г. Хабаровск |
|
10 октября 2012 г. |
А51-544/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Л.А. Боликовой
Судей: Н.В. Меркуловой, Е.П. Филимоновой
при участии:
от заявителя - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю: представитель не явился;
от Управления Федерального казначейства по Приморскому краю: Безрукова М.А. - представитель по доверенности от 10.01.2012 N 20-11-29/6
от Федерального бюджетного учреждения Войсковая часть 96145: представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2012
по делу N А51-544/2012
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.А. Самофал, в суде апелляционной инстанции судьи: А.В. Гончарова, О.Ю. Еремеева, Г.М. Грачев
По заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю
к Управлению Федерального казначейства по Приморскому краю
третье лицо: Федеральное бюджетное учреждение Войсковая часть 96145
о признании незаконными действий
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю (далее - Управление Росприроднадзора по Камчатскому краю, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - УФК по Приморскому краю), выразившихся в письме от 28.11.2011 N 20-18-01-42/807 о возврате без исполнения постановления о назначении административного наказания от 06.04.2010 N 16/46, и о понуждении ответчика принять указанное постановление к исполнению.
Решением суда первой инстанции от 01.03.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что, являясь федеральным бюджетным учреждением, должник не имеет счетов в органах казначейства, в связи с чем у УФК по Приморскому краю отсутствовала реальная возможность выполнить действия по взысканию суммы штрафа по постановлению от 06.04.2010 N 16/46.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2012 решение суда первой инстанции отменено, заявленные требовании удовлетворены. Действия УФК по Приморскому краю, выразившиеся в письме от 28.11.2011 года N 20-18-01-42/807 о возврате без исполнения постановления о назначении административного наказания от 06.04.2010 N 16/46, признаны незаконными, как несоответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации. Кроме этого, суд апелляционной инстанции обязал УФК по Приморскому краю принять к исполнению постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю от 06.04.2010 N 16/46 о назначении административного наказания.
Судебный акт мотивирован тем, что орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший постановление о назначении административного наказания и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган постановление о назначении административного наказания для исполнения. При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, постановление о назначении административного наказания направляется для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета, который вправе указать, с какого счета следует производить взыскание.
Законность принятого постановления суда апелляционной инстанции проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе УФК по Приморскому краю, которое просит его отменить с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, постановление Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю о назначении административного наказания не подлежит исполнению УФК по Приморскому краю, поскольку обращение взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Кроме этого, УФК по Приморскому краю полагает, что у него отсутствовала реальная возможность исполнения постановления Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю, так как у должника отсутствует лицевой счет.
Управление Росприроднадзора по Камчатскому краю в отзыве против доводов, изложенных в кассационной жалобе, возражает, считает обжалуемый акт законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Участие в судебном заседании представителя УФК по Приморскому краю обеспечено в соответствии с положениями статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда.
Управление Росприроднадзора по Камчатскому краю, ФБУ Войсковая часть 96145, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнение представителя УФК по Приморскому краю, а также проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Материалами дела подтверждается, что 06.04.2010 Управлением Росприроднадзора по Камчатскому краю в отношении ФБУ Войсковая часть 96145 вынесено постановление N 16/46 о назначении административного наказания.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 30.06.2010 по делу N А51-8914/2010 постановление N 16/46 изменено путем снижения суммы административного штрафа до 40 000 рублей.
Управлением Росприроднадзора по Камчатскому краю постановление от 06.04.2010 N 16/46 направлено в Управление Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю, которым вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, в связи с отсутствием счетов, открытых в банке или иной кредитной организации.
Управлением Росприроднадзора по Камчатскому краю 10.03.2011 в адрес Специализированного отделения по городу Владивостоку Управления Федерального казначейства по Приморскому краю направлено для исполнения вступившее в законную силу постановление от 06.04.2010 N 16/46 о назначении Федеральному бюджетному учреждению Войсковая часть 96145 административного наказания, а также постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства Отдела судебных приставов по Ленинскому району Владивостокского городского округа Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю и судебные акты арбитражных судов по делу N А51-8914/2010 об оспаривании постановления Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю.
Управлением федерального казначейства по Приморскому краю 21.03.2011 указанное постановление возвращено без исполнения "как ошибочно направленное" - в связи с отсутствием открытых лицевых счетов должника в органах Федерального казначейства, а также отсутствии информации о правопреемнике должника.
14.11.2011 исполнительный документ с ранее прилагавшимися документами заявителем повторно направлен в адрес Специализированного отделения по городу Владивостоку Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.
Сопроводительным письмом от 28.11.2011 N 20-18-01-42/807 УФК по Приморскому краю возвратило постановление от 06.04.2010 N 16/46 без исполнения, сославшись на отсутствие открытых лицевых счетов должника в органах Федерального казначейства.
Считая действия УФК по Приморскому краю по возврату постановления незаконными, Управление Росприроднадзора по Камчатскому краю обратилось в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции, удовлетворяя требования административного органа, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях являются исполнительными документами.
В этой связи постановление административного органа о назначении административного наказания ФБУ Войсковая часть 96145 является исполнительным документом, который в соответствии со статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежит направлению для исполнения в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Довод УФК по Приморскому краю о невозможности исполнения постановления административного органа в связи с отсутствием у бюджетного учреждения лицевых счетов, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 9647/2010, согласно которой по смыслу положений главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения - не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства.
Следовательно, орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный документ и выявивший отсутствие у него лицевых счетов должника, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях исполнительный лист направляется для исполнения в орган Федерального казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно признал незаконными действия УФК по Приморскому краю, выразившиеся в письме от 28.11.2011 года N 20-18-01-42/807 о возврате без исполнения постановления о назначении административного наказания от 06.04.2010 N 16/46.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив в соответствии с положениями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2012 по делу N А51-544/2012 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.А. Боликова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.