г. Хабаровск |
|
23 декабря 2011 г. |
А59-2311/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Карпушиной Т.Н., Саранцевой М.М.
при участии:
от истца: Симакина Е.Л., представитель по доверенности от 05.05.2011 N 55
от ответчика: Ефанова В.В., представитель по доверенности от 02.02.2010 N 13-08/13
рассмотрел кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2011
по делу N А59-2311/2011
Арбитражного суда Сахалинской области
По иску государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области
к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области
о взыскании 44 318 руб. 04 коп.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (далее - Отделение Пенсионного фонда, ОГРН 1026500532960, место нахождения: 693000, Сахалинская обл., г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 69, А) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, место нахождения: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9, стр.1) в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области о взыскании с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в порядке регресса 44 318 руб. 04 коп., составляющих расходы Отделения Пенсионного фонда на исполнение в 2008 году решений мировых судей о компенсации неработающим пенсионерам стоимости проезда к месту проведения отдыха и обратно, использованного до 01.01.2005.
Иск обоснован тем, что обязанность по компенсации неработающим пенсионерам стоимости проезда к месту отдыха и обратно в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон N 4520-1) возложена на Пенсионный фонд Российской Федерации с 01.01.2005. До указанной даты предоставление указанной льготы являлось расходным обязательством Российской Федерации. Поскольку Правительством Российской Федерации до 01.01.2005 не была исполнена обязанность по определению источника и порядка финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом N 4520-1, и в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации не передавались средства, необходимые для выплаты указанной компенсации, то спорная сумма должна быть взыскана с казны Российской Федерации в соответствии со статьями 16, 1069, 1071, 1081 ГК РФ.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 05.08.2011 в удовлетворении иска отказано.
Решение мотивировано тем, что расходы истца, являющиеся предметом иска, понесены в 2008 году, то есть правоотношения, связанные с выплатой спорной суммы возникли после 01.01.2005. Между тем в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации и в росписи расходов бюджета Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области на 2008 год и на плановый 2009 и 2010 годы были предусмотрены средства, передаваемые из федерального бюджета на оплату пенсионерам компенсации, предусмотренной статьей 34 Закона N 4520-1. Доказательств недостаточности этих средств на выплату спорной суммы в 2008 году истец не представил, в связи с чем требования истца отклонены в связи с их необоснованностью и недоказанностью.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2011 решение от 05.08.2011 отменено, с Министерства Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области взысканы 44 318 руб. 04 коп. в возмещение убытков.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя иск, апелляционный суд исходил из того, что законодательство, регулировавшее вопросы финансирования Пенсионного фонда Российской Федерации до 01.01.2005 года, не предусматривало компенсацию неработающим пенсионерам указанной льготы за счет средств Пенсионного фонда. Доказательств передачи необходимых средств истцу в 2003-2004 г.г., когда пенсионерами использована льгота, ответчик не представил, поэтому выплаченные истцом денежные средства во исполнение вступивших в законную силу судебных актов об оплате пенсионерам стоимости проезда к месту отдыха и обратно подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области просит постановление суда апелляционной инстанции от 27.09.2011 отменить в связи с неправильным применением статей 4, 32 Закона N 4520-1 и несоответствием формулировки резолютивной части постановления нормам главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ и Постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 N 73 "О федеральном казначействе".
В отзыве на кассационную жалобу Отделение Пенсионного фонда опровергает доводы ответчика и указывает на то, что ни один из действующих нормативных актов не предусматривает обязательства Пенсионного фонда Российской Федерации по компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно неработающим пенсионерам, использовавшим свое право до 01.01.2005. В связи с этим истец просит оставить постановление апелляционного суда без изменения, а жалобу ответчика - без удовлетворения.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, представители ответчика и истца дали пояснения, соответствующие текстам кассационной жалобы и отзыва на жалобу.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 13.12.2011 до 16 час. 30 мин. 19.12.2011. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа в сети Интернет.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что постановление от 27.09.2011 подлежит отмене по следующим основаниям.
Суды обеих инстанций установили, что во исполнение решений мировых судей судебного участка N 23 МО "Южно-Курильский городской округ" от 11.04.2008 (дело N 2-160/2008), судебного участка N 16 Томаринского района (дело N 2-254/2008) и апелляционного решения Анивского районного суда Сахалинской области от 04.09.2008 (дело N 11-32-06) Отделением Пенсионного фонда произведена выплата спорной суммы в счет компенсации оплаты стоимости проезда к месту отдыха и обратно неработающим пенсионерам Шоноховой Г.А., Шныревой Л.В. и Наполовой Т.А., проживающим в Сахалинской области.
Согласно решениям по делам N 2-160/2008, N 2-254/2008, N 11-32-06 право на использование льготного проезда к месту проведения отдыха и обратно реализовано указанными гражданами в 2003-2004 г.г.
Истец, считая, что компенсация стоимости проезда к месту проведения отдыха и обратно неработающим пенсионерам, использовавшим эту льготу до 01.01.2005, является обязательством Российской Федерации, а спорная сумма компенсации выплачена по решениям судов за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, которому из федерального бюджета соответствующие средства не передавались, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 34 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" пенсионеры, являющиеся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года. Указанная компенсация осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Гарантии и компенсации, установленные названным Законом, в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета, являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 4 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1).
