г. Хабаровск |
|
21 августа 2012 г. |
А73-1261/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: О.В. Цирулик
Судей: Е.К. Яшкиной, Я.В. Кондратьевой
при участии:
от Администрации г. Хабаровска: Воронкова Е.Н., консультант консультационно-правового отдела по дов. от 15.02.2012 N 11.27-19
от Правительства Хабаровского края: Муратова Н.Ф. - консультант отдела судебной работы по дов. от 20.12.2011 N 9.3.28-23644
от Министерства имущественных отношений Хабаровского края: Ислямова Е.Г. - консультант отдела подготовки объектов к приватизации по дов. от 18.06.2012 N 1-11/4504
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Хабаровска
на решение от 16.04.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2012
по делу N А73-1261/2012 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья Д.Г. Серга, в суде апелляционной инстанции - судьи Е.И. Сапрыкина, Е.В. Гричановская, Т.Д. Пескова
по заявлению администрации города Хабаровска
к Правительству Хабаровского края
третье лицо: Министерство имущественных отношений Хабаровского края
о признании недействительным распоряжения от 30.09.2011 N 593-рп
Администрация города Хабаровска (далее - Администрация, ОГРН 1032700305978, адрес (место нахождения): 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 66) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Хабаровского края (далее - Правительство, ОГРН 1022700931868, адрес (место нахождения): 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 56) от 30.09.2011 N 593-рп "О безвозмездной передаче краевого государственного имущества из казны Хабаровского края в муниципальную собственность городского округа "Город Хабаровск".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Хабаровского края (далее - Министерство, ОГРН 1022700919152, адрес (место нахождения): 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, 76).
Решением от 16.04.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2012, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление апелляционного суда отменить, требования заявителя удовлетворить. В обоснование жалобы заявитель указал на неправильное применение судами к спорным правоотношениям положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), который, по мнению Администрации, распространяет свое действие на то имущество, которое на день его вступления в силу уже находилось в собственности субъекта РФ и подлежало передаче в муниципальную собственность. Кроме того, заявитель обратил внимание, что оспариваемое распоряжение принято без учета мнения Администрации и возлагает на последнюю незаконную обязанность по содержанию переданного имущества.
В отзывах на кассационную жалобу Правительство и Министерство выразили несогласие с изложенными в ней доводами и просили оставить обжалуемые судебные акты в силе как законные и обоснованные.
В судебном заседании кассационной инстанции представители Администрации, Правительства и Министерства доводы кассационной жалобы и отзывов на нее поддержали в полном объеме, дав по ним пояснения.
Проверив законность состоявшихся судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены не установил.
Как установлено судебными инстанциями из материалов дела, 30.09.2011 Правительством издано распоряжение N 593-рп "О безвозмездной передаче краевого государственного имущества из казны Хабаровского края в муниципальную собственность городского округа "Город Хабаровск"", в соответствии с которым в муниципальную собственность передано сооружение - ливневая канализация, расположенная по адресу: г. Хабаровск, в границах квартала пер.Трубный - ул. Оборонная, 9 (к домам N 7 по ул.Волочаевская, 14, корпус 1, корпус 2 по пер. Трубному), протяженностью 718,4 пог.м, инв.N 08:401:002:000000280:0002.
Администрация, считая распоряжение N 593-рп незаконным, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с требованием части 4 статьи 200 АПК РФ для признания оспариваемого ненормативного акта государственного органа недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проверяя обоснованность требования заявителя, судебные инстанции указали на соответствие действующему законодательству оспариваемого распоряжения и отсутствие доказательств нарушения ненормативным правовым актом прав и законных интересов Администрации. При этом обжалуемое распоряжение признано принятым Правительством в пределах его компетенции с соблюдением норм права, регулирующих порядок передачи имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность.
В силу части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, которое может находиться в собственности муниципальных образований, подлежит безвозмездной передаче муниципальному образованию, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается. Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) содержание муниципального жилищного фонда, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Под водоотведением понимается любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты (статья 1 Водного кодекса РФ). Канализационная сеть - система трубопроводов, каналов или лотков и сооружений на них для сброса и отведения сточных вод (ГОСТ 25150-82 "Канализация. Термины и определения").
Дав оценку представленным в дело доказательствам с позиций статьи 71 АПК РФ, а также вышеназванных норм права, судебные инстанции пришли к выводу, что спорное имущество предназначено для осуществления органом местного самоуправления полномочий по водоотведению. Данный вывод судов согласуется с положениями части 3.1 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".
Порядок передачи спорного имущества Правительством признан судами соблюденным на основании части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды не усмотрели предусмотренных статьей 200 АПК РФ оснований для признания обжалуемого ненормативного правового акта недействительным и отказали в удовлетворении требований Администрации.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, о том, что пункт 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ распространяется лишь только на имущество, которое было создано до вступления в силу данного нормативного правового акта, являлись предметом рассмотрения обеих судебных инстанций и мотивированно отклонены, поскольку таких ограничений названный закон не содержит.
Ее же довод о том, что оспариваемое распоряжение незаконно, поскольку издано в отсутствие волеизъявления Администрации на принятие спорного имущества подлежит отклонению в силу следующего.
Исходя из содержания определений Конституционного Суда РФ от 07.12.2006 N 524-О, от 04.12.2007 N 828-О-П, в которых разъяснен конституционно-правовой смысл части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, для передачи имущества в муниципальную собственность необходимо учитывать два условия - волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
В рассматриваемом случае, несмотря на отсутствие волеизъявления органа местного самоуправления на принятие спорного имущества, судами установлено, что передача спорного имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в муниципальную собственность имела объективную необходимость для осуществления органом местного самоуправления своих полномочий, а именно: спорный объект предназначен для решения вопросов местного значения (пункт 4 часть 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ) и не относится ни к одной из указанных в пункте 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ категорий имущества, которые могут находиться в собственности субъекта Российской Федерации. В связи с этим суды сделали обоснованный вывод о том, что Администрация обязана принять в собственность указанное имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, и нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих отмену судебных актов в любом случае, судами не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены состоявшихся судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.04.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2012 по делу N А73-1261/2012 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Цирулик |
Судьи |
Е.К. Яшкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.