г. Хабаровск |
|
31 октября 2011 г. |
N Ф03-5212/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Гребенщикова С.И.
Судей: Камалиевой Г.А., Яшкиной Е.К.
при участии
от ДНТ "Акварель": представитель не явился
от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
на решение от 14.06.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011
по делу N А51-6407/2011 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Нестеренко Л.П., в апелляционном суде судьи Симонова Г.А., Бац З.Д., Грачёв Г. М.
По заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Акварель"
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
об оспаривании решения
Дачное некоммерческое товарищество "Акварель" (далее - дачное товарищество; место нахождения: бухта Лазурная, 27-4, г.Владивосток, Приморский край, 690108; ОГРН 1112539001079) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент; место нахождения: ул. Бородинская, 12, г.Владивосток, Приморский край, 690033; ОГРН 1072540005724) от 21.04.2011 N 29/06/0214/5818 об отказе в предоставлении заявителю земельного участка площадью 60 000 кв.м, расположенного в районе ул. Роберта Баха, 6 в г. Владивостоке, в аренду для ведения дачного хозяйства, незаконным и о возложении на Департамент обязанностей направить заявление дачного товарищества в орган местного самоуправления (Управление градостроительства и архитектуры г.Владивостока) для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, и издать распоряжение о предоставлении земельного участка ДНТ "Акварель" в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Требования дачного товарищества обоснованы тем, что испрашиваемый земельный участок находится на территории г.Владивостока и не относится к землям лесного фонда, поэтому у ответчика не имелось предусмотренных земельным законодательством оснований для отказа в предоставлении такого участка заявителю в аренду. При этом, по мнению заявителя, им соблюден порядок получения земельных участков, регламентированный статьей 34 Земельного кодекса РФ и Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Решением суда от 14.06.2011, оставленным постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 без изменения, заявленные требования удовлетворены частично: отказ Департамента от 21.04.2011 N 29/06/02-14/5818 в части отказа предоставления в аренду земельного участка площадью 60 000 кв.м, расположенного в районе ул. Роберта Баха, 6 в г. Владивостоке, для ведения дачного хозяйства, признан незаконным в связи с его несоответствием в названной части Земельному кодексу РФ и на Департамент возложена обязанность направить заявление ДНТ "Акварель" в орган местного самоуправления (Управление градостроительства и архитектуры г. Владивостока) для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в 2-недельный срок. В части понуждения Департамента издать распоряжение о предоставлении земельного участка ДНТ "Акварель" в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка в удовлетворении требований отказано.
Судебные акты мотивированы отсутствием достоверных доказательств, подтверждающих факт отнесения испрашиваемого земельного участка к территории лесного фонда, принимая во внимание наличие утвержденного Генерального плана Владивостокского городского округа, согласно сведениям которого спорный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (зона Ж-1) и является землями населенных пунктов, что не препятствует его предоставлению заявителю в испрашиваемых целях. При этом арбитражные суды не усмотрели оснований для издания распоряжения о предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка до проведения процедур по его формированию.
В кассационной жалобе Департамент выражает несогласие с решением и постановлением апелляционного суда, просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований дачного товарищества.
В обоснование жалобы Департамент приводит доводы о нарушении арбитражными судами норм градостроительного, земельного и лесного законодательства. Считает, что независимо от расположения спорного земельного участка в границах населенного пункта право федеральной собственности на него не прекратилось, порядок перевода земель из одной категории в другую не соблюден. Настаивает на отнесении спорного земельного участка к землям лесного фонда. Полагает, что при рассмотрении настоящего спора судами неправильно применены статья 81 Земельного кодекса РФ и нормы Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан", которыми установлен особый порядок предоставления земель для целей ведения гражданами дачного хозяйства исключительно из фонда перераспределения земель. Кроме того, указывает на превышение площади спорного участка предельных размеров земельных участков, предоставляемых для ведения дачного хозяйства в расчете на каждого члена товарищества.
Дачное товарищество в отзыве на кассационную жалобу опровергает изложенные в ней доводы относительно наличия установленных законом ограничений по распоряжению спорным участком.
