г. Хабаровск |
|
29 октября 2012 г. |
А51-21811/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Л.А. Боликовой
Судей: Г.В. Котиковой, Е.П. Филимоновой
при участии
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Геба-В": Чанышев Д.А., представитель по доверенности от 21.09.2011 б/н;
от Инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Владивостока : Лысенко И.И., представитель по доверенности от 09.06.2012 N 11-06/01/009738; Сивкова О.В., представитель по доверенности от 27.01.2012 N 11-06/01/001299;
от Управления Федеральной налоговой службы России по Приморскому краю: Глухов Е.В., представитель по доверенности от 24.01.2012 N 05-14/6;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Геба-В"
на решение от 26.04.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2012
по делу N А51-21811/2011
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Куприянова Н.Н.; в апелляционном суде судьи: Е.Л. Сидорович, Г.М. Грачев, А.В. Пяткова
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Геба-В"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока, Управлению Федеральной налоговой службы по Приморскому краю
о признании недействительными пунктов 2, 3 резолютивной части решения от 27.07.2011 N 3120, решения от 27.07.2011 N 74, решения от 21.09.2011 N 13-11/505
Общество с ограниченной ответственностью "Геба-В" (далее - ООО "Геба-В", общество) (ОГРН 1022502271351) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока (далее - ИФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока, налоговый орган), Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю (далее - УФНС России по Приморскому краю), недействительными пунктов 2, 3 резолютивной части решения от 27.07.2011 N 3120 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения"; о признании незаконным решения от 27.07.2011 N 74 "Об отказе частично в возмещении сумм налога на добавленную стоимость", о признании незаконным решения от 21.09.2011 N 13-11/505 по жалобе ООО "Геба-В".
Решением суда первой инстанции от 26.04.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что обществом не представлены надлежащим образом оформленные первичные бухгалтерские документы, подтверждающие реальность хозяйственных операций. Кроме этого, судебные инстанции установили признаки недобросовестности в действиях ООО "Геба-В" и направленности на создание схемы, преследующей целью получение налоговой выгоды путем незаконного возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ООО "Геба-В", полагающего, что судебные акты приняты с нарушением норм материального и норм процессуального права, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и дело направить на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод судов о недоказанности обществом факта совершения хозяйственных операций опровергается представленными в материалы дела доказательствами.
Кроме этого, судебные инстанции пришли к ошибочному выводу о совершении обществом операций по реализации металлолома, а не металлоизделий.
ИФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока и УФНС России по Приморскому краю в отзывах на кассационную жалобу возражают против доводов заявителя кассационной жалобы, просят решение суда первой инстанции и постановление Пятого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзывах на неё, заслушав мнения представителей участвующих в деле лиц, а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2010 года.
Согласно представленным документам ООО "Геба-В" в проверяемом налоговом периоде осуществляло оптовую реализацию товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта в адрес иностранной компании и производило налогообложение данной реализации налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов.
Единственным поставщиком, реализуемого ООО "Геба-В" на экспорт товара, являлось ООО "Стальной путь", с которым налогоплательщиком заключен 09.03.2009 договор поставки бывших в употреблении старогодных металлоизделий, пригодных для дальнейшего использования (металлических частей железнодорожных путей, железнодорожного подвижного состава, их частей).
Во исполнение вышеуказанного договора, ООО "Стальной путь", как поставