г. Хабаровск |
|
29 октября 2012 г. |
А80-387/2011 |
Резолютивная часть постановления от 24 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2012 года.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 июля 2013 г. N 1964/13 настоящее постановление отменено
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Суминой Г.А.
Судей: Трофимовой О.Н., Голикова В.М.
при участии
от заявителя: МП городского округа Анадырь "Русские пельмени" - представитель не явился;
от Межрайонной ИФНС России N 1 по Чукотскому АО - представитель не явился;
от третьего лица: УФНС России по Чукотскому автономному округу - представитель не явился;
рассмотрел кассационную жалобу муниципального предприятия городского округа Анадырь "Русские пельмени"
на решение от 15.02.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2012
по делу N А80-387/2011
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Дерезюк Ю.В., в апелляционном суде судьи: Швец Е.А., Балинская И.И., Пескова Т.Д.
По заявлению муниципального предприятия городского округа Анадырь "Русские пельмени"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу
3-е лицо: управление Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу
о признании недействительным в части решения N 35 от 28.09.2011
Муниципальное предприятие городского округа Анадырь "Русские пельмени" (ОГРН 1038700040070, место нахождения: 689000, Чукотский АО, г. Анадырь, ул. Отке, 56, далее - МП "Русские пельмени", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением, с учетом его уточнения, о признании решения N 35 от 28.09.2011 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу (ОГРН 1048700606811, место нахождения: 689000, Чукотский АО, г. Анадырь, ул. Энергетиков, 14, далее - налоговый орган, инспекция) недействительным в части привлечения предприятия к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде взыскания штрафа в сумме 1 200 руб., по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату следующих налогов: налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2008 - 2010 годы штраф в сумме 220 987 руб., налога на имущество за 2008-2009 годы - 2 114 руб., единого социального налога (далее - ЕСН) за 2008 - 2009 годы - 7 883 руб.; доначисления к уплате НДС в сумме 1 172 380 руб. и пени за его несвоевременную уплату в сумме 239 783,82 руб., ЕСН - 53 079 руб., пени - 11 344,99 руб., налога на имущество - 10 569 руб., пени - 2 354,32 руб., налога на прибыль за 2009-2010 годы - 21 313 руб. и уменьшения убытков за 2008 год в сумме 205 436 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу (ОГРН 1048700606745, место нахождения: 689000, Чукотский АО, г. Анадырь, ул. Энергетиков, 14, далее - УФНС России по Чукотскому автономному округу, управление).
Решением суда от 15.02.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с их несостоятельностью.
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе предприятия, которое просит их отменить, сославшись на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В частности, заявитель жалобы указывает на нарушение подпункта 9 пункта 2 статьи 346.26, статьи 346.27 НК РФ, пункта 3, 19, 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005 N 950, и полагает, что доход от деятельности по оказанию услуг общественного питания, состоящей в обеспечении завтраками, обедами и ужинами подозреваемых и обвиняемых лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания ОВД по городскому округу Анадырь (далее - ИВС), подлежит обложению единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД, единый налог), а не налогами в общеустановленном порядке.
Инспекция и управление в отзывах на жалобу изложенные в ней доводы отклонили в полном объеме и просили принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Инспекцией и управлением заявлены ходатайства о проведении судебного заседания путем использования систем видеоконференц-связи, которые отклонены, как заявленные с нарушением установленного статьями 73, 153.1, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) порядка и сроков их подачи.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзывов на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка МП "Русские пельмени" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2008 по 31.12.2010, о чем составлен акт проверки N 18 от 23.08.2011, по результатам рассмотрения которого и возражений на него налоговым органом 28.09.2011 принято решение N 35 о привлечении предприятия к налоговой ответственности:
- по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок в налоговый орган документов - штраф в сумме 1 200 руб.;
- по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) следующих налогов:
- НДС за 3 - 4 кварталы 2008 года, 2009 - 2010 годы штраф в сумме 220 987 руб.,
- налога на имущество за 2008 - 2009 годы - 2 114 руб.,
- транспортного налога за 2008 - 2009 годы - 114 руб.,
- ЕСН за 2008 - 2009 годы - 7 883 руб.;
- по пункту 1 статьи 119 НК РФ штраф в сумме 1 000 руб. за непредставление в установленный срок налоговой декларации по транспортному налогу за 2008 год.
Одновременно налогоплательщику предложено уплатить не полностью уплаченные налоги и пени за их несвоевременную уплату:
- налог на прибыль за 2009 - 2010 годы в сумме 21 313 руб.;
- НДС за 2008 - 2010 годы - 1 330 983 руб., пени - 239 783,82 руб.;
- налог на имущество за 2008 - 2009 годы - 10 569 руб., пени - 2 354,32 руб.;
- ЕСН за 2008 - 2009 годы - 53079 руб., пени - 8 990,67 руб.;
- пени за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц - 1 610,30 руб., а также уменьшить убытки при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль за 2008 год на сумму 205 436 руб.
Решением УФНС России по Чукотскому автономному округу от 08.11.2011 N 08-69/07969 апелляционная жалоба предприятия на указанное решение налогового органа оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением в части, предприятие обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом. При этом суды исходили из следующего.
Из материалов дела усматривается, что основанием для оспаривания решения налогового органа явилось несогласие предприятия с исчислением налогов по общей системе налогообложения, а не единого налога, на доход, полученный от деятельности по оказанию услуг общественного питания, состоящей в обеспечении питанием подозреваемых и обвиняемых лиц, содержащихся в ИВС, по утвержденному меню, с последующей его доставкой сотрудниками ИВС в рамках заключенных договоров и контрактов.
Согласно статье 346.27 НК РФ, услуги общественного питания - услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга. К услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в подпунктах 3 и 4 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса.
При этом, предприятие в кассационной жалобе указывает на то, что в спорные налоговые периоды оно осуществляло предпринимательскую деятельность по оказанию услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей, в связи с чем на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ имело право применять систему налогообложения в виде ЕНВД.
В соответствии со статьей 346.27 настоящего Кодекса объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей, - объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов организации общественного питания относятся киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и другие аналогичные точки общественного питания.
Судами обеих инстанций правомерно отклонен указанный довод МП "Русские пельмени", поскольку исходя из определения услуг общественного питания и объекта организации общественного питания, не имеющего зала обслуживания посетителей, для применения системы налогообложения в виде ЕНВД необходимо наличие совокупности следующих условий:
- изготовление кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий;
- создание условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров;
- реализация указанных выше изделий осуществляется через киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и другие аналогичные точки общественного питания.
В спорных правоотношениях совокупность указанных условий отсутствует, так как предприятием не были созданы условия для потребления и реализации готовой кулинарной продукции, которая самостоятельно приобреталась и доставлялась работниками ИВС для осуществления питания подозреваемых и обвиняемых лиц, содержащихся в ИВС.
В связи с изложенным, является правомерным вывод судов о том, что у предприятия отсутствовали основания для применения системы налогообложения в виде уплаты единого налога по деятельности по оказанию услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей, поэтому налоговым органом обоснованно на доход, полученный от указанного вида деятельности, начислены налоги по общей системе налогообложения, и у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы предприятия, доводы которой фактически сводятся к переоценке обстоятельств, установленных обеими судебными инстанциями, и которые, в силу статьи 286 АПК РФ, не учитываются при проверке законности принятых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286-289, 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.02.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2012 по делу N А80-387/2011 Арбитражного суда Чукотского автономного округа оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Данильченко Галине Васильевне из федерального бюджета госпошлину в сумме 1 000 руб., как излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы за МП "Русские пельмени".
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Сумина Г.А. |
Судьи |
Трофимова О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.