г. Хабаровск |
|
15 мая 2012 г. |
А04-1572/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Л.А.Боликовой
Судей: Л.К.Кургузовой, Е.П.Филимоновой
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Амурсельсвязь": Дронова Е.В., представитель по доверенности от 08.07.2011 N 28АА 0172163
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области: Ельчанинова О.Ю., представитель по доверенности от 26.01.2012 N 4, Фирстов В.К., представитель по доверенности от 30.12.2011 N 27
от открытого акционерного общества "Ростелеком": Сидоренко Т.С., представитель по доверенности от 13.03.2011 N 51/РТК, Сперидоненко Л.М., представитель по доверенности от 13.03.2011 N 57/РТК
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Амурсельсвязь"
на решение от 01.11.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2012
по делу N А04-1572/2011
Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.И.Котляревский, в суде апелляционной инстанции судьи: Т.Д.Пескова, Е.И.Сапрыкина, Е.Г.Харьковская
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амурсельсвязь"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
об оспаривании решения и предписания
Общество с ограниченной ответственностью "Амурсельсвязь" (далее - ООО "Амурсельсвязь", общество) (ИНН 2801022715, ОГРН 1022800531710, место нахождение: 675000, Амурская область, г.Благовещенск, ул.Хмельницкого, 42) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - УФАС России по Амурской области, антимонопольный орган) (ИНН 2801031325, ОГРН 1022800528233) от 02.03.2011 о признании действий ООО "Амурсельсвязь", выразившихся в необоснованном повышении в 2010 тарифов на услуги: "предоставление во временное пользование цифрового канала связи пропускной способностью 2 Мбит/с" с 1622,5 руб. до 18585,00 руб.; "предоставление абонентской линии для уплотнения оборудованием ОАО "Дальсвязь" с 90 руб. до 2035 руб. нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции); а так же о признании незаконным предписания УФАС России по Амурской области от 16.03.2011 N 20 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решением суда первой инстанции от 01.11.2011, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что ООО "Амурсельсвязь", занимая доминирующее положение на рынке предоставления во временное пользование цифровых каналов связи на территориях п. Моховая Падь, с. Садовое, с. Чигири, в нарушение антимонопольного законодательства установило цену на услуги, которая превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли путем повышения ранее установленной цены услуги. При этом общество не представило экономическое обоснование повышения тарифов на услуги, а также доказательства того, что расходы, связанные с предоставлением услуг ОАО "Дальсвязь" изменились в сторону увеличения соразмерно произведенному обществом повышению.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе ООО "Амурсельсвязь", полагающего, что судами обеих инстанций нарушены нормы процессуального права и неправильно применены нормы материального права, в связи с чем считает судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не был установлен товарный рынок, сопоставимый по условиям исследуемым товарным рынкам по оказанию услуг по предоставлению доступа к абонентским линиям для уплотнения, по предоставлению во временное пользование цифровых каналов связи.
Кроме этого, общество считает необоснованным отнесение бремени доказывания обоснованности применения обществом тарифа на ООО "Амурсельсвязь".
Также, по мнению заявителя кассационной жалобы, суды необоснованно объединили две услуги, предоставляемые обществом, при установлении фактических обстоятельств по делу и в нарушение статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отклонили в качестве надлежащего доказательства заключение экспертизы.
Кроме этого ООО "Амурсельсвязь" полагает, что при принятии судебных актов не учтены положения пунктов 5.1 и 10.2 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рыне N 220).
УФАС России по Амурской области в отзыве против доводов, изложенных в кассационной жалобе, возражает, считает судебные акты законными и обоснованными и просит оставить их без изменения.
Участие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц обеспечено в соответствии с положениями статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнения представителей участвующих в деле лиц, а также проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Материалами дела подтверждается, что решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 16.03.2011 действия ООО "Амурсельсвязь", выразившиеся в необоснованном повышении в 2010 тарифов на услуги: "предоставление во временное пользование цифрового канала связи пропускной способностью 2 Мбит/с" с 1622,5 руб. до 18585,00 руб.; "предоставление абонентской линии для уплотнения оборудованием ОАО "Дальсвязь" с 90 руб. до 2035 руб. признаны нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Решение антимонопольного органа мотивировано тем, что по результатам анализа товарных рынков установлено доминирующее положение ООО "Амурсельсвязь" на рынках услуг по предоставлению доступа к абонентским линиям для уплотнения оборудованием путем вторичного использования линий с целью предоставления услуг доступа к сети Интернет; по предоставлению во временное пользование цифровых каналов связи на территориях п. Моховая Падь, с. Садовое, с. Чигири. Кроме этого, ООО "Амурсельсвязь" не предоставило экономического обоснования своих действий по повышению тарифов по услуге по предоставлению цифрового канала более чем в 11 раз, по услуге по предоставлению абонентской линии более чем в 20 раз.
