г. Хабаровск |
|
05 марта 2012 года N |
Ф03-515/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: С.Е.Лобаря
Судей: И.А.Тарасова, Е.В.Зимина
при участии:
от ответчика: Штабская Н.В. - представитель по доверенности от
26.10.2011 N20-11-29/43
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления
Федерального казначейства по Приморскому краю
на решение от 28.09.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2011
по делу N А51-11564/2011 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья Э.Э.Падин; в суде апелляционной инстанции - судьи Т.А.Аппакова, Н. А. Скрипка, С.Б.Култышев
по иску Муниципального учреждения здравоохранения "Поликлиника
N 1 г.Владивостока"
к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления
Федерального казначейства по Приморскому краю
третье лицо: Государственное учреждение "Территориальный фонд
обязательного медицинского страхования Приморского края"
о взыскании 432 977,92 руб.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Поликлиника N 1 г. Владивостока" (ОГРН 1022502273595, место нахождения: 690091, Приморский край, г.Владивосток, ул.Уткинская, 7) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов РФ (ОГРН 1037739085636, место нахождения: 109097, г.Москва, ул.Ильинка, 9, строение 1) в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (ОГРН 1022501312041, место нахождения: 690091, Приморский край, г.Владивосток, ул.Светланская, 69) о взыскании 432 977,92 руб. убытков в связи с оказанием бесплатной медицинской помощи.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края".
Решением суда от 28.09.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2011, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в соответствии со статьями 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что Министерство финансов РФ не является стороной договора, заключенного между истцом и третьим лицом, следовательно, не является участником спорных правоотношений. Указывает на то, что порядок предоставления субвенций определен постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 851, поэтому у суда отсутствовали основания для возложения ответственности на Минфин РФ. Кроме того, заявитель считает, что действия сотрудников ТФОМС не были признаны незаконными, поэтому один из элементов состава, необходимого для возникновения гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков отсутствует. Ссылается на непредставление истцом доказательств, подтверждающих размер взыскиваемых им убытков, а также на пропуск истцом срока исковой давности и незаконное взыскание с него госпошлины по иску.
От ГУ ТФОМС ПК поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором оно ссылается на обоснованность взыскания спорных убытков за счет казны РФ в лице Минфина РФ, а также ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции проведено в соответствии с положениями статьи 153.1 АПК РФ путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда.
Проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, заслушав в судебном заседании пояснения ответчика, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 16.01.2006 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 851 "О порядке финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение в 2006 году учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи" между истцом и ГУ ТФОМС ПК заключен договор N 12 "О выполнении учреждением здравоохранения муниципального образования, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи".
В целях исполнения государственного задания истцом в 2006 году был выплачен средний заработок при начислении отпускных и больничных пособий медицинским работникам участковой службы на общую сумму 432 977,92 руб.
При проверке Государственным учреждением - "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" целевого использования средств субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования по оказанию дополнительной медицинской помощи в период с 01.06.2006 по 01.01.2008 установлено, что нецелевое использование истцом денежных средств составило 432 977,92 руб., что подтверждается актом проверки N 65 от 05.09.2007.
Факт нецелевого использования муниципальным учреждением здравоохранения "Поликлиника N 1 г. Владивостока" средств субвенций на выплату специалистам участковой медицинской службы надбавок в размере 10 000 рублей и 5000 рублей, включенных в среднюю зарплату при начислении отпускных, установлен судом при рассмотрении иска Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" к муниципальному учреждению здравоохранения "Поликлиника N 1 г. Владивостока" по делу NА51-19750/2010.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 10.03.2011 по делу NА51-19750/2010, вступившим в законную силу, с муниципального учреждения здравоохранения "Поликлиника N 1 г. Владивостока" в пользу Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" взыскана сумма 432 977,92 руб., составляющая размер выплаты из средств в виде субвенций по выполнению государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, поступающих от Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края", и использованная муниципальным учреждением здравоохранения "Поликлиника N 1 г. Владивостока" не по целевому назначению.
Согласно представленному истцом в материалы дела платежному поручению N 893 от 18.08.2011 на сумму 432 977,92 руб. МУЗ "Поликлиника N 1 г.Владивостока" оплатило указанную задолженность в связи с нецелевым использованием денежных средств перед ГУ ТФОМС ПК" по исполнительному листу N 003686376 от 20.06.2011.
Полагая, что выплаченная сумма в размере 432 977,92 руб. является для истца убытками, последний обратился в Арбитражный суд Приморского края с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, арбитражный суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Так, в целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 461 была утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год.
Разделом IV Программы предусмотрено предоставление гражданам Российской Федерации за счет федерального бюджета дополнительной медицинской помощи на основе государственного задания, оказываемой медицинскими работниками определенных категорий, которым за выполнение государственного задания устанавливается надбавка к заработной плате в размерах, предусмотренных пунктом 4 статьи 9 Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851.
Согласно пункту 2 Правил финансирования государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в установленном порядке предоставляет субвенции территориальным фондам обязательного медицинского страхования в объеме средств, предусмотренных Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год".
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 22.12.2005 N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с программой является расходным обязательством Российской Федерации.
Арбитражные суды установили, что в спорный период субвенции на финансирование данного вида расходов из федерального бюджета не выделялись, и законодательно не был определен источник финансирования дополнительных расходов медицинских учреждений, связанных с увеличением средней заработной платы медицинских работников при выполнении ими государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
При таких обстоятельствах возникшие у истца расходы, явившиеся следствием бездействия органов государственной власти Российской Федерации, не определивших своевременно источник финансирования дополнительных расходов медицинского учреждения, обоснованно квалифицированы судами обеих инстанций как убытки учреждения и в соответствии со статьями 1069, 1071 ГК РФ взысканы в его пользу за счет казны Российской Федерации.
При определении органа, полномочного выступать от имени казны Российской Федерации, суды правильно применили статью 1071 ГК РФ и разъяснения, содержащиеся в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", указав, что таким органом является Министерство финансов РФ.
Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны его доводам, изложенным в апелляционной жалобе, которым апелляционным судом дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, заявителем в кассационной жалобе не приводится.
С учетом изложенного решение и постановление, принятые с правильным применением норм материального и процессуального права, не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.09.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2011 по делу N А51-11564/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Е.Лобарь |
Судьи |
И.А.Тарасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 22.12.2005 N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с программой является расходным обязательством Российской Федерации.
Арбитражные суды установили, что в спорный период субвенции на финансирование данного вида расходов из федерального бюджета не выделялись, и законодательно не был определен источник финансирования дополнительных расходов медицинских учреждений, связанных с увеличением средней заработной платы медицинских работников при выполнении ими государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
При таких обстоятельствах возникшие у истца расходы, явившиеся следствием бездействия органов государственной власти Российской Федерации, не определивших своевременно источник финансирования дополнительных расходов медицинского учреждения, обоснованно квалифицированы судами обеих инстанций как убытки учреждения и в соответствии со статьями 1069, 1071 ГК РФ взысканы в его пользу за счет казны Российской Федерации.
При определении органа, полномочного выступать от имени казны Российской Федерации, суды правильно применили статью 1071 ГК РФ и разъяснения, содержащиеся в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", указав, что таким органом является Министерство финансов РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 марта 2012 г. N Ф03-515/12 по делу N А51-11564/2011
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5329/12
10.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5329/12
16.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5329/12
05.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-515/12