г. Хабаровск |
N Ф03-6576/2011 |
14 марта 2012 г. |
Дело N А51-7142/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: С.Е.Лобаря
Судей: И.А.Тарасова, Л.Б.Шариповой
при участии
от заявителя: Макарчук К.В. - представитель по доверенности от 12.01.2012 б/н; Сухорукова О.С. - представитель по доверенности от 07.01.2012 б/н
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края на решение от 01.08.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2011 по делу N А51-7142/2011 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.И.Голуб, в суде апелляционной инстанции - судьи Н.В.Алферова, З.Д.Бац, Т.А.Солохина
По заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Аквамарин"
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
третье лицо: Управление лесным хозяйством Приморского края
об оспаривании отказа
Дачное некоммерческое товарищество "Аквамарин" (далее - ДНТ "Аквамарин"; ОГРН 1112539001057, адрес (местонахождения): 690108, Приморский край, г.Владивосток, бухта Лазурная, 27, 6) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент; ОГРН 1072540005724, адрес (местонахождения): 690033, Приморский край, г.Владивосток, ул.Бородинская, 12) в предоставлении в аренду земельного участка площадью 200 000 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе СНТ "Орбита", выраженного в письме от 07.04.2011 N 29/06/02-14/4772 и об обязании департамента в течение 7 дней направить заявление товарищества в Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока на утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также издать распоряжение о предоставлении указанного земельного участка в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта.
Определением от 03.06.2011 в соответствии со статьей 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление лесным хозяйством Приморского края (далее - управление).
Решением суда от 01.08.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2011, заявленные требования удовлетворены частично. Решение департамента от 07.04.2011 N 29/06/02-14/4772 об отказе в предоставлении ДНТ "Аквамарин" в аренду земельного участка площадью 200 000 кв. м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе СНТ "Орбита", для ведения дачного хозяйства признано незаконным, как несоответствующее Земельному кодексу РФ. Суд обязал департамент в двухнедельный срок после вступления решения в законную силу направить заявление ДНТ "Аквамарин" в орган местного самоуправления для решения вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 200 000 кв. м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе СНТ "Орбита" на кадастровом плане территории. В части требований об обязании департамента издать распоряжение о предоставлении указанного земельного участка в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка отказано.
Судебные акты мотивированы отсутствием достоверных доказательств, подтверждающих факт отнесения испрашиваемого земельного участка к территории лесного фонда, принимая во внимание наличие утвержденного Генерального плана Владивостокского городского округа, согласно сведениям которого спорный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (зона Ж-1) и является землями населенных пунктов, что не препятствует его предоставлению заявителю в испрашиваемых целях. При этом арбитражные суды не усмотрели оснований для издания распоряжения о предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка до проведения процедур по его формированию.
Законность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе департамента, считающего их подлежащими отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований ДНТ "Аквамарин".
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что испрашиваемый земельный участок находится на территории Владивостокского лесхоза и отнесен к лесному фонду первой группы лесов. Поскольку лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, то департамент не является уполномоченным органом на распоряжение такими земельными участками. Более того, размещение на землях лесного фонда дачных объединений граждан запрещено частью 2 статьи 9 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ". Указывает также на то, что испрашиваемый товариществом земельный участок не относится к фонду перераспределения земель. Товариществом не представлен список членов, утвержденный органом местного самоуправления и оригинал протокола общего собрания членов товарищества. Кроме того, указывает на превышение площади спорного участка предельных размеров земельных участков, предоставляемых для ведения дачного хозяйства в расчете на каждого члена товарищества.
Определением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.02.2012 производство по кассационной жалобе департамента приостанавливалось до рассмотрения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации дела N А51-14849/2010.
Определением от 14.02.2012 производство по кассационной жалобе департамента возобновлено, судебное разбирательство назначено на 12.03.2012.
Проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит кассационную жалобу безосновательной.
Как установлено судом из материалов дела, 23.03.2011 дачное некоммерческое товарищество "Аквамарин" обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 200 000 кв. м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе СНТ "Орбита", для ведения дачного хозяйства.
