г. Хабаровск |
|
07 декабря 2011 г. |
А59-418/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Г.А.Суминой
Судей: В.М.Голикова, И.С.Панченко
при участии
от заявителя: компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд." - Гончаров А.С., представитель по доверенности от 21.04.2011 б/н; Решетников А.В., представитель по доверенности от 19.04.2011 б/н;
от Сахалинской таможни - Зенкова Е.В., представитель по доверенности от 30.12.2010 N 0516/15994;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Сахалинской таможни
на решение от 14.06.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2011
по делу N А59-418/2011
Арбитражного суда Сахалинской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.С.Орифова, в суде апелляционной инстанции судьи: А.В.Пяткова, З.Д.Бац, Т.А.Солохина
по заявлению компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд."
к Сахалинской таможне
о признании незаконным решения таможенного органа
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 30.11.2011.
Компания "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд." (в лице филиала: ИНН 9909005806, г. Южно-Сахалинск, ул. Дзержинского, 35; далее - компания) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учетом уточнений, о признании незаконным решения Сахалинской таможни (ОГРН 1026500535951, г. Южно-Сахалинск, ул. Пограничная, 56; далее - таможенный орган, таможня) об отказе в возврате таможенных сборов, излишне уплаченных за таможенное оформление товаров, выразившегося в письме от 11.11.2010 N 16-09/13576.
Решением суда от 14.06.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2011, заявленные требования удовлетворены со ссылкой на то, что компания не является плательщиком таможенных сборов за таможенное оформление товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации для целей ведения работ в рамках Соглашения о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции (далее - СРП "Сахалин-2", Соглашение).
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, в удовлетворении заявленных требований компании отказать.
В судебном заседании представитель таможенного органа доводы кассационной жалобы поддержала в полном объеме.
Компания в отзыве на кассационную жалобу и ее представители в судебном заседании доводы жалобы отклонили, указывая на их несостоятельность, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителей участвующих в деле лиц, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 11.10.2010 компания "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд." - инвестор по СРП "Сахалин-2" обратилась в таможню с заявлением N 2010-OUT-Y-04-00499 о возврате из бюджета 4 614 500 руб. - сумма сбора за таможенное оформление товаров, уплаченная компанией за 4 квартал 2007 года.
В ответ на данное обращение таможенный орган письмом от 15.10.2010 N 16-09/12583 возвратил заявление компании без рассмотрения, указав на непредставление необходимых для рассмотрения заявления документов.
Повторно обратившись в таможенный орган письмом от 10.11.2010 N 2010-OUT-Y-04-00562 компания сообщила о том, что исстребуемые таможней документы не имеют отношения к сборам за таможенное оформление.
Рассмотрев заявление компании по существу, Сахалинская таможня письмом от 11.11.2010 N 16-09/13576 отказала в возврате сборов за таможенное оформление товаров, указав на отсутствие оснований для их возврата.
Не согласившись с позицией таможенного органа, компания обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции, удовлетворяя требования компании со ссылкой на статью 18, пункт 15 статьи 346.35 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1, 3, 7, 11, 318, 355, 357.6, 357.8, 355 Таможенного кодекса Российской Федерации, расценили названное письмо таможенного органа как незаконный отказ.
Разрешая вопрос о том, какие правовые нормы подлежат применению к спорным правоотношениям, судебные инстанции правомерно исходили из того, что поскольку Соглашение о разделе продукции от 22.06.1994 между Российской Федерацией, Сахалинской областью и компанией "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд." было заключено до принятия Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" применению подлежат выработанные участниками СРП "Сахалин-2" положения о льготном налоговом и таможенном режимах, закреплённые в основном тексте Соглашения и Дополнениях 1, 2 Приложения Е.
Статьей 18 этого соглашения "Налоги и обязательные платежи" предусмотрено, что за исключением случаев, специально оговоренных в соглашении, права, обязанности и обязательства в отношении уплаты налогов и обязательных платежей, установленных для Сахалинского проекта, определяются в дополнении 1 "Налоги и обязательные платежи" Приложения Е к соглашению "Сахалин-2".
В соответствии с пунктом 2 (а) данного дополнения совокупная ставка всех федеральных, региональных и местных налогов на прибыль Компании, ее подрядчиков и субподрядчиков, исчисленных в соответствии с настоящим дополнением, не должна превышать 32%.
