной инстанции, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ, представитель Управления поддержал доводы, изложенные в жалобе заявителя, и дал по ним пояснения.
Представитель учреждения, возражая против удовлетворения жалобы, указал на отсутствие оснований для отмены судебных актов, исполненных Управлением.
Представитель третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседании суда участия не принимал.
Проверив законность решения от 22.04.2011, постановления от 07.07.2011, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов не имеется.
Как установлено судом первой инстанции и апелляционным судом, учреждение 05.11.2009 обратилось в Управление с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, расположенного по ул.Выселковая, 50 в г.Владивостоке, на кадастровом плане соответствующей территории с целью приобретения права собственности на указанный земельный участок, который занят объектами недвижимости учреждения.
Данное заявление с приложенными к нему документами, в том числе с кадастровым планом соответствующей территории, топографической съемкой земельного участка, 18.03.2010 Управление возвратило заявителю в связи с отсутствием в пакете документов свидетельств о праве собственности на недвижимое имущество.
После регистрации права оперативного управления на недвижимое имущество, расположенное по адресу: г.Владивосток, ул.Выселковая, 50, - административное здание, склад общей площадью 2083,6 кв.м. (лит.А), гараж общей площадью 571,4 кв.м. (лит.Б), нежилое помещение общей площадью 141,5 кв.м. (лит.Б1), склад общей площадью 847,7 кв.м. (лит.В), контрольно-пропускной пункт общей площадью 87,4 кв. м. (лит.Д), склад общей площадью 89,6 кв.м. (лит.Е), склад общей площадью 320,7 кв.м. (лит.Ж), 27.09.2010 учреждение вновь обратилось в Управление с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Переданное заявление со всеми приложенными к нему документами 01.12.2010 письмом N 25105 СП возвращено учреждению со ссылкой на то, что границы испрашиваемых земельных участков площадью 6662 кв.м., 4353 кв.м, 611 кв.м сформированы с нарушением действующего законодательства, поскольку находящийся в фактическом пользовании земельный участок разделен на три приложения по имеющимся на нем ограничениям - красным линиям трубопровода. Также в письме Управление сообщило о необходимости указания того, что весь земельный участок находится в запретном районе военного объекта.
Считая такое решение Управления не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявленными по настоящему делу требованиями.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконных решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении и оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (пункт 5 статья 36 ЗК РФ).
В силу пункта 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
На основании анализа указанной нормы права арбитражными судами сделан вывод о том, что Земельный кодекс РФ не устанавливает обязанности заинтересованного лица разрабатывать схему расположения земельного участка за счет собственных средств, в отличие от выполнения кадастровых работ.
Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является одним из этапов предоставления земельного участка, когда проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования, условий использования соответствующей территории, корректировка границ и площади в отношении испрашиваемого земельного участка.
Кроме того, судами учтено, что составление схемы разграничения испрашиваемого участка включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана и кадастровой карты информации о проектных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границ зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границ наложения на территорию смежных пользователей.
Исходя из целей данной процедуры предоставления земельного участка, в рамках которой осуществляются указанные мероприятия, обязанность выполнения которых законом возложена на Управление как на уполномоченный на утверждение и выдачу схем расположения земельного участка орган, арбитражными судами сделан правильный вывод о том, что указание Управлением в обоснование оспариваемого отказа на неверно сформированные границы земельного участка само по себе не могло являться препятствием для выдачи заявителю схемы расположения испрашиваемого им земельного участка, вопрос о возможности предоставления которого должен быть разрешен впоследствии.
По этому же основанию не препятствовало реализации права учреждения на формирование испрашиваемого земельного участка отсутствие указания о его нахождении в запретном районе военного объекта, поскольку такие сведения могли быть Управлением самостоятельно отражены в схеме расположения земельного участка при её утверждении.
Его ссылка на то, что этот земельный участок является единым и неделимым, судами обоснованно отклонена как не имеющая правового значения на стадии, предшествующей принятию уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка учреждению в собственность.
Установив отсутствие предусмотренных законом оснований для отказа в утверждении и выдаче учреждению схемы расположения земельного участка и нарушение таким отказом прав и законных интересов заявителя ввиду создания препятствий к оформлению его прав на земельный участок, необходимый для обслуживания находящихся в его оперативном управлении объектов недвижимости, суды обеих инстанций правомерно удовлетворили заявление учреждения и возложили на УГА г.Владивостока обязанность по утверждению и выдаче схемы испрашиваемого земельного участка.
Все обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, и в судебных актах им дана соответствующая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии судебных актов не допущено, поэтому решение от 22.04.2011, постановление от 07.07.2011 отмене, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.04.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2011 по делу N А51-19467/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н.Барбатов |
Судьи |
С.Ю.Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.