г. Хабаровск |
|
02 апреля 2012 г. |
А51-9532/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Барбатова А.Н.
Судей: Саранцевой М.М., Шведова А.А.
при участии:
представители участвующих в деле лиц в судебное заседание не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
на решение от 13.09.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2011
по делу N А51-9532/2011 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Колтунова Н.В., в суде апелляционной инстанции судьи Пяткова А.В., Алферова Н.В., Солохина Т.А.
По заявлению Управления имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
третьи лица: администрация Уссурийского городского округа, федеральное государственное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому краю", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
о признании незаконным бездействия
Управление имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа (ОГРН 1022500861130, место нахождения: 692519, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Октябрьская, 58; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ОГРН 104250101744, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Пологая, 21; далее - ТУ Росимущества в Приморском крае; территориальный орган), выразившегося в непринятии решения по обращению заявителя о передаче в собственность Российской Федерации из муниципальной собственности Уссурийского городского округа водных объектов: сооружения - Кугуковское водохранилище на р. Кугуковка и сооружения - противопаводковое водохранилище на р. Казачка, и обязать ТУ Росимущества в Приморском крае направить обращение заявителя и прилагаемые к нему документы в Росимущество для принятия решения по данному обращению (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, на заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Уссурийского городского округа (ОГРН 1022500859600, место нахождения: 692500, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Ленина, 101), федеральное государственное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому краю" (ОГРН 1022501285993, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Прапорщика Комарова, 21), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994, место нахождения: 109012, г. Москва, Никольский пер., 9; далее - Росимущество).
Решением от 13.09.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2011, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что в нарушение положений Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ от 02.06.2006) ТУ Росимущества в Приморском крае не направило заявление Управления и приложенные к нему документы в Росимущество в соответствии с Административным регламентом Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным Приказом Минэкономразвития от 13.07.2009 N 270 (далее - Регламент), тем самым допустив незаконное бездействие.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Приморском крае просит решение и постановление апелляционного суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на пропуск Управлением трехмесячного срока на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия ТУ Росимущества в Приморском крае, о применении не подлежащего применению к спорным отношениям Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 и о несоответствии обращения Управления Регламенту.
В отзыве на кассационную жалобу Управление считает ее доводы необоснованными и просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
В судебное заседание кассационной инстанции представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив законность решения 13.09.2011, постановления от 09.12.2011, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для отмены судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК АРФ, отсутствуют.
Как установлено арбитражными судами, постановлением администрации Приморского края от 23.06.2006 N 154-па в муниципальную собственность Уссурийского городского округа Приморского края переданы водохозяйственные объекты, находящиеся в хозяйственном ведении краевого государственного унитарного предприятия "Уссурийское межрайонное ремонтно-эксплуатационное объединение", в том числе: водохранилище Борисовский-Краснояровский и Противопаводковое водохранилище.
07.05.2008, 26.11.2008 Управлением Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю зарегистрировано право собственности Уссурийского городского округа на сооружения: Кугуковское водохранилище на р. Кугуковка, площадь зеркала при НПУ 1 300 000 кв. м., местоположение объекта: участок находится примерно в 5 500 м по направлению на юго-запад от ориентира административное здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Уссурийск, с. Борисовка, ул. Советская, 55; противопаводковое водохранилище на р. Казачка, назначение: нежилое, площадь зеркала при НПУ 2 270 000 кв. м., адрес объекта: участок находится примерно в 3 435 м по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Уссурийск, с. Алексей-Никольское, ул. Кооперативная, д.22.
Письмом N 472 от 17.02.2009 администрация Уссурийского городского округа обратилась в ТУ Росимущества в Приморском крае с просьбой о принятии решения о передаче в федеральную собственность муниципального имущества, составляющего казну Уссурийского городского округа, одновременно направив пакет документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации.
ТУ Росимущества в Приморском крае обращение администрации направлено в адрес ФГУ "Управление мелиорации и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому краю" для рассмотрения вопроса принятия указанного имущества в федеральную собственность с последующим закреплением на ним праве оперативного управления.
По результатам рассмотрения пакета документов и обследования подлежащих передаче объектов ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому краю" указало на необходимость проведения капитального ремонта водных объектов, о чем ТУ Росимущества в Приморском крае известило заявителя письмом N 07-8259 от 09.07.2009.
Письмами от 30.07.2009 N 2867, от 26.10.2009 N 11-01/12951 администрация Уссурийского городского округа вновь обратилась в ТУ Росимущества в Приморском крае с вопросом о передаче водных объектов в федеральную собственность.
В ответ на указанные обращения письмом от 24.11.2009 N 07-13604 ТУ Росимущества в Приморском крае сообщило о том, что им направлен запрос в адрес Росимущества о разъяснении процедуры принятия в федеральную собственность водных объектов и закреплении данных объектов на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за федеральными государственными учреждениями или федеральными государственными предприятиями.
Ввиду неполучения ответа о результатах рассмотрения вопроса о передаче имущества письмом от 22.04.2011 N 11-01/4671 администрация Уссурийского городского округа снова обратилась в ТУ Росимущества в Приморском крае с тем же вопросом.
Непринятие ТУ Росимущества в Приморском крае решения о передаче в собственность Российской Федерации водных объектов явилось основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность установлен статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно установленному порядку предложения о передаче имущества направляются органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи муниципальной собственности в федеральную собственность.
Решение о передаче муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника федерального имущества, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.07.2009 N 270 утвержден Административный регламент Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции "Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность", согласно пункту 1.2 которого выполнение указанной государственной функции осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и (или) его территориальными органами.
Рассматривая дело, арбитражные суды установили, что органом, уполномоченным решать вопросы о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации, является Росимущество и именно к нему надлежало обратиться заявителю с заявлением.
В то же время, вступая в переписку с администрацией Уссурийского городского округа, которая носила длительный характер, ТУ Росимущества в Приморском крае на нарушение заявителем порядка обращения к уполномоченному органу с заявлением о передаче спорных объектов в федеральную собственность, установленного Регламентом, несоотстветствие его установленным требованиям и невозможность решения по этим причинам вопроса о передаче водохранилищ в федеральную собственность не ссылалось.
Указанная переписка свидетельствует о фактическом принятии ТУ Росимущества в Приморском крае к рассмотрению заявления администрации Уссурийского городского округа о передаче водных объектов из муниципальной собственности в федеральную собственность, решение по которому окончательно не принято.
При таких обстоятельствах арбитражные суды пришли к правильному выводу о незаконности бездействия территориального органа, не принявшего всех мер к рассмотрению заявления администрации, и обоснованно в соответствии со статьей 201 АПК РФ удовлетворили заявленные требования, обязав, в том числе, ТУ Росимущества в Приморском крае направить обращение администрации в Росимущество для соблюдения порядка его рассмотрения, установленного пунктом 4.1 Регламента.
Довод кассационной жалобы о пропуске Управлением установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячного срока для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия был рассмотрен апелляционным судом и обоснованно отклонен по мотивам, указанным в постановлении.
Исходя из конкретных обстоятельства дела, применение арбитражными судами при его рассмотрении не подлежащего применению Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006, регулирующего иные отношения, в данном случае не привело к принятию неправильных по существу судебных актов.
С учетом изложенного основания для отмены решения от 13.09.2011, постановления от 09.12.2011, соответствующих фактическим обстоятельствам дела и представленным в нем доказательствам, и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.09.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2011 по делу N А51-9532/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Барбатов |
Судьи |
М.М. Саранцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.