г. Хабаровск |
|
23 июля 2012 г. |
А51-19320/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Суминой Г.А.
Судей: Трофимовой О.Н., Голикова В.М.
при участии
от заявителя: ООО "Австралия Васту" - представитель не явился;
от Находкинской таможни - представитель не явился;
рассмотрел кассационную жалобу
Находкинской таможни
на решение от 06.02.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2012
по делу N А51-19320/2011
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Колтунова Н.В., в апелляционном суде судьи: Солохина Т.А., Сидорович Е.Л., Пяткова А.В.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Австралия Васту"
к Находкинской таможне
о признании незаконным в части решения N 10-14/19930 от 31.08.2011 и об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи
Общество с ограниченной ответственностью "Австралия Васту" (ОГРН 1062508041309, место нахождения: 692905, Приморский край, г.Находка, ул.Комсомольская, 8, офис 6, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Находкинской таможни (ОГРН 1022500713333, место нахождения: 692900, Приморский край, г.Находка, ул.Портовая, 17, далее - таможня, таможенный орган) N 10-14/19930 от 31.08.2011 в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по грузовой таможенной декларации N 10714060/050908/0008835 (далее - ГТД N 8835), об обязании таможни произвести возврат излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 236 405,83 руб., а также о взыскании 30 000 руб., составляющих судебные расходы на оплату услуг представителя.
Решением суда от 06.02.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2012, заявленные требования удовлетворены: оспариваемое решение таможенного органа признано незаконным, как не соответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза (далее - ТК ТС) и Федеральному закону от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ); суд также обязал таможню возвратить обществу из бюджета излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 236 405,83 руб.; кроме того, с таможни в пользу общества взысканы судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 15 000 руб., в остальной части отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе таможни, которая просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы полагает, что фактически таможенный орган не имеет полномочий пересматривать решения о корректировке и принятии таможенной стоимости товара, послужившие основанием для доначисления таможенных платежей, не были они оспорены и в судебном порядке. Таможенные платежи, о возврате которых заявлено декларантом, уплачены им в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем на момент рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей отсутствовали основания для его удовлетворения.
Также таможенный орган указывает на то, что, оставляя заявление без рассмотрения, не отказывал декларанту в возврате излишне уплаченных таможенных платежей и, как следствие, не нарушал его права и законные интересы.
Общество отзыв на жалобу не представило, явку своего представителя в заседание суда кассационной инстанции не обеспечило, как и таможня, хотя они надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, в сентябре 2008 года во исполнение условий внешнеторгового контракта N А-017/2008 от 01.02.2008, заключенного с фирмой "SHINWA INDUSTRIAL CО., LTD", на таможенную территорию Российской Федерации в адрес общества поступил товар, задекларированный по ГТД N 8835 с определением таможенной стоимости по первому методу таможенной оценки - "по стоимости сделки с ввозимыми товарами".
По результатам анализа представленных обществом документов таможня вначале приняла решение, оформленное в виде записи в ДТС-1 "ТС подлежит корректировке", о невозможности применения выбранного декларантом метода таможенной оценки, предложив ему прибыть в таможенный орган с целью продолжения процедуры определения таможенной стоимости, а затем - 09.09.2008 решение о принятии таможенной стоимости товара, определенной по шестому методу таможенной оценки на базе третьего, оформленное записью "ТС принята" в графе "для отметок таможенного органа" декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2.
В результате произведенной корректировки таможенной стоимости сумма доначисленных таможенных платежей составила 236 405,83 руб., которая уплачена обществом в полном объеме по платежным поручениям от 02.09.2008 N N 656, 655, от 04.08.2008 N 574, от 11.08.2008 N 598.
Полагая, что доначисленные таможенные платежи являются излишне уплаченными, общество 25.08.2011 обратилось в таможню с заявлением о возврате денежных средств в названной сумме.
Таможенный орган решением, оформленным письмом от 31.08.2011 N 10-14/19930, возвратил заявление декларанту без рассмотрения ввиду непредставления необходимых для осуществления возврата денежных средств документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, разъяснив, что общество в соответствии с положениями статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ вправе повторно обратиться с подобным заявлением, представив соответствующие документы.
Не согласившись с указанным решением таможни, общество оспорило его в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и удовлетворил заявленные обществом требования. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
При этом суды, правомерно руководствуясь положениями статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации, статьями 12, 19 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным тарифом, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы России от 25.04.2007 N 536, а также правовой позицией, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", исходили из того, что материалами дела подтверждается правомерность применения обществом первого метода таможенной оценки при определении таможенной стоимости товара и отсутствием в связи с этим у таможенного органа правовых оснований для ее корректировки и, соответственно, доначисления таможенных платежей, подлежащих уплате.
Материалами дела установлено, что в целях документального подтверждения применения первого метода таможенной оценки обществом в таможенный орган представлены все имеющиеся у него в силу делового оборота документы, оценка которых позволила судам сделать вывод о том, что решение таможни о корректировке таможенной стоимости товара, ввезенного по спорной ГТД, является незаконным, поскольку представленные декларантом документы подтверждают заявленную им таможенную стоимость данного товара и, соответственно, обоснованность применения при декларировании первого метода таможенной оценки.
Неправомерная корректировка таможенной стоимости повлекла за собой необоснованное доначисление таможенных платежей в сумме 236 405,83 руб. Следовательно, произведенный обществом спорный платеж в счет дополнительно начисленных таможенных платежей в связи с корректировкой таможенной стоимости по ГТД N 8835 является излишне уплаченным, а согласно статье 89 ТК ТС излишне уплаченные платежи подлежат возврату декларанту в порядке, предусмотренном статьями 129, 147 Федерального закона N 311-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 147 указанного Федерального закона излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Таким образом, исследовав обстоятельства дела относительно правомерности решения таможни о корректировке таможенной стоимости и установив их связь с требованием декларанта о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, суды имели достаточные основания для удовлетворения требований о признании незаконным решения таможни в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по спорной ГТД и об обязании последней произвести их возврат обществу с учетом того, что установленный вышеуказанной нормой права трехлетний срок не пропущен.
Довод в жалобе таможенного органа о том, что требование о возврате излишне уплаченных таможенных платежей не подлежало удовлетворению, поскольку решение по таможенной стоимости товара не было обжаловано и отменено, правомерно отклонен судами, поскольку у общества отсутствует предусмотренная законодательством Российской Федерации обязанность обжаловать решение таможни о корректировке таможенной стоимости отдельно от требования о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Указанный в жалобе довод о том, что таможней принято решение о возврате заявления без рассмотрения, а не об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку отсутствовали предусмотренные пунктом 4 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ основания для оставления заявления без рассмотрения, и декларантом представлены все необходимые документы, в связи с чем таможней необоснованно отказано в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Поскольку выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемых судебных актов, не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.02.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2012 по делу N А51-19320/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Сумина Г.А. |
Судьи |
Трофимова О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.