Пунктом 5 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 Правительству Российской Федерации поручено до 01.09.1993 разработать и принять нормативные правовые акты, вытекающие из Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1.
Порядок и условия предоставления компенсации, предусмотренной статьей 34 Закона N 4520-1, установлены Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 N 176 "Об утверждении правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно", которое распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2005 (пункт 4 Постановления).
Согласно пункту 2 названного Постановления Правительства РФ финансовое обеспечение таких расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в порядке межбюджетных отношений бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, в пределах ассигнований, предусмотренных в сводной бюджетной росписи федерального бюджета Министерству финансов Российской Федерации.
Суды обеих инстанций установили, что оплата истцом спорной суммы произведена в 2008 году в связи с исполнением принятых и вступивших в законную силу в 2008 году судебных актов о взыскании с учреждений Пенсионного фонда Российской Федерации компенсации, предусмотренной статьей 34 Закона N 4520-1, в пользу неработающих пенсионеров Шоноховой Г.А., Шныревой Л.В. и Наполовой Т.А., реализовавших свою льготу в 2003-2004 г.г.
Как следует из судебных актов по делам N N 2-160/2008, 2-254/2008, 11-32-06, Шонохова Г.А., Шнырева Л.В. и Наполова Т.А. предъявили свои требования к учреждениям Пенсионного фонда Российской Федерации о компенсации расходов на льготный проезд после 01.01.2005. До указанной даты такие требования к Пенсионному фонду Российской Федерации ими не заявлялись.
Пунктами 7, 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.94.2005 N 176, установлено, что для получения вышеуказанной компенсации пенсионер подает заявление и соответствующие документы в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего жительства, который принимает решение о предоставлении компенсации либо об отказе в выплате компенсации.
Учитывая заявительный характер выплаты компенсации, а также принимая во внимание, что пенсионеры Шонохова Г.А., Шнырева Л.В. и Наполова Т.А. предъявили свои требования к истцу после 01.01.2005 и выплата им компенсации произведена в 2008 году, арбитражный суд первой инстанции правильно исходил из того, что правоотношения между неработающими пенсионерами и истцом возникли после 01.01.2005, то есть при предъявлении требований к учреждениям Пенсионного фонда, а не в момент реализации пенсионерами своего права на льготный проезд.
Данное обстоятельство дает основания для применения к спорным правоотношениям Постановления Правительства РФ от 01.04.2005 N 176, которое применяется к правоотношениям, возникшим после 01.01.2005 и согласно которому с 01.01.2005 компенсация расходов, предусмотренных статьей 34 Закона N 4520-1, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в порядке межбюджетных отношений бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исследовав и оценив доказательства по делу, суд первой инстанции установил, что в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации и в росписи расходов бюджета Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области на 2008 год и на плановый 2009 и 2010 годы предусмотрены средства, передаваемые из федерального бюджета на оплату пенсионерам компенсации, предусмотренной статьей 34 Закона N 4520-1. Доказательств недостаточности этих средств на выплату компенсаций, требования по которым заявлены в 2008 году, истец не представил.
На этом основании суд первой инстанции обоснованно и с правильным применением норм материального права отказал истцу в удовлетворении иска.
Апелляционный суд, отменяя решение от 05.08.2011 и удовлетворяя иск, мотивировал это тем, что право на льготный проезд реализовано неработающими пенсионерами в 2003-2004 г.г., и действовавшие в указанный период времени законы и иные нормативные правовые акты не возлагали обязанность по выплате такой компенсации на Пенсионный фонд Российской Федерации без возмещения ему соответствующих сумм из федерального бюджета.
Между тем апелляционным судом не учтено, что правоотношения по поводу выплаты истцом компенсации пенсионерам Шоноховой Г.А., Шныревой Л.В. и Наполовой Т.А. возникли и сама выплата произведена в 2008 году, когда обязанность по компенсации неработающим пенсионерам стоимости проезда к месту проведения отдыха и обратно была возложена на Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, обязанность выплаты спорной суммы истцом установлена вступившими в законную силу судебными актами мировых судей и районного суда общей юрисдикции.
В нарушение пункта 13 части 2 статьи 171 АПК РФ апелляционный суд не привел мотивы, по которым не согласился с выводами суда первой инстанции о возникновении рассматриваемых правоотношений в 2008 году и о недоказанности истцом недостаточности полученных в 2008 году из федерального бюджета средств для выплаты спорной суммы.
При таких обстоятельствах постановление апелляционного суда от 27.09.2011 подлежит отмене на основании частей 2, 3 статьи 288 АПК РФ, а решение суда первой инстанции от 05.08.2011, принятое с правильным применением норм материального и процессуального права, - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2011 по делу N А59-2311/2011 Арбитражного суда Сахалинской области отменить. Оставить в силе решение Арбитражного суда Сахалинской области от 05.08.2011 по тому же делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
Т.Н. Карпушина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.