По результатам рассмотрения данного обращения департамент направил дачному товариществу письмо от 07.04.2011 N 29/06/02-14/4772, которым отказал заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка, указав на то, что этот земельный участок по сведениям Управления лесным хозяйством Приморского края находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, квартал 85 выдела 2,3,4, квартал 86 выдела 1-4,6, квартал 87 выдела 1-4, 6-12, квартал 88 выдела 2-8 Садгородского участкового лесничества (защитные леса), и департамент неправомочен в предоставлении такого земельного участка. Кроме того, департамент указал на то, что для решения вопроса о предоставлении земельного участка необходимо представить утвержденные органом местного самоуправления списки членов дачного товарищества и оригинал протокола общего собрания членов этого товарищества, отражающий коллективное решение о передаче именно ему в аренду земельного участка.
Дачное товарищество, полагая, что названное решение департамента об отказе в предоставлении земельного участка противоречит земельному законодательству, нарушает его права и создает препятствия в осуществлении принадлежащего ему права на получение земельного участка в аренду для ведения дачного хозяйства, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке статьи 198 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 этого же Кодекса).
Исходя из положений статьи 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (абзац 4 подпункта 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ).
Согласно статье 8 Федерального закона N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В силу подпунктов 2, 3 пункта 1 статьи 11 указанного Федерального закона N 172-ФЗ перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта; размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Согласно пункту 1 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 351-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ) до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Указанной статьей определен состав и порядок согласования документации, необходимой для включения земельных участков в границы населенных пунктов, порядок принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов или отказа в принятии такого решения.
По смыслу подпункта 3 пункта 19 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ одним из оснований для принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об отказе во включении земельного участка в границу населенного пункта является наличие мотивированного отказа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на распоряжение лесными участками (если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов и изменение вида разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда) в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта.
Судами установлено, что границы населенного пункта г. Владивосток утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа решением Думы города Владивостока от 15.09.2008 N 119, и Правилами землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, согласованными в установленном порядке, в том числе с Федеральным агентством лесного хозяйства. Постановлением администрации Приморского края от 30.11.2009 N 323-па об утверждении схемы территориального планирования Приморского края отражены границы Владивостокского городского округа, границы земель лесного фонда, границы земель обороны и безопасности.
Согласно фрагменту Правил землепользования и застройки на территории г.Владивостока испрашиваемый дачным товариществом земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), что свидетельствует о его отнесении к землям населенных пунктов.
Таким образом, учитывая вышеназванные нормы права и установленные фактические обстоятельства, арбитражные суды обеих инстанций на основе оценки представленных в материалы дела доказательств в их совокупности и взаимосвязи с позиции статьи 71 АПК РФ, пришли к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок в связи с утверждением Генерального плана Владивостокского городского округа и изменением границ населенного пункта перестал относиться к землям лесного фонда.
Доказательств регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок, а также незаконности перевода спорного земельного участка в земли населенных пунктов в результате изменения границ населенного пункта в материалы дела не представлено.
При этом сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 Земельного кодекса РФ и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Учитывая, что оспариваемый отказ департамента в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка обусловлен, в том числе фактом отнесения спорного участка к землям лесного фонда, арбитражные суды правомерно сделали вывод о незаконности такого отказа, поскольку в ходе судебного разбирательства данный факт не нашел своего подтверждения.
С учетом изложенного, доводы департамента, касающиеся отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, судом кассационной инстанции отклоняются как противоречащие обстоятельствам дела и основанные на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Иные доводы заявителя жалобы, в том числе о том, что товариществом не представлен список членов товарищества, а также о необоснованности площади испрашиваемого земельного участка, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанции, фактически направлены на переоценку установленных обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Таким образом, решение от 01.08.2011 и постановление от 26.09.2011 следует признать соответствующими нормам материального и процессуального права, поэтому изменению, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 01.08.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2011 по делу N А51-7142/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Е. Лобарь |
Судьи |
И.А. Тарасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу подпункта 3 пункта 19 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ одним из оснований для принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об отказе во включении земельного участка в границу населенного пункта является наличие мотивированного отказа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на распоряжение лесными участками (если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов и изменение вида разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда) в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта.
...
Доказательств регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок, а также незаконности перевода спорного земельного участка в земли населенных пунктов в результате изменения границ населенного пункта в материалы дела не представлено.
При этом сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 Земельного кодекса РФ и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 марта 2012 г. N Ф03-6576/11 по делу N А51-7142/2011