г. Хабаровск |
|
15 февраля 2012 г. |
А73-6132/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Кургузовой Л.К.
Судей: Меркуловой Н.В., Филимоновой Е.П.
при участии
от Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска - Воронкова Е.Н., представитель по доверенности N 5/02-13 от 10.01.2012
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю - Федоренко И.С., представитель по доверенности N 7/6056 от 02.08.2011
от третьих лиц:
общества с ограниченной ответственностью "ТехСнаб" - Вороничева О.А., представитель по доверенности от 04.07.2011 б/н
администрации города Хабаровска - представитель не явился
общества с ограниченной ответственностью "Кит Аудит" - представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
на решение от 08.08.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2011
по делу N А73-6132/2011 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Манник С.Д., в суде апелляционной инстанции судьи: Пескова Т.Д., Балинская И.И., Харьковская Е.Г.
По заявлению Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
третьи лица: администрация города Хабаровска, общество с ограниченной ответственностью "ТехСнаб", общество с ограниченной ответственностью "Кит Аудит"
о признании недействительными решения и предписания
Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее - департамент муниципальной собственности) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - УФАС по Хабаровскому краю, антимонопольный орган) от 26.05.2011 N 28 и выданного на его основании предписания от 26.05.2011 N 10.
Определением от 06.06.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Хабаровска и общество с ограниченной ответственностью "Кит Аудит" (далее - ООО "Кит Аудит").
Решением от 08.08.2011, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2011, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суды пришли к выводу о том, что департаментом муниципальной собственности не нарушена статья 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В кассационной жалобе УФАС по Хабаровскому краю просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Департамент муниципальной собственности, администрация города Хабаровска, общество с ограниченной ответственностью "ТехСнаб" (далее - ООО "ТехСнаб") просят решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения как законные и обоснованные.
ООО "Кит Аудит", администрация города Хабаровска извещены в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения дела, однако представителей для участия в судебном заседании не направили, отзывы на кассационную жалобу не представили.
Проверив обоснованность доводов жалобы, отзывов на жалобу ООО "ТехСнаб" и департамента муниципальной собственности, выслушав присутствовавших в судебном заседании представителей антимонопольного органа, департамента муниципальной собственности и ООО "ТехСнаб", кассационная инстанция считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Кит Аудит" обратилось в УФАС по Хабаровскому краю с жалобой на действия департамента муниципальной собственности в связи с передачей ООО "ТехСнаб" земельного участка, расположенного по адресу: г.Хабаровск, ул.Пионерская, площадью 5 648 кв.м. с кадастровым номером 27:23:030317:53, для организации автостоянки без проведения торгов.
Решением антимонопольного органа от 26.05.2011 N 28 действия департамента муниципальной собственности по заключению договора аренды указанного земельного участка, признаны нарушающими статью 16 Закона о защите конкуренции. На основании решения от 26.05.2011 департаменту муниципальной собственности выдано предписание N 10 о расторжении договора аренды.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа департамент муниципальной собственности обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
При рассмотрении спора судами установлено, что 13.11.2009 в газете "Хабаровские вести" администрацией города Хабаровска опубликовано сообщение о планируемом предоставлении в аренду спорного земельного участка под размещение автостоянки.
ООО "Кит-Аудит" 13.11.2009 обратилось в администрацию города Хабаровска с заявлением о проведении торгов по предоставлению спорного земельного участка в аренду.
Между тем, постановлением администрации города Хабаровска от 03.12.2009 N 4357 земельный участок по ул. Пионерской передан в аренду сроком на 11 месяцев ООО "ТехСнаб" для организации автостоянки. Департаменту муниципальной собственности поручено заключить договор аренды с ООО "ТехСнаб". 31.12.2009 между департаментом муниципальной собственности и ООО "ТехСнаб" заключен договор аренды земельного участка N 1129 сроком до 02.11.2010.