Представители Департамента и дачного товарищества, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, в судебном заседании участия не принимали. От дачного товарищества поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 17 октября 2011 года объявлялся перерыв до 16 часов 10 минут 24 октября 2011 года.
Изучив материалы дела и проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа полагает необходимым их изменить в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, дачное некоммерческое товарищество "Акварель" создано 10.02.2011 и зарегистрировано в качестве юридического лица 24.02.2011.
23.03.2011 и 12.04.2011 дачное товарищество обращалось в Департамент по вопросу предоставления в аренду земельного участка ориентировочной площадью 60 000 кв.м, расположенного в г.Владивостоке в районе ул. Роберта Баха, 6, для целей, не связанных со строительством - ведения дачного хозяйства.
По результатам рассмотрения данных обращений Департамент направил заявителю письмо от 21.04.2011 N 29/06/20-14/5818, в котором сообщил о принятом решении об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, указав на отсутствие полномочий по распоряжению участками лесного фонда, к числу которых относится спорный участок (территория лесного фонда Владивостокского лесничества, квартал 75 Седанского участкового лесничества (защитные леса)). Также Департамент сослался на то, что спорный участок вошел в границы территории, в отношении которой им принято распоряжение от 16.11.2010 N2486 "О проведении работ по формированию земельных участков для организации аукционов по продаже права на заключение договоров аренды на земельные участки, расположенные во Владивостокском городском округе, для многоэтажного и малоэтажного жилищного строительства". Помимо этого, Департаментом указано, что для решения вопроса о предоставлении земельного участка непосредственно дачному товариществу необходимо предоставить утвержденные органом местного самоуправления списки членов товарищества и оригинал протокола общего собрания членов товарищества, отражающий коллективное решение о передаче земельного участка в аренду именно товариществу.
Дачное товарищество, полагая, что названное решение Департамента об отказе в предоставлении земельного участка противоречит земельному законодательству, нарушает его права и создает препятствия в осуществлении принадлежащего ему права на получение земельного участка в аренду для ведения дачного хозяйства, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 этого же Кодекса).
Исходя из положений статьи 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (абзац 4 подпункта 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ).
Согласно статье 8 Федерального закона N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В силу подпунктов 2, 3 пункта 1 статьи 11 указанного Федерального закона N 172-ФЗ перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта; размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Согласно пункту 1 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 351-ФЗ) (далее - Федеральный закон N191-ФЗ) до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Указанной статьей определен состав и порядок согласования документации, необходимой для включения земельных участков в границы населенных пунктов, порядок принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов или отказа в принятии такого решения.
По смыслу подпункта 3 пункта 19 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ одним из оснований для принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об отказе во включении земельного участка в границу населенного пункта является наличие мотивированного отказа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на распоряжение лесными участками (если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов и изменение вида разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда) в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта.
Арбитражными судами при рассмотрении спора принято во внимание решение Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119 "Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа", Правила землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010, а также постановление администрации Приморского края от 30.11.2009 N 323-па, которым была утверждена схема территориального планирования Приморского края, в которых отражены границы Владивостокского городского округа, границы земель лесного фонда, границы земель обороны и безопасности.
В данном случае Генеральный план Владивостокского городского округа и Правила землепользования и застройки Владивостокского городского округа, границы Владивостокского городского округа согласованы в установленном законом порядке, в том числе с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам испрашиваемый дачным товариществом участок площадью 60 000 кв.м, расположенный в границах кадастрового квартала 25:28:050058 полностью расположен на землях населенного пункта, с разрешенным использованием: для обслуживания жилого дома и для индивидуального жилищного строительства (зона Ж-1), что свидетельствует о его отнесении к землям населенных пунктов. Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Доказательств регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок, а также незаконности перевода спорного земельного участка в земли населенных пунктов в результате изменения границ населенного пункта в материалы дела не представлено.
