г. Хабаровск |
|
28 марта 2012 г. |
А24-2941/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Кургузовой Л.К.
Судей: Котиковой Г.В., Брагиной Т.Г.
при участии
от открытого акционерного общества "Камчатнефтепродукт" - Соловяненко В.В., представитель по доверенности от 15.12.2011 N 01-10/51;
от Камчатского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Кузнецова Е.В., представитель по доверенности от 02.03.2012 б/н;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Камчатнефтепродукт"
на решение от 12.10.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011
по делу N А24-2941/2011 Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Довгалюк Д.Н., в суде апелляционной инстанции судьи: Пяткова А.В., Алферова Н.В., Сидорович Е.Л.
По заявлению открытого акционерного общества "Камчатнефтепродукт"
к Камчатскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным постановления от 04.07.2011 N 32-ГСН
Открытое акционерное общество "Камчатнефтепродукт" (далее - заявитель; общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Камчатского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление; административный орган) от 04.07.2011 N 32-ГСН, которым общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 12.10.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано, суды признали доказанным наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением суда апелляционной инстанций, общество подало кассационную жалобу, в которой просит указанные судебные акты отменить. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в суде кассационной инстанции, административным органом были допущены существенные нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности - в материалы дела представлены два экземпляра акта расследования причин аварии от 30.05.2011, не совпадающие по содержанию, что не может быть принято судом как надлежащее доказательство по делу. Переквалификация действий общества с части 1 на часть 3 статьи 9.1 КоАП РФ после составления протокола об административном правонарушении, как указывает общество, повлекло ухудшение положения лица, привлекаемого к ответственности, и нарушает его права, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Управление в отзыве и его представитель в судебном заседании просят решение суда, постановление апелляционного суда оставить без изменения, как законные и обоснованные.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа Камчатского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31.05.2011 N 78 проведено расследование причин аварии и группового несчастного случая со смертельным исходом, произошедшего 30.05.2011 с ремонтным персоналом подрядной организации - ООО "Камчатмонтажспецстрой" на подземном резервуаре N 8 объемом 1.000 м.куб. казематного типа "площадки комплекса по хранению и перевалке нефтепродуктов ОАО "Камчатнефтепродукт", о чем комиссией составлен акт технического расследования причин аварии, а также акты расследования группового несчастного случая.
На основании указанных актов и других материалов проверки 30.06.2011 административным органом в присутствии законного представителя общества составлен протокол об административном правонарушении N 32-ГСН и 04.07.2011 вынесено постановление N 32-ГСН о привлечении заявителя к административной ответственности по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 750 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, которое оставлено без удовлетворения, исходя из следующего.
Частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В силу примечания к статье 9.1 КоАП РФ под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о наличии в действиях общества вменяемого ему состава административного правонарушения, признав доказанным материалами дела факт грубого нарушения требований промышленной безопасности опасных производственных объектов и вину заявителя, с чем согласился апелляционный суд. При этом суды руководствовались положениями статьи 3, части 1 статьи 9, статьи 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ.
Суды исходили также из положений подпунктов 7.18, 7.21 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 232, пунктов 2.2, 3.4, 3.5, 4.3, 4.6, 5.2, 5.4 "Типовой инструкции по организации безопасного проведения огневых работ на взрывоопасных и взрывопожароопасных объектах РД 09-364-00", утвержденной постановлением Госгортехнадзора РФ от 23.06.2000 N 38, подпунктов 5, 12 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 N 263, и пункта 5.3 Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.10.2002 N 61-А, и установленных по данному делу конкретных обстоятельств, пришли к обоснованному выводу о том, что ответственным за подготовку и обеспечение безопасности работ на опасных производственных объектах в силу требований нормативно-правовых актах Российской Федерации и условий договоров подряда является, в том числе, заявитель.
Факты нарушения обществом требований промышленной безопасности, как установили суды, выразились: в проведении ремонтных работ на резервуаре N 9 без плана (проекта) производства работ; без составления акта о готовности проведения ремонта резервуара N 9 с ведением огневых работ; без назначения ответственных лиц за подготовку и проведение огневых работ на строительной площадке; в отсутствие указания в наряде-допуске мер безопасности при проведении работ повышенной опасности; составлении наряда-допуска в одном экземпляре; без определения опасной зоны с обозначением ее границ предупредительными знаками и надписями, мест резки и нагревания; без проведения дополнительного инструктажа рабочих ООО "Камчатмонтажспецстрой" по технике безопасности при проведении огневых работ; отсутствии надлежащего контроля за организацией и выполнением работниками ООО "Камчатмонтажспецстрой" огневых работ при капитальном ремонте резервуара N 9, что подтверждается материалами дела и заявителем жалобы не опровергнуто.
Таким образом, ООО "Камчаитнефтепродукт", как установили суды, не предприняло всех зависящих от него мер по организации и соблюдению требований безопасности при производстве работ на опасном производственном объекте, что привело не только к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, а к наступлению группового несчастного случая, повлекшего смерть работников.
Учитывая установленные обстоятельства, суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ.
Доводы о существенных нарушениях процедуры привлечения общества к административной ответственности были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, правомерно отклонены, как не нашедшие своего подтверждения.
Имеющийся в материалах дела протокол об административном правонарушении по факту возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ, составлен в присутствии представителя общества и подписан без замечаний.
Наличие в материалах дела двух вариантов акта технического расследования причин указанной аварии, один из которых согласно пояснениям административного органа предварительный, само по себе, как правильно указали суды, не свидетельствует о проведении технического расследования с нарушением установленного порядка, при том, что техническая причина аварии указана в обоих вариантах акта (в разных разделах).
Доводы заявителя жалобы по существу направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 286 АПК РФ не отнесено к полномочиям суда кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами обеих инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
решение от 12.10.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 по делу N А24-2941/2011 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Кургузова Л.К. |
Судьи |
Котикова Г.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.