Решением УФАС по Хабаровскому краю от 03.08.2010 N 5 действия администрации города Хабаровска по предоставлению в аренду земельного участка без торгов признаны нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Предписание администрации города Хабаровска не выдано в связи с истечением 02.11.2010 срока использования земельного участка и заключением договора аренды, расторжение которого возможно по соглашению сторон либо в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 29.10.2010 по делу N А73-9983/2010, вступившим в законную силу, решение антимонопольного органа от 03.08.2010 N 50 о нарушении администрацией города Хабаровска антимонопольного законодательства признано соответствующим действующим законодательству.
Однако по истечении срока договора аренды от 31.12.2009 N 1129 он был возобновлен на неопределенный срок.
Антимонопольным органом по результатам рассмотрения жалобы ООО "Кит Аудит" 18.05.2011 принято решение N 28, которым департамент муниципальной собственности признан нарушившим статью 16 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в заключении договора аренды земельного участка от 31.12.2009 N 1129 без проведения торгов, что повлекло ограничение количества лиц, которые могли претендовать на спорный земельный участок.
В статье 16 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласование действия органов власти и хозяйствующих субъектов.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством, предусмотрен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии с названной нормой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом. Кроме того, предусмотрена публикация информации о предоставлении земельных участков.
Таким образом, статьей 34 ЗК РФ установлены принципы управления и распоряжения земельными участками (эффективность, справедливость, публичность, открытость и прозрачность), обязанность рассмотрения всех поступивших заявок, а также запрет на приоритеты и особые условия для отдельных категорий лиц, если иное не установлено законом.
Поскольку, как установлено судом и подтверждено материалами дела, после опубликования администрацией города Хабаровска информации о планируемом предоставлении в аренду спорного земельного участка было подано два заявления, право на заключение договора аренды земельного участка подлежало выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ. Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10. Заключение договора аренды земельного участка по рассматриваемому делу без проведения торгов, влечет недопущение, ограничение либо устранение конкуренции, так как ограничивает количество лиц желающих получить спорный земельный участков и право осуществления деятельности на рынке оказания услуг по временному хранению автотранспортных средств.
Ссылки судебных инстанций на Положение о движимых вещах и местах временного хранения автотранспорта на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденного постановлением администрации города Хабаровска от 28.08.2009 N 3101 (далее - Положение), неосновательна.
Согласно пункту 3.1 Положения земельные участки под размещение мест временного хранения автотранспорта предоставляются по результатам проведения торгов. Исключения, предусмотренные пунктом 7.1 Положения, касающиеся перезаключения договора аренды земельного участка не применимы к рассматриваемому спору, поскольку антимонопольным органом установлены нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции при заключении договора аренды спорного земельного участка.
Кроме того, Положение должно соответствовать как специальным, так и общим требованиям ЗК РФ, поэтому ссылка судов на пункты 4, 5 постановлении администрации города Хабаровска от 28.08.2009 N 3101 "Об утверждении Положения о движимых вещах и хранения автотранспорта на территории городского округа "Город Хабаровск", в соответствии с которым данное постановление распространяется на отношения, возникшие после вступления его в силу, а отношения, возникшие до вступления его в силу при согласовании выбора земельного участка, утверждения схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте, могут быть завершены в ранее установленном порядке, неосновательны.
Довод департамента муниципальной собственности о том, что договор аренды заключен им на основании постановления администрации города Хабаровска в связи с чем к нему не могут быть применены положения статьи 16 Закона о защите конкуренции, отклоняется судом кассационной инстанции, так как департамент муниципальной собственности является структурным подразделением администрации.
С учетом изложенного, суды установив все обстоятельства по делу, неправильно применили нормы материального права, что в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
решение от 08.08.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2011 по делу N А73-6132/2011 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
В удовлетворении требований Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 26.05.2011 N 28 и предписания от 26.05.2011 N 10 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.К. Кургузова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.