г. Хабаровск |
|
19 октября 2012 г. |
А51-2921/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: С.Е. Лобаря
Судей: И.А. Тарасова, Е.В. Зимина
при участии:
от лиц, участвующих в деле, представители не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
на решение от 25.04.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012
по делу N А51-2921/2012 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья А.А. Фокина, в суде апелляционной инстанции - судьи А.В. Гончарова, О.Ю. Еремеева, С.Б. Култышев
По заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Рассвет"
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
о признании незаконным решения от 08.12.2011 N 29/06/02-14/22886 и об обязании восстановить нарушенные права и интересы
Дачное некоммерческое товарищество "Рассвет" (далее - ДНТ "Рассвет"; ОГРН 1092536010863, место нахождения: 690013, Приморский край, г. Владивосток, ул. Невельского, 23/65) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент; ОГРН 1072540005724, место нахождения: 690033, Приморский край, г. Владивосток, ул. Бородинская, 12) от 08.12.2011 N 29/06/02-14/22886 об отказе в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 25:28:050066:498 для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства), а также об обязании Департамента принять решение о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Решением суда от 25.04.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012, признано незаконным решение Департамента от 08.12.2011 N 29/06/02-14/22886 об отказе в предоставлении ДНТ "Рассвет" в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 25:28:050066:498 для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства), как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации. Суд обязал Департамент в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении ДНТ "Рассвет" в аренду испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 25:28:050066:498 для ведения дачного хозяйства, в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что для ведения дачного хозяйства выбор земельного участка осуществляется из числа земель, включенных в фонд перераспределения земель; спорный земельный участок к таким землям не относится.
ДНТ "Рассвет" доводы кассационной жалобы отклонило по мотивам, изложенным в отзыве.
Проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит кассационную жалобу безосновательной.
Как установлено судом из материалов дела, 22.11.2011 ДНТ "Рассвет" обратилось в Департамент с повторным заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 28630+/-59,22 кв. м. с кадастровым номером 25:28:050066:498, расположенного примерно в 420 м. от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: г. Владивосток, ул. Находкинская, 14, с целью использования для ведения дачного хозяйства.
Рассмотрев данное заявление, Департамент письмом от 08.12.2011 N 29/06/02-14/22886 отказал в предоставлении в аренду земельного участка и сообщил, что ранее Товариществу уже направлялся мотивированный ответ, и повторно Департамент указал на пункт 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ, пункт 2 статьи 14 Федерального закона N 66-ФЗ и на то, что земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения.
Не согласившись с вынесенным решением, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Товарищества, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Рассматривая спор, судом с учетом положений статей 198, 200 АПК РФ правильно указывалось, что для признания ненормативного акта, решения органа государственной власти незаконными, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие данного акта, решения закону и нарушение данным актом, решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 201 АПК РФ).
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункту 21 (1) статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края обладают органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений.
Департамент земельных отношений, согласно Положению о нем, утвержденному постановлением администрации Приморского края от 23.09.2009 N 263-па, наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Приморского края.
По отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории Российской Федерации, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам применяется Закон N 66-ФЗ "О садоводческих огороднических и дачных объединениях граждан".
Согласно статье 1 Закона N 66-ФЗ под дачным земельным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона N 66-ФЗ садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельный участок предоставляется в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
По правилам пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
В силу пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ).
Арбитражными судами исходя из положений статьи 34 ЗК РФ о необходимости зонирования территории в соответствии с правилами землепользования и застройки, с учетом Сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 27.03.2012 N 2120, установлено, что испрашиваемый Товариществом земельный участок с кадастровым номером 25:28:050066:498 входит в состав земель населенных пунктов и находится в жилой зоне - зоне застройки индивидуальными жилыми домами, включая территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (Ж-4).
Учитывая вышеизложенное, суды пришли к обоснованному выводу, что цель использования испрашиваемого земельного участка соответствует градостроительным регламентам зоны, в границах которой он находится.
При этом ссылка Департамента на невозможность предоставления испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что спорный земельный участок не относится к фонду перераспределения земель, правомерно признана арбитражными судами безосновательной исходя из следующего.
Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" закрепляет порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства из фонда перераспределения земель, но не исключает применение общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при рассмотрении заявлений дачных некоммерческих объединений граждан, созданных не путем утверждения списка граждан-членов товарищества органом местного самоуправления, а по иному принципу. Иное толкование статьи 14 данного Закона противоречило бы самому смыслу закона, означая невозможность предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства на землях поселений вообще и невозможность предоставления их для этих целей в том случае, если фонд перераспределения земель не сформирован ввиду отсутствия земельных участков, от которых отказались его пользователи, которые не были приняты по наследству и которые были принудительно изъяты.
Таким образом, арбитражные суды, установив, что оспариваемое решение Департамента не соответствует правилам статьи 34 Земельного кодекса РФ, нарушает права и законные интересы заявителя в реализации его права на получение земельного участка, признали его незаконным на основании части 2 статьи 201 АПК РФ.
При этом возлагая на Департамент обязанность принять решение о предоставлении земельного участка в аренду, суды исходили из положений части 5 статьи 201 АПК РФ, требующей восстановить нарушенное в результате незаконно принятого решения право заявителя, в связи с чем довод жалобы о том, что суд подменил собой орган исполнительной власти сделан при неправильном толковании норм процессуального права и подлежит отклонению.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судом норм Закона N 66-ФЗ и Земельного кодекса РФ являлись предметом исследования в судах обеих инстанций, где им дана надлежащая оценка. Новых доводов, свидетельствующих о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, заявителем в кассационной жалобе не приводится.
Таким образом, решение от 25.04.2012 и постановление от 09.07.2012 следует признать законными и обоснованными, поэтому изменению, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.04.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012 по делу N А51-2921/2012 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Е. Лобарь |
Судьи |
И.А. Тарасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.