г. Хабаровск |
|
13 декабря 2011 г. |
А73-2741/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Карпушиной Т.Н.
Судей: Лесненко С.Ю., Шведова А.А.
от истца: Дулгиеру И.Н., представитель по доверенности от 14.01.2011 N 1-18/237
от ответчика: Голутво М.И., представитель по доверенности от 25.08.2011 б/н
от третьих лиц: от ООО "Межрайтопливо" - Говорушко С.Ю., представитель по доверенности от 01.01.2011 N 03/11; от Министерства финансов Хабаровского края - Белоножко Т.Г., представитель по доверенности от 22.06.2011 N 19-06/1191
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания "Энергоресурсы" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края Казанцевой Н. В.
на решение от 27.05.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2011
по делу N А73-2741/2011 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Усенко Ж.А., в апелляционном суде судьи Волкова М.О., Иноземцев И.В., Тихоненко А.А.
По иску администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края
к муниципальному унитарному предприятию "Управляющая компания "Энергоресурсы"
третьи лица: межмуниципальное (межрайонное) общество с ограниченной ответственностью по централизованной поставке топлива "Межрайтопливо", Министерство финансов Хабаровского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
о взыскании 138 078 395 руб. 65 коп.
Администрация Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация, ОГРН 1022700597479, место нахождения: 682800, Хабаровский край, г. Советская Гавань, ул. Ленина, 3) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к муниципальному унитарному предприятию "Управляющая компания "Энергоресурсы" (далее - МУП "УК "Энергоресурсы", предприятие; ОГРН 1032700101345, место нахождения: 682800, Хабаровский край, г. Советская Гавань, ул. Советская, 25А) о взыскании задолженности по кредитному договору от 02.04.2010 в размере 138 061 395 руб. 69 коп.
Иск обоснован тем, что по кредитному договору от 02.04.2010 администрация предоставила предприятию на срок до 30.12.2010 бюджетный кредит на общую сумму 199 826 952 руб. 94 коп., из которых предприятием возвращены лишь 61 765 556 руб. 25 коп. Поскольку оставшуюся сумму долга предприятие не возвратило, а 12.03.2010 в отношении него возбуждено дело о банкротстве, администрация, считая сумму задолженности текущими платежами предприятия-банкрота, полагает иск подлежащим удовлетворению на основании статьи 819 Гражданского кодекса РФ, части 1 статьи 93.2 Бюджетного кодекса РФ и статьи 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены межмуниципальное (межрайонное) общество с ограниченной ответственностью по централизованной поставке топлива "Межрайтопливо" (далее - общество "Межрайтопливо"), Министерство финансов Хабаровского края (далее - Министерство финансов), Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 27.05.2011 иск удовлетворен полностью.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2011 решение от 27.05.2011 оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что факт предоставления предприятию бюджетного кредита по договору от 02.04.2010 путем перечисления денежных средств обществу "Межрайтопливо" за поставленное предприятию топливо подтвержден доказательствами по делу, поэтому спорная сумма задолженности, которая в силу пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве относится к текущим платежам, должна быть взыскана с предприятия на основании статей 309, 310, 810 ГК РФ.
В кассационной жалобе МУП "УК "Энергоресурсы" в лице конкурсного управляющего просит названные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы приведены доводы о том, что суды не рассмотрели доводы конкурсного управляющего о неисполнении администрацией кредитного договора от 02.04.2010. По мнению заявителя жалобы, администрация не исполнила свои обязательства по передаче денежных средств предприятию, вследствие чего кредитный договор от 02.04.2010 считается незаключенным. Предприятие не давало поручений администрации на проведение расчетов за топливо с третьими лицами денежными средствами администрации. Судами указанные обстоятельства не приняты во внимание, а судебные акты не соответствуют требованиям статей 170, 271 АПК РФ.
В отзывах на кассационную жалобу администрация и общество "Межрайтопливо" опровергают доводы предприятия, считают принятые по делу судебные акты соответствующими закону и доказательствам по делу, в связи с чем просят оставить решение от 27.05.2011 и постановление от 21.09.2011 без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции, проводившемся путем использования систем видеоконференц-связи, представитель предприятия поддержал доводы жалобы и пояснил, что за поступающее в адрес предприятия топливо ответчик рассчитывался самостоятельно за счет собственных средств.
