г. Хабаровск |
|
18 ноября 2011 г. |
N Ф03-5642/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: С.Е.Лобаря
Судей: И.А.Тарасова, Л.Б.Шариповой
при участии:
от истца: Сбоев В.П. - юрисконсульт по доверенности от 02.11.2010 б/н;
от ответчиков: Министерства финансов Хабаровского края - Белоножко Т.Г., зам.начальника юр.службы по доверенности от 22.06.2011 N 19-06/1191; Ермолина А.В. - гл.специалист по доверенности от 06.05.2011; Министерства финансов РФ - Егорова О.В., гл.специалист-эксперт по доверенности от 22.11.2010 б/н; Федоров А.В., зам.начальника юр.отдела по доверенности от 10.06.2010 б/н; Министерства социальной защиты населения Хабаровского края - Таран Л.П., зам.начальника по доверенности от 17.05.2011 N 6498-3.1;
от третьего лица: Зайцев М.В. - консультант по доверенности от 21.12.2010 N 04-02/2958; Фадеева Е.А. - зам.начальника по доверенности от 21.12.2010 N 04-02/2956;
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы
Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Хабаровского края
на решение от 03.06.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2011
по делу N А73-5188/2009
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья А.В.Бутковский; в суде апелляционной инстанции - судьи В.Г.Дроздова, В.Ф.Карасев, М.О.Волкова
По иску Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска
"Трамвайно-троллейбусное управление"
к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству социальной защиты населения Хабаровского края
3-е лицо: Финансовый департамент администрации г.Хабаровска
о взыскании 44 002 326 руб. 34 коп.
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" (далее - истец, МУП г. Хабаровска "ТТУ", предприятие, ОГРН 1022701198013; место нахождения: 680023, г. Хабаровск, ул.Краснореченская, 96) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края (далее - Минфин Хабаровского края, ОГРН 1032700295550; место нахождения: 680002, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 72) о взыскании 44 002 326 руб. 34 коп. убытков, связанных с перевозкой в 2008 году граждан по единому социальному проездному билету.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство социальной защиты населения Хабаровского края (далее - Минсоцзащиты Хабаровского края), Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ, ОГРН 1037739085636; место нахождения: 109097, г.Москва, ул. Ильинка, 9, строение 1).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечен Финансовый департамент администрации города Хабаровска (далее - третье лицо).
До принятия судом решения истец уточнил исковое требование в порядке, установленном статьей 49 АПК РФ, просил взыскать с Минфина Хабаровского края за счет средств краевой казны 1 135 967 руб. 49 коп., с Минфина РФ за счет средств федеральной казны - 33 929 049 руб. 37 коп.
В отношении Минсоцзащиты Хабаровского края истец отказался от иска, отказ от иска принят судом первой инстанции, в связи с чем определением от 21.12.2009 производство по делу в части требований к Минсоцзащиты Хабаровского края судом прекращено.
Решением от 21.12.2009, оставленным без изменения постановлениями Шестого арбитражного апелляционного суда и Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2011 данные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Решением от 03.06.2011 суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в уточненном объеме.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2011 решение от 03.06.2011 изменено. С Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края за счет казны Хабаровского края в пользу истца взыскано 1 135 967,49 руб. убытков. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 33 929 049,37 руб. убытков.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Минфин РФ и Минфин Хабаровского края обратились в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационными жалобами, в которых просят их отменить и в иске истцу отказать.
В обоснование своей жалобы Минфин РФ приводит доводы о том, что порядок проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету для отдельных категорий граждан и возмещение убытков транспортных организаций предусмотрены постановлением губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края", которое не признано недействительным и подлежит применению к спорным правоотношениям. Указывает, что истцу в соответствии с данным постановлением расходы в связи с перевозкой отдельных категорий граждан по ЕСПБ возмещены в полном объеме. Считает, что расчет расходов, представленный истцом, не позволяет определить реальный размер убытков, поскольку не содержит сведений о точном фактическом количестве перевезенных пассажиров льготных категорий, а также не подтверждается первичными документами бухгалтерской и финансовой отчетности.
Минфин Хабаровского края считает обжалуемые судебные акты незаконными и необоснованными, поскольку при их принятии суды сделали выводы несоответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, не применили нормы права, подлежащие применению, нарушили нормы процессуального права (ч. 1 ст. 21, ст. 47, ч. 2 ст. 69, ст. 170 АПК РФ).
В отзыве на кассационные жалобы МУП г.Хабаровска "ТТУ" выразило несогласие с изложенными в них доводами. Считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а кассационные жалобы - не подлежащими удовлетворению.
Поскольку постановлением апелляционного суда решение суда первой инстанции изменено, суд кассационной инстанции проверяет законность постановления.
Проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, заслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Как установлено судом, согласно Уставу предприятия, МУП г. Хабаровска "ТТУ" является коммерческой организацией, осуществляющей перевозки пассажиров трамваями, троллейбусами в городском сообщении на платной основе.
