г. Хабаровск |
|
01 марта 2012 г. |
А37-1000/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: Е.В. Зимина
судей: С.Е. Лобаря, И.А. Тарасова
при участии:
от лиц, участвующих в деле представители не явились
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Стоматологическая поликлиника"
на решение от 26.08.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2011
по делу N А37-1000/2011 Арбитражного суда Магаданской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.Е. Кудым, в суде апелляционной инстанции судьи: М.О. Волкова, В.Г. Дроздова, А.А. Тихоненко
по иску Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Стоматологическая поликлиника"
к Военному комиссариату Магаданской области
о взыскании 147 332,61 рублей
Магаданское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Стоматологическая поликлиника" (адрес - город Магадан, улица Советская, 12; ОГРН - 1024900958730) (далее - учреждение, поликлиника, истец) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с иском к Военному комиссариату Магаданской области (адрес - город Магадан, улица Советская, 14; ОГРН - 1034900022112) (далее - военный комиссариат, ответчик) о взыскании задолженности по компенсации расходов, понесенных в связи с оплатой труда врачам-специалистам за выполненную работу, связанную с осуществлением первичного воинского учета и призыва на военную службу в размере 147 332,61 рублей.
Решением суда первой инстанции от 26.08.2011, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2011, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, учреждение обратилось в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, как принятые с нарушением норм материального права.
Заявитель жалобы полагает, что военный комиссариат должен компенсировать расходы, связанные с привлечением работников для участия в мероприятиях по исполнению воинской обязанности, с учетом сумм страховых взносов, начисленных в связи с выплатой среднего заработка данным врачам-специалистам.
В отзыве на кассационную жалобу военный комиссариат не согласился с доводами жалобы, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва на неё, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между учреждением (исполнитель) и Военным комиссариатом (заказчик) заключены договоры от 11.01.2010 N 01.10.ОМС и от 18.10.2010 N 09.10.ОМС, в соответствии с которыми заказчик поручает и компенсирует расходы по оплате труда врачей-специалистов и среднего медицинского персонала за выполнение работ по осуществлению первичного воинского учета и призыва на военную службу, а исполнитель принимает на себя обязательства по проведению и оплате работ по осуществлению первичного воинского учета и призыва на военную службу на территориях муниципального образования "Город Магадан" и Магаданской области согласно Федеральному закону от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и "Положению о воинском учете", утвержденному постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719.
В соответствии с пунктами 3.2. договоров, компенсация расходов производится на основании пункта 3 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704.
Согласно пунктам 5.1 договоров срок действия договора N 01.10.ОМС установлен с 11.01.2010 по 31.12.2010, договора N 09.10.ОМС - с 18.10.2010 по 31.12.2010.
Во исполнение указанных договоров истец направлял врачей-специалистов и медицинских сестер для участия в медицинском освидетельствовании лиц, призываемых на военную службу и военнослужащих, и проводил медицинское освидетельствование данных лиц.
Поскольку военный комиссариат компенсировал поликлинике расходы, связанные с привлечением работников для участия в мероприятиях по исполнению воинской обязанности, без учета страховых взносов, истец предпринял меры по взысканию задолженности в претензионном порядке.
В результате указанных мер, сумма задолженности ответчиком возмещена не была, что явилось основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с исковым заявлением.
В ходе рассмотрения дела, судами установлено, что суммы среднего заработка, перечисленные ответчиком, являются компенсационными выплатами и сделан верный вывод о том, что требование истца не обоснованно, поскольку участие медицинских работников поликлиники в деятельности комиссариата, в данном случае не освобождает учреждение как плательщика страховых взносов, от несения страховых обязательств.
В статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) компенсацией признаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Перечень случаев предоставления гарантий и компенсаций, содержащийся в статье 165 Трудового кодекса, не является закрытым.
На основании статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" от 28.02.1998 N 53-ФЗ работники, участвующие в работе комиссии по медицинскому освидетельствованию призывников, освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
Согласно пункту 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, подлежат компенсации расходы организации, связанные с выплатой среднего заработка лицам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, в том числе гражданам, призванным на военные сборы, а также связанные с выплатой среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий, связанных с реализацией Закона N 53-ФЗ.
Поскольку военный комиссариат не является в силу Федерального Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", страхователем по отношению к привлеченным медицинским работникам, обязанность по оплате страховых взносов на ответчика не может быть возложена.
Дополнительных расходов, кроме выплаты медперсоналу заработной платы за период участия в призывной кампании, которые подлежали бы компенсации сверх тех, что предусмотрены названными правилами и фактически произведены комиссариатом в 2010 году, участие в ней для поликлиники не создает. Уплата страховых выплат с фонда заработной платы дополнительным расходом не является, поскольку обязательна независимо от участия в деятельности военного комиссариата.
Следовательно, у военного комиссариата отсутствуют основания для возмещения учреждению расходов, связанных с привлечением работников для участия в мероприятиях по осуществлению первичного воинского учета и призыва на военную службу, с учётом страховых взносов, а у поликлиники, соответственно, отсутствуют основания требовать компенсации расходов с учётом таковых.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию общества по делу и получили надлежащую правовую оценку судами.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не допущено, то обжалуемые судебные акты не подлежат отмене, а кассационная жалоба удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.08.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2011 по делу N А37-1000/2011 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.В. Зимин |
Судьи |
С.Е. Лобарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.