Представители администрации и общества "Межрайтопливо" дали пояснения, соответствующие текстам отзывов на кассационную жалобу. Представитель администрации, кроме того, пояснил, что в состав взысканной с предприятия задолженности вошли суммы, предоставленные предприятию в качестве бюджетного кредита в 2009 году, то есть до возбуждения дела о банкротстве предприятия.
Представитель Министерства финансов Хабаровского края пояснил, что факт предоставления предприятию бюджетного кредита в соответствии с распоряжением губернатора Хабаровского края от 09.12.2009 N 783-р "О централизованной поставке социального топлива в районы Хабаровского края в 2010 году" подтвержден доказательствами по делу. Кредит предоставлялся путем оплаты за предприятие обществу "Межрайтопливо" поставленного предприятию топлива. Доводы конкурсного управляющего ответчика об отсутствии заявки предприятия на получение кредита и поручений на оплату поставок за предприятие, а также о безденежности кредитного договора от 02.04.2010 опровергаются доказательствами по делу.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность решения от 27.05.2011 и постановления от 21.09.2011, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что указанные судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как указано в судебных актах, спор между сторонами возник в связи с предоставлением администрацией предприятию бюджетного кредита для оплаты топлива, поставленного предприятию в рамках исполнения распоряжений губернатора Хабаровского края от 18.12.2008 N 653-р и от 09.12.2009 N 783-р.
Суды установили, что данными распоряжениями утверждены типовые схемы централизованного завоза социального топлива в районы Хабаровского края в 2009-2010 годах.
В целях исполнения указанных распоряжений между администрацией (исполнитель) и предприятием (доверитель) заключен договор поручения от 29.04.2009 N 4-2009/ТЭ, по условиям которого администрация организует поставку топлива для выработки тепловой энергии, реализуемой населению и бюджетным учреждениям, а предприятие принимает указанное топливо и производит его оплату.
Кроме того, между администрацией и обществом "Межрайтопливо" (оператор) заключен договор поручения от 03.06.2009 N 08-2009-ЮГ(соц), по которому администрация поручает, а оператор за вознаграждение обязуется организовать завоз топлива, организовать и провести конкурсный отбор поставщиков топлива, заключить от имени и за счет администрации договоры поставки с поставщиками топлива, указанными в протоколах заседаний конкурсной комиссии общества "Межрайтопливо" (ОАО "СУЭК", ООО "ДВ РусУголь", ООО "Дальнефтебизнес"). Получателем топлива в приложении N 1 к договору поручения от 03.06.2009 указано предприятие. По условиям пункта 2.2.3 данного договора администрация приняла на себя обязательства производить оплату оператору стоимости поставленного топлива и оказанных услуг.
По соглашениям от 26.11.2009 N 09-СГ-11, от 29.04.2010 N 10-СГ-1, от 31.08.2010 N 10-СГ-6 Министерство ЖКХ (кредитодатель) предоставило администрации (кредитополучатель) на возвратной основе за счет средств краевого бюджета беспроцентный бюджетный кредит на оплату централизованных поставок социального топлива.
В свою очередь, администрация по договору поручения от 01.02.2010 N 06/10-2ЮГ, заключенному с Министерством финансов Хабаровского края, поручила последнему для оплаты централизованной поставки социального топлива перечислять обществу "Межрайтопливо" средства, предусмотренные в краевом бюджете на 2010 год для бюджета Советско-Гаванского района в виде дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов; субсидий местным бюджетам на выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств.
Помимо этого, 02.04.2010 администрация (кредитор) заключила с МУП "УК "Энергоресурсы" (заемщик) кредитный договор, по условиям которого кредитор предоставляет заемщику консолидированный беспроцентный бюджетный кредит, включающий в себя ранее заключенные с заемщиком иные кредитные сделки по выдаче средств субсидий и средств кредитных ресурсов, предоставленных из краевого бюджета, в том числе:
- 18 278 880 руб. по кредитному договору от 30.11.2009 N 3;
- 17 236 800 руб. по кредитному договору от 30.03.2010 N 1;
- 140 000 000 руб. по настоящему договору, выдаваемые под отлагательным условием, которое будет считаться наступившим в случае выдачи краевого бюджетного кредита по письменному запросу главы Советско-Гаванского муниципального района в адрес губернатора Хабаровского края от 02.04.2010 N 1/17/4012, а также последующих средств субсидий на выравнивание обеспеченности муниципальных образований и субвенций для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, предоставляемых из краевого бюджета средств, и средств кредитных ресурсов, предоставляемых из краевого бюджета, до полного возмещения задолженности по топливу в сумме 30 000 000 рублей.
Срок полного возврата кредита в соответствии с пунктом 1.3 договора от 02.04.2010 установлен до 31.12 2010.
Судами также установлено, что на основании заключенного с Министерством финансов договора поручения от 01.02.2010 N 06/10-2ЮГ бюджетные средства направлялись непосредственно на счет общества "Межрайтопливо" для оплаты за топливо, поставленное предприятию.
Администрация, считая, что таким образом она по кредитному договору от 02.04.2010 предоставила предприятию бюджетный кредит на сумму 199 826 951 руб. 94 коп., из которых предприятием погашено лишь 61 765 556 руб. 25 коп., обратилась в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании задолженности.
Исследовав доказательства по делу, суды первой и апелляционной инстанций признали доказанным факт предоставления предприятию средств бюджетного кредита в рамках исполнения распоряжений губернатора Хабаровского края о централизованной поставке социального топлива.
Кроме того, суды обеих инстанций согласились с доводами администрации о том, что спорная сумма задолженности представляет собой денежные обязательства предприятия по текущим платежам, поэтому подлежит взысканию вне рамок дела о банкротстве предприятия.
Между тем судами не учтено следующее.
Как следует из материалов дела, 12.03.2010 к производству Арбитражного суда Хабаровского края принято заявление о признании МУП "УК "Энергоресурсы" несостоятельным (банкротом) и возбуждено дело о банкротстве (N А73-2392/2010). 30.07.2010 в отношении предприятия введена процедура банкротства - наблюдения, а решением арбитражного суда от 21.03.2011 предприятие признано банкротом с открытием в отношении него конкурсного производства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о банкротстве в целях указанного закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве", при применении пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве судам следует учитывать, что обязательство возвратить денежную сумму, предоставленную по договору займа (статья 810 ГК РФ) или по кредитному договору (статья 819 ГК РФ), возникает с момента предоставления денежных средств заемщику.
Следовательно, для квалификации требований, вытекающих из договоров займа или кредитных договоров, как текущих платежей либо как требований, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, необходимо учитывать не дату заключения соответствующего договора, а дату реального предоставления денежных средств должнику, сопоставляя ее с датой возбуждения дела о банкротстве.
Как видно из материалов дела, содержания судебных актов, пояснений представителя администрации в суде кассационной инстанции, в состав взысканной с предприятия суммы долга в размере 138 061 395 руб. 69 коп. включены суммы бюджетного кредита, предоставленного предприятию как в 2009-2010 г.г. до возбуждения дела о банкротстве в отношении предприятия (12.03.2010), так и суммы кредита, предоставленного после этой даты.
Суды первой и апелляционной инстанций не установили, какая часть спорной суммы кредита фактически предоставлена предприятию до даты возбуждения в отношении него дела о банкротстве, а какая часть - после этой даты, то есть когда возникло обязательство по возврату кредита. Как следствие этого, суды не установили, в какой части обязательство предприятия по возврату суммы кредита относится к текущим платежам, а в какой части - подлежит включению в реестр требований кредиторов.
Апелляционный суд, ссылаясь в постановлении от 21.09.2011 на такие доказательства как акты сверок взаимных расчетов по поставкам топлива между обществом "Межрайтопливо" и администрацией (том 3 л.д. 61-67), платежные поручения об оплате топлива обществу "Межрайтопливо" (том 3 л.д. 51, 69) и другие доказательства по делу, не дал оценку тому, что эти доказательства имеют отношение к периоду до 12.03.2010, то есть до возбуждения дела о банкротстве в отношении предприятия.
С учетом изложенного вывод судов о том, что вся спорная сумма относится к текущим платежам и может быть взыскана вне рамок дела о банкротстве, не соответствует обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и сделан с нарушением пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве и статьи 71 АПК РФ.
При таких обстоятельствах решение от 27.05.2011 и постановление от 21.09.2011 подлежат отмене на основании частей 1-3 статьи 288 АПК РФ, а дело - направлению в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение, при котором суду следует установить, какая часть спорной суммы бюджетного кредита была предоставлена предприятию до даты возбуждения дела о банкротстве, имея в виду, что требования кредиторов по обязательствам, возникшим до возбуждения дела о банкротстве, не являются текущими и подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
Решение от 27.05.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2011 по делу N А73-2741/2011 Арбитражного суда Хабаровского края отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Карпушина |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.