г. Хабаровск |
|
06 июня 2012 г. |
А80-346/2011 |
Резолютивная часть постановления от 30 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: В.М.Голикова
Судей: И.С.Панченко, О.Н.Трофимовой
при участии
от заявителя: Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чукотскому автономному округу - представитель не явился;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Чукотскому автономному округу - представитель не явился;
от третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чукотскому автономному округу
на решение от 14.12.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012
по делу N А80-346/2011
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ю.В.Дерезюк; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.А.Швец, Е.В.Гричановская, Е.Г.Харьковская
По заявлению Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чукотскому автономному округу
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Чукотскому автономному округу
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу
об отмене решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности
Арбитражный суд Чукотского автономного округа решением от 14.12.2011, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012, отказал Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Чукотскому автономному округу (ОГРН 1028700589191, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Беринга, 18; далее - Чукотстат) в удовлетворении требования об отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Чукотскому автономному округу (ОГРН 1048700606811, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Энергетиков, 14; далее - инспекция, налоговый орган) от 12.08.2011 N 31/в, которым Чукотстат привлечен к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, к участию в деле привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу (ОГРН 1048700606745, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Энергетиков, 14; далее - управление).
В кассационной жалобе Чукотстат, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, предлагает указанные судебные акты отменить, требования заявителя удовлетворить.
Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что налоговый орган неправомерно привлёк Чукотстат к ответственности по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 126 НК РФ, поскольку по запросу инспекции не были представлены первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон о статистическом учёте) не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования официальной статистической информации.
Инспекция и управление в отзывах на жалобу предлагают оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей для участия в судебном заседании не обеспечили.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в ходе проведения выездной налоговой проверки Государственного предприятия Чукотского автономного округа "Чукотоптторг" Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Чукотскому автономному округу 29.06.2011 в порядке статьи 93.1 НК РФ направила Чукотстату требование о представлении документов (информации).
В частности, в отношении налогоплательщика инспекцией были запрошены у Чукотстата формы федерального статистического наблюдения:
- N 5-з "Сведения о затратах на производство и продажу продукции за 2009-2010 гг.";
- N 1-МОН "Сведения о производстве и отгрузке продукции хозяйствующими субъектами, имеющими долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 %";
- N 1-натура "Сведения о производстве и отгрузке продукции";
- N П-1 (декадная) "Сведения о производстве и ценах на отдельные виды продукции" за 2009 год.
В требовании инспекция указала мотивы запроса и установила срок для представления документов - 5 дней со дня получения.
Письмом от 29.06.2011 N 07-57/678 Чукотстат, ссылаясь на статью 9 Закона о статистическом учёте, отказал инспекции в представлении запрашиваемых документов. По факту отказа исполнения требования налогового органа составлен акт от 15.07.2011 N 14, на основании которого инспекция 12.08.2011 вынесла оспариваемое решение о привлечении правонарушителя к налоговой ответственности по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 126 НК РФ, с наложением штрафа в размере 10 000 руб.
Решением от 16.09.2011 N 08-69/06724 Управление Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу оставило без удовлетворения апелляционную жалобу Чукотстат на решение инспекции от 12.08.2011 N 31/в.
Данные обстоятельства явились поводом для обращения Чукотстата в арбитражный суд с заявлением о признании указанного выше решения инспекции недействительным.
В соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Чукотскому автономному округу, утвержденным приказом от 11.01.2010 N 33, Чукотстат осуществляет функции по сбору и обработке первичных статистических данных и административных данных для формирования и предоставления официальной статистической информации. Чукотстат осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов, органами исполнительной власти Чукотского автономного округа, местного самоуправления и иными организациями.
С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности Чукотстат вправе получать первичные статистические данные от респондентов, в том числе, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, к коммерческой тайне, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц, и другую информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в целях формирования официальной статистической информации.
В силу положений статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 настоящего Кодекса.
Часть 1 статьи 129.1 НК РФ предусматривает ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ.
Часть 2 статьи 126 НК РФ устанавливает ответственность за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 НК РФ.
В соответствии со статьей 11 НК РФ организацией признается, в том числе юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, налоговый орган вправе истребовать документы (информацию) в порядке статьи 93.1 НК РФ у любого иного лица, в том числе государственного органа.
Установив, что у Чукотстата инспекцией истребованы документы о деятельности проверяемого налогоплательщика, необходимые для осуществления налогового контроля, суды пришли к правильному выводу о том, что налоговый орган действовал в рамках, установленных статьями 31, 82, 93.1 НК РФ.
Является несостоятельным довод заявителя жалобы о приоритете Федерального закона от 22.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской
Федерации" над Налоговым кодексом Российской Федерации, так как в данном случае идёт речь о правоотношениях, возникших в рамках законодательства о налогах и сборах.
Поскольку приведенные заявителем жалобы доводы не подтверждают неправильного применения судами норм права, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1-4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.12.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012 по делу N А80-346/2011 Арбитражного суда Чукотского автономного округа оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М.Голиков |
Судьи |
И.С.Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.