Предприятие в период с 01.01.2008 по 31.12.2008 во исполнение постановления губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края" (далее - постановление губернатора от 17.05.2005 N 122) и на основании заключенного с администрацией г. Хабаровска соглашения от 15.01.2008 N 1.1-22/14 об организации перевозки в городском транспорте общего пользования отдельных категорий граждан по единому социальному проездному билету в 2008 году, осуществляло перевозку граждан по единому социальному проездному билету.
Полагая, что из федерального и краевого бюджетов предприятию не в полном размере были возмещены расходы на предоставление указанной льготы, МУП г.Хабаровска обратилось с иском в арбитражный суд.
Пунктом 5 статьи 790 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, Закон) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем названный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Во исполнение Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ постановлением губернатора от 17.05.2005 N 122 с 01.07.2005 на территории Хабаровского края установлены порядок проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету для отдельных категорий граждан и стоимость такого билета. Предписано Министерству финансов Хабаровского края перечислять ежемесячно денежные средства на лицевой счет Минсоцзащиты Хабаровского края, а данному органу - обеспечить ежемесячное возмещение транспортным предприятиям разницы между установленными расходами, связанными с перевозкой льготных категорий граждан, и суммой, полученной от реализации социальных проездных билетов, в пределах средств, предусмотренных на эти цели (пункты 7, 7.3, 9, 9.4 названного постановления).
При этом в постановлении губернатора от 17.05.2011 N 122 не представлен порядок расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций на обеспечение равной доступности услуг для отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края и стоимостью единого социального проездного билета.
В соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Судом установлено, что городскому округу "Город Хабаровск" на компенсацию рассматриваемых убытков (неполученных доходов) было перечислено из федерального бюджета 21 571 510,90 руб., из краевого бюджета 209 555 644,10 руб., получены средства от реализации ЕСПБ через отделения ФГУП "Почта России" 84 769 500 руб. (за вычетом 4 200 965,20 коп. на оплату услуг ФГУП "Почта России" по реализации ЕСПБ по договору от 21.08.2008).
Данные средства распределены между предприятиями муниципального пассажирского транспорта в соответствии с приказом Управления транспорта администрации города Хабаровска согласно проценту от невозмещенных затрат данных предприятий по перевозке граждан по ЕСПБ, что подтверждено ежемесячными распределениями поступающих бюджетных средств между муниципальными предприятиями пассажирского транспорта, платежные документы, отчеты ФГУП "Почта России" о количестве реализованных ЕСПБ.
Как следует из материалов дела, постановлением губернатора Хабаровского края от 25.05.2007 N 78 стоимость ЕСПБ установлена с 01.01.2008 по 31.07.2008 - 250 руб., постановлением губернатора Хабаровского края от 04.08.2008 N 106 стоимость такого билета установлена с 01.08.2008 по 31.12.2008 - 430 руб.
Согласно установленным для предприятия тарифам на перевозку компенсация ему расходов, исходя из цены названных выше льготных билетов, не приводит к полному возмещению понесенных МУП г.Хабаровска "ТТУ" расходов.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23 июня 2009 года N 2992/09, предъявляемые транспортными предприятиями расходы в связи с перевозкой отдельных категорий граждан, в соответствии со статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальными ущербом и должны быть подтверждены документально.
На законодательном уровне отсутствует методика расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготных категорий граждан.
Ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера неполученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества и руководствуясь правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Постановление от 23 июня 2009 года N 2992/09) о возможности использования расчетного метода исходя из конкретных обстоятельств дела, суд должен проверять расчет расходов, понесенных предприятием вследствие предоставления льгот отдельной категории потребителей. При этом расходы транспортной организации определяются исходя из числа выданных единых социальных проездных билетов, тарифа на перевозку, количества поездок по таким билетам и по результатам проведенных натурных обследований.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2011 N 9621/10.
Судом установлено, что определяя сумму средств, необходимых на перевозку 15 002 603 пассажиров, перевезенных по ЕСПБ за 2008 год, истец перемножает количество граждан на количество поездок в месяц (40 поездок) и на действовавший тариф, получает сумму своих затрат (пропорционально распределению расходов между истцом и автотранспортным предприятием) 52 573 317 руб. на проезд пассажиров, пользующихся льготой по федеральному регистру, 113 623 965 руб. на проезд пассажиров, пользующихся льготой по региональному (краевому) регистру.
Вычитая из данных сумм средства, полученные непосредственно из соответствующих бюджетов, и средства, полученные от реализации ЕСПБ льготникам соответствующих регистров через ФГУП "Почта России" с учетом количества ЕСПБ, реализованных бесплатно, а также, учитывая распределение средств, поступивших от реализации ЕСПБ льготникам федерального регистра и льготникам краевого регистра, истец определил сумму убытков в виде неполученных в связи с перевозкой льготников федерального и краевого регистров доходов, не компенсированных соответствующим публично-правовым образованием.