На основании указанного решения антимонопольный орган вынес в отношении ООО "Амурсельсвязь" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 16.03.2011 N 20. Согласно предписанию ООО "Амурсельсвязь" в срок до 15 апреля 2011 года должна прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления с учетом положений части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции экономически обоснованных цен на услуги "предоставление во временное пользование цифрового канала связи пропускной способностью 2 Мбит/с"; "предоставление абонентской линии для уплотнения оборудованием ОАО "Дальсвязь". О выполнении предписания сообщить в срок до 20 апреля 2011 года.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Принимая судебные акты об отказе в удовлетворении требований общества, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.
Аналитическим отчетом о состоянии конкурентной среды на товарных рынках по оказанию услуг по предоставлению доступа к абонентским линиям для уплотнения оборудования и по предоставлению во временное пользование цифровых каналов связи на территориях п. Моховая Падь, с. Садовое, с. Чигири, подвергнутым судебной оценке, подтверждается, что ООО "Амурсельсвязь" занимает доминирующее положение на названном рынке с долей в общем объеме услуг в 100%.
Согласно разделу 4 Порядка проведения анализа конкуренции на товарном рынке географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможность участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории. Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели из выделенной группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории.
Географические границы товарного рынка определяются не только пределами территории субъекта Российской Федерации, но и пределами отдельного населенного пункта или любой другой территории, в отношении которой имеет место возможность покупателя приобрести товар и отсутствие таковой за ее пределами. При этом определяющим признается возможность участников исследуемого рынка продать или приобрести определенный товар без дополнительных на то затрат.
Границы товарного рынка определены УФАС России по Амурской области в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке N 220 и с учетом необходимости защиты прав и интересов потребителей.
При составлении аналитического отчета УФАС России по Амурской области учтены особенности оказываемых ООО "Амурсельсвязь" услуг в населенных пунктах Моховая Падь, Садовое, Чигири. Материалами дела подтверждается, что эксплуатацию имеющихся в названных населенных пунктах линий связи осуществляет только оператор связи ООО "Амурсельсвязь". Доказательства обратного материалы дела не содержат.
В аналитическом отчете антимонопольным органом учтено, что иные компании, оказывающие услуги связи, могли их предоставить в населенных пунктах Моховая Падь, Садовое и Чигири только при несении дополнительных расходов, связанных с арендой у ООО "Амурсельсвязь" цифровых каналов связи от конечных точек доступа операторов этих компаний до конечных абонентов.
Материалами дела подтверждается, что антимонопольным органом при определении географических границ товарного рынка использован метод "тест гипотетического монополиста", в соответствии с которым выяснено мнение приобретателей товара о географических границах товарного рынка, что соответствует положениям, предусмотренным в разделе 4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке N 220.
При изложенных обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы о допущенных антимонопольным органом нарушениях при определении географических границ рынка услуг связи и признании ООО "Амурсельсвязь" занимающим доминирующее положение на товарном рынке по оказанию услуг связи признаются необоснованными.
Опровергается материалами дела и довод заявителя кассационной жалобы о необоснованном объединении в одну услугу услуг по предоставлении доступа к абонентским линиям для уплотнения и предоставление во временное пользование цифровых каналов связи. Обе судебные инстанции установили, что ООО "Амурсельсвязь" занимает доминирующее положение на двух рынках услуг.
Непринятие судом в качестве надлежащего доказательства экспертного заключения, не отвечающего требованиям части 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, осуществлено в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и переоценке судом кассационной инстанции не подлежит.
Неприменение судами положений пункта 5.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке N 220, предусматривающего включение в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, хозяйствующих субъектов, реализующих в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка, обосновано отсутствием на исследуемом рынке услуг субъектов, которые в течение краткосрочного периода (не более года) могут при обычных условиях оборота и без дополнительных издержек войти на данный рынок.
Довод заявителя кассационной жалобы о неприменении судами положений пункта 10.2 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке N 220 подлежит отклонению, так как предполагаемая возможность покупателя товара устранять, ограничивать или не допускать конкуренцию на таком товарном рынке антимонопольным органом при анализе состояния конкуренции на товарном рынке не исследовалась.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Амурсельсвязь" в 2010 году повысило тарифы на услуги по предоставлению цифрового канала более чем в 11 раз, по услуге по предоставлению абонентской линии более чем в 20 раз по сравнению с 2009 годом и не представило в нарушение части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции документального подтвержденных дополнительных расходов для реализации услуг, суды пришли к обоснованному выводу о законности принятых антимонопольным органом решения и предписания о нарушении антимонопольного законодательства.
Учитывая, что суды первой и апелляционной инстанций правильного применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, а доводы, изложенные в кассационной жалобе направлены на иную, чем у судов первой и апелляционной инстанций, оценку доказательств по делу, судебные акты отмене или изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.11.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2012 по делу N А04-1572/2011 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.А.Боликова |
Судьи |
Л.К.Кургузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.