Таким образом, учитывая вышеназванные нормы права и установленные фактические обстоятельства, арбитражные суды обеих инстанций на основе оценки представленных в материалы дела доказательств в их совокупности и взаимосвязи с позиции статьи 71 АПК РФ, в том числе письма Владивостокского филиала КГУ "Приморское лесничество" от 25.04.2011 N 471, правомерно сочли, что они достоверно не подтверждают факт нахождения спорного земельного участка на территории лесного фонда. Напротив, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок в связи с утверждением Генерального плана Владивостокского городского округа и изменением границ населенного пункта перестал относиться к землям лесного фонда.
При этом сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 Земельного кодекса РФ и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Принимая во внимание, что оспариваемый отказ Департамента в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка обусловлен именно фактом отнесения спорного участка к землям лесного фонда, арбитражные суды правомерно сделали вывод о незаконности такого отказа, поскольку в ходе судебного разбирательства данный факт не нашел своего подтверждения.
С учетом изложенного, доводы Департамента, касающиеся отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, судом кассационной инстанции отклоняются как противоречащие обстоятельствам дела и основанные на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Выводы арбитражных судов в части недоказанности факта отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда основаны на исследовании и анализе представленных в материалы дела доказательств с учетом установленных судом фактических обстоятельств дела. Основания для иных выводов относительно категории данного участка отсутствуют, принимая во внимание определенные статьей 286 АПК РФ полномочия кассационного суда, к числу которых переоценка доказательств не относится.
Несогласие Департамента с той оценкой, на основе которой суды пришли к выводу о том, что спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов, в данном случае не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
В то же время, арбитражные суды, сославшись на соблюдение дачным товариществом требований статьи 34 Земельного кодекса РФ, посчитали необходимым возложить на Департамент обязанность направить в орган местного самоуправления заявление дачного товарищества для утверждения схемы испрашиваемого им земельного участка на кадастровом плане территории.
Между тем, судами обеих инстанций в данном случае не учтены следующие обстоятельства.
Статьей 34 Земельного кодекса РФ установлены общие положения, регулирующие порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Однако, как усматривается из материалов дела, дачное товарищество обратилось в Департамент по вопросу предоставления земельного участка для целей ведения дачного хозяйства.
Нормы Земельного кодекса РФ во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ допускают использование для дачного хозяйства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставляются для этих целей в установленном законом порядке.
Так в пункте 1 статьи 80 Земельного кодекса РФ указано, что фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 80 Земельного кодекса РФ).
Далее, по смыслу пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ, земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном данным Кодексом и Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений нормы главы III Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ предполагают обязательное предварительное проведение зонирования территорий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
При этом выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулирован статьей 14 названного Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 той же статьи Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Таким образом, по смыслу приведенных выше норм права, выбор и предоставление земельного участка для целей ведения дачного хозяйства должны осуществляться из формируемого органом местного самоуправления фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, а не из земель населенного пункта.
Выводы арбитражных судов о том, что положения статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ допускают возможность предоставления дачному товариществу земельных участков не только из фонда перераспределения земель, но и из других категорий в общем порядке, в частности урегулированном статьей 34 Земельного кодекса РФ, признаются судом кассационной инстанции ошибочными.
Из материалов дела не усматривается, что дачным товариществом соблюдена процедура выбора земельных участков из фонда перераспределения земель, предусмотренная нормами Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ.
При таких обстоятельствах понуждение арбитражными судами Департамента устранить нарушения прав и законных интересов дачного товарищества путем направления в орган местного самоуправления документов в отношении испрашиваемого земельного участка для целей утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории следует признать необоснованным, а обжалуемые судебные акты в этой части надлежит изменить, отказав заявителю в удовлетворении данных требований. При этом заявитель не лишен права вновь обратиться в уполномоченный орган по вопросу предоставления ему земельного участка с соблюдением установленного законом порядка.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.06.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 по делу N А51-6407/2011 Арбитражного суда Приморского края в части обязания Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края направить заявление дачного некоммерческого товарищества "Акварель" в орган местного самоуправления (Управление градостроительства и архитектуры г.Владивостока) для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в 2-недельный срок, изменить.
В удовлетворении указанной части требований дачного некоммерческого товарищества "Акварель" отказать.
В остальной части решение от 14.06.2011 и постановление от 03.08.2011 по настоящему делу оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Гребенщиков |
Судьи |
Г.А. Камалиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.