При этом суд установил, что в расчете убытков истцом использованы данные:
- о количестве реализованных проездных билетов, в том числе по федеральному регистру 279407 ЕСПБ за 2008 году, по краевому регистру 611455 ЕСПБ, эти данные подтверждены Управлением социальной защиты населения администрации г. Хабаровска (т. 1 л.д. 52-54);
- о стоимости проезда на общественном транспорте в спорный период, утвержденные постановлением мэра г. Хабаровска от 17.02.2006 N 214 в редакции постановления от 21.02.2006 N 219 (с 01.01.2008 по 14.03.2008 - 10 руб.), постановлением мэра г. Хабаровска от 08.04.2008 N 894 (с 15.03.2008 по 31.12.2008 - 12 руб.);
- данные о доходах от перевозки платных пассажиров, количестве перевезенных платных пассажиров и количестве пассажиров, перевезенных по ЕСПБ бесплатно 15 002 603 (отчеты, расчеты истца, акты сверки, утвержденные управлением транспорта администрации г.Хабаровска, управлением социальной защиты населения администрации г.Хабаровска, сведений статистической информации (т. 1 л.д. 15-51, 63-64);
- результаты натурных обследований, проведенных на основании постановления мэра г. Хабаровска от 11.10.2007 N 1592, утвержденные распоряжением мэра г. Хабаровска от 19.03.2008 N 735-р: определены процентные соотношения фактически перевезенных льготных пассажиров к платным пассажирам как 92,9% в будние дни и 89,8% в выходные дни на трамвае, 115,6% в будние дни и 109,6% в выходные дни на троллейбусе (с учетом понижающего 1,5% (учет погрешности натурных обследований);
- соглашение от 16.06.2008, заключенное между МУП г. Хабаровска и МУП "ХПАТП N 1" (т. 2 л.д. 68), которым определено соотношение поездок пассажиров по ЕСПБ на трамвае-троллейбусе (40,5%) и автобусе (59,5%);
- информация о перечислении денежных средств управлением социальной защиты населения истцу на возмещение расходов на проезд граждан по ЕСПБ (т. 1 л.д. 65-92) в том числе:
- 33 828 427,52 руб. средств от реализации ЕСПБ гражданам, имеющим право на бесплатный проезд в соответствии с федеральным и краевым законодательством, от Управления ФПС Хабаровского края - филиала ФГУП "Почта России", в том числе 9 587 605,50 руб. от льготников федерального регистра и 24 763 927,50 руб. от льготников краевого регистра (рассчитаны по данным о количестве соответствующих реализованных ЕСПБ, перемноженном на 100 руб. на распределение 40,5%);
- средств краевого бюджета на сумму 87 724 070,01 руб. на компенсацию разницы между расходами на обеспечение перевозки граждан-льготников и средствами, поступающими от реализации ЕСПБ соответствующим категориям граждан;
- средств федерального бюджета на сумму 9 056 662,13 руб. в виде субвенций на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан.
Проверив данный расчет, суд признал его обоснованным и арифметически правильным.
Доводы заявителей кассационных жалоб о том, что наличие у предприятия реального ущерба не подтверждено, размер расходов, представленный истцом, не позволяет определить реальный размер убытков, подлежат отклонению.
Данные, примененные истцом при расчетах, заявители документально не опровергли и не указали иную методику, позволяющую определить размер убытков истца в связи предоставлением льгот по проезду, наличие которого подтверждено материалами дела и установлено судами.
При таких обстоятельствах выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, оцененных судом в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Поскольку, как следует из представленных в материалах дела документов, денежные средства на реализацию льгот по перевозке пассажиров, включенных в краевой и федеральный регистры в 2008 году из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации - Хабаровский край в достаточном объеме не направлялись и не финансировались в полном объеме из бюджета Хабаровского края, поэтому судом апелляционной инстанции, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации о разграничении предметов ведения (ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005), а также указаний Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенных в постановлении от 25.01.2011, сделан правомерный вывод о взыскании предъявленных истцом сумм с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края.
Взыскание МУП г. Хабаровска "ТТУ" заявленных расходов за счет казны Российской Федерации и казны Хабаровского края соответствует и разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, согласно которому ответчиком по делам о возмещении убытков, связанных с предоставлением хозяйствующими субъектами льготных услуг, выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В связи с чем довод Минфина Хабаровского края о том, что надлежащим ответчиком по требованиям, заявленным в отношении льготников, учтенных в краевом регистре, является Минсоцзащиты Хабаровского края, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции как противоречащий указанной норме права.
Также обоснованно не принят во внимание апелляционным судом довод Минфина Хабаровского края о необоснованном отклонении судом первой инстанции его заявления об отводе судьи, поскольку доказательства, являющиеся основанием для отвода в силу пункта 6 части 1 статьи 21 АПК РФ, истцом не представлены.
Нарушений норм процессуального права, на которые ссылается Минфин Хабаровского края, влекущих отмену судебного акта по безусловным основаниям, апелляционным судом не допущено.
Иные доводы заявителей кассационных жалоб подлежат отклонению, как направленные на переоценку обстоятельств, установленных судом, что в силу части 2 статьи 287 АПК РФ недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах основания для отмены постановления от 08.08.2011 и удовлетворения кассационных жалоб Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Хабаровского края отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2011 по делу N А73-5188/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Е. Лобарь |
Судьи |
И.А. Тарасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.