г. Хабаровск |
|
21 ноября 2011 г. |
N Ф03-5803/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Кургузовой Л.К. Судей: Котиковой Г.В., Филимоновой Е.П.
при участии:
от Управления финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района - Мудрик Д.С., представитель по доверенности от 07.11.2011 N б/н; Пугач Т.В., представитель по доверенности от 01.08.2011 N б/н;
от отделения по г.Елизово и Елизовскому району Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю - Тихонов А.М., представитель по доверенности от 14.06.2011 N 38-14/3642;
от третьего лица: открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" - представитель не явился;
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района
на решение от 11.07.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2011
по делу N А24-1701/2011 Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Жалудь И.Ю., в суде апелляционной инстанции судьи: Солохина Т.а., Симонова Г.А., Пяткова А.В.
По заявлению Управления финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района
к отделению по г.Елизово и Елизовскому району Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю
третье лицо: открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
о признании незаконными действий
Управление финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района (далее - управление финансов; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконными действия отделения по городу Елизово и Елизовскому району Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее - управление казначейства), выразившиеся в принятии к исполнению исполнительного листа серии АС N 001328479 от 10.02.2006 по делу N А24-3389/05-16, а также в направлении уведомления от 25.03.2011 N 3834-03/304, как противоречащие статье 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - ОАО "Камчатскэнерго").
Решением суда от 11.07.2011, оставленным без изменения, постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление финансов, не согласившись с указанными судебными актами, подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить, как принятые с неправильным применением норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, в частности статьи 242.2 БК РФ. Заявитель жалобы полагает, что исполнительный лист о взыскании денежных средств за счет казны муниципального образования подлежал направлению в финансовое управление указанного муниципального образования в соответствии с частью 4 этой же статьи. Заявитель ссылается также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, не полное их выяснение, учитывая, что управление финансов не является главным распорядителем средств бюджета Елизовского муниципального образования. Представители заявителя жалобы его доводы поддержали в полном объеме.
Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю в отзыве и его представитель в судебном заседании против отмены принятых по делу судебных актов возражают, находя их законными и обоснованными.
ОАО "Камчатскэнерго" представило отзыв, в котором также просит оставить судебные акты по делу без изменения. Общество извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, его представители в судебное заседание не явились.
Рассмотрение кассационной жалобы по ходатайству управления финансов осуществлялось в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Камчатского края.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Из материалов дела суды установили, что решением Арбитражного суда Камчатской области от 08.12.2005 по делу N А24-3389/05-16 с Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Елизовского районного муниципального образования в пользу государственного унитарного предприятия "Камчатсккоммунэнерго" взыскано 96 971 407,74 руб. Постановлением апелляционной инстанции этого же арбитражного суда от 10.02.2006 резолютивная часть решения дополнена словами: "При отсутствии или недостаточности средств у Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Елизовского районного муниципального образования взыскать сумму долга в размере 96 971 407,74 руб. с субсидиарного должника - Елизовского районного муниципального образования в лице Финансового управления администрации Елизовского районного муниципального образования за счет средств казны", выдан исполнительный лист.
Из материалов дела также следует, что определением этого же суда от 15.04.2008 в порядке процессуального правопреемства произведена замена взыскателя по исполнительному листу N А24-3389/05-16 от 10.02.2006 государственного унитарного предприятия "Камчатсккоммунэнерго" на ОАО "Камчатскэнерго". Определением Арбитражного суда Камчатского края от 09.12.2010 по этому же делу взамен утраченного выдан дубликат исполнительного листа от 10.02.2006, который направлен взыскателем для исполнения в отделение по городу Елизово и Елизовскому району управления Федерального казначейства по Камчатскому краю. Последнее, как установили суды, уведомило управление финансов о поступлении исполнительного документа от 10.02.2006 N А24-3389/05-16, предложив поименованные в уведомлении от 25.03.2011 N 3834-03/304 документы, направить в адрес казначейства.
Указанные действия управление финансов оспорило в арбитражный суд.
Суды, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 02.20.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", статей 158, 166.1, 239, пункта 1 статьи 242.1, пункта 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, при этом исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с названным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 2 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения в порядке субсидиарной ответственности, следует исходить из того, что надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам такого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы. При удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда указывается о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.
В силу положений статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Как установили суды из содержания главы 1 раздела 1 Положения "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Елизовском муниципальном районе", утвержденного Постановлением Елизовской районной Думы от 23.03.2006 N 970, главным распорядителем бюджетных средств местного бюджета является орган местного самоуправления Елизовского муниципального района Камчатской области, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета, что статьей 29 этого же Положения, а также пунктом 3.1 Положения об управлении финансов и имущественных отношений Администрации Елизовского муниципального района, как указали суды, отнесено к полномочиям и задачам заявителя.
Проверяя доводы заявителя, суды установили и не опровергнуто управлением финансов, что последнему в отделении казначейства открыты лицевые счета как получателю средств местного бюджета (казны муниципального образования).
Суды, отклоняя доводы управления финансов, исходили и из того, что последнее частично исполнило исполнительный документ, перечислив ОАО "Камчатскэнерго" платежными поручениями от 25.04.2011 N 17912 и от 24.06.2011 N 30674 денежные средства, соответственно, в сумме 5 360,34 руб. и 69 068 650,47 руб.
Ссылки заявителя на необходимость исполнения им судебного акта за счет сметных средств управления финансов несостоятельны, поскольку такой вывод не следует из принятых по делу N А24-3389/05-16 решения суда первой и апелляционной инстанций и выданного на их основании исполнительного листа, а также не подтверждается материалами настоящего дела.
Заявитель жалобы отмечает также то, что в изготовленном полном тексте постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2011, в его мотивировочной части, указан Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, который не принимал судебный акт по настоящему делу. Суд кассационной инстанции, рассмотрев довод управления финансов, приходит к выводу о том, что в данном случае имеет место опечатка, подлежащая устранению судом апелляционной инстанции в порядке статьи 179 АПК РФ.
Таким образом, суды установили все юридически значимые обстоятельства дела и применили нормы материального права соответственно указанным фактическим обстоятельствам, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену принятых судебных актов, не допустили, в этой связи суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
решение от 11.07.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2011 по делу N А24-1701/2011 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Кургузова Л.К. |
Судьи |
Котикова Г.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.