Пунктом 2 (b) предусмотрено, что для целей исчисления подлежащим уплате сумм налога на прибыль вычету в полном объеме подлежат все расходы, возникающие в связи с Сахалинским проектом, включая, без ограничения все затраты, относимые к возмещаемым в соответствии с пунктом 14 Соглашения, все расходы и выплаты в связи с оформлением финансовых документов, все суммы процентов, уплаченных банку или иному лицу, исчисленных по ставке, не превышающей лондонской межбанковской ставки (ЛИБОР), плюс премия за риски, предусмотренная в финансовых документах, все фактически выплаченные суммы заработной платы и другого вознаграждения за личные услуги, суммы бонуса в начальную дату и бонусов при начале освоения. Если в налоговом году вычеты превышают выручку, такой чистый убыток без каких-либо ограничений будет рассматриваться в качестве вычета при определении налогооблагаемой прибыли в течение 15 лет с года получения этого чистого убытка.
В соответствии с пунктом 3а данного дополнения компания, родственные ей организации, их подрядчики и субподрядчики (за исключением налога на прибыль) не являются плательщиками каких-либо налогов, в том числе налога на добавленную стоимость, которым облагаются товары, услуги, предоставляемые нерезидентами Российской Федерации, налогов на превышение установленного норматива фонда заработной платы, таможенных пошлин и сборов, отчислений в дорожные фонды, налогов на имущество, другие ценности и средства, а также любых других сборов и платежей, установленных в настоящее время или устанавливаемых в дальнейшем в отношении прибыли или выручки, получаемых в связи с Сахалинским проектом, относящейся к нему деятельности, а также имущества, которое приобретается в собственность в связи с проектом или арендуется у иностранных организаций в связи с
ним. Любые суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные Компанией, родственными ей организациями, их иностранными подрядчиками или субподрядчиками сверх выставленных ими к уплате сумм налога на добавленную стоимость, подлежат возврату этому плательщику в течение 5 дней с подачи им своей декларации, отражающей такие платежи.
Из приведённых выше положений следует, что Соглашением предусмотрены случаи освобождения инвестора от взимания налогов, сборов, акцизов и иных обязательных платежей, а также особенности уплаты налогов и иных платежей с последующей их компенсацией инвестору.
Установленный Соглашением особый режим налогообложения характеризует налоговый статус инвестора. В то время как таможенные формальности, права инвестора на экспорт и импорт закреплены в пункте 28 Основного текста Соглашения и в Приложении Е (Дополнение 2).
Согласно пункту 1(а) Приложения Е (Дополнение 2) к компании и родственным ей организациям в течение всего срока осуществления Сахалинского проекта не применяются какие-либо законодательные и иные нормативные акты, устанавливающие таможенные пошлины, налоги, лицензионные или иные платежи в связи с экспортом углеводородов.
Пунктом 1 (b) Приложения Е (Дополнение 2) предусмотрено, что компании и родственным ей организациям и их соответствующим подрядчикам и субподрядчикам разрешается ввоз оборудования, материалов, технологий и импорт услуг для целей ведения работ по Соглашению без уплаты каких-либо таможенных пошлин, налогов, лицензионных и иных платежей.
Пунктом 1(d) Приложения Е (Дополнение 2) предусмотрено, что любые предметы, ввезенные в Российскую Федерацию в порядке, предусмотренном в настоящем пункте 1, могут быть вывезены ввозящей их стороной в любое время без уплаты каких-либо экспортных пошлин, налогов и сборов.
Из содержания пунктов 1(а), 1(b), 1(d) Приложения Е Дополнения 2 следует, что Соглашение о разделе продукции не содержит положения, освобождающие инвестора от уплаты сбора за таможенное оформление товаров и не регламентирует каким-либо образом порядок его возврата. Не предусматривало такого порядка и действующее в период заключения Соглашения законодательство.
Согласно материалам дела и отзыву на кассационную жалобу компания уплачивала сбор за таможенное оформление товаров и включала уплаченные суммы в годовые программы и сметы расходов, что свидетельствует о понимании условий соглашения и воле сторон, выразившейся при подписании Соглашения о разделе продукции.
Таким образом, вывод судебных инстанций о праве компании на возврат из федерального бюджета уплаченных сумм сбора за таможенное оформление товаров не соответствует буквальному смыслу пунктов 1(а), 1(b), 1(d) Приложения Е (Дополнение 2 СРП), и не вытекает в том числе из пункта 31(а) СРП, на который сослался суд апелляционной инстанции, равно как из других положений СРП "Сахалин-2".
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
решение от 14.06.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2011 по делу N А59-418/2011 Арбитражного суда Сахалинской области отменить.
Отказать компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд." в удовлетворении требования о признании незаконным решения Сахалинской таможни об отказе в возврате таможенных сборов, излишне уплаченных за таможенное оформление товаров, изложенного в письме N 16-09/13576 от 11.11.2010.
Отменить определение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.10.2011 N 001591 о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Сахалинской области от 14.06.2011 и постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2011, принятых по настоящему делу.
Взыскать с компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд." в федеральный бюджет расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб в размере 2 000 руб.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Сахалинской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.А.Сумина |
Судьи |
В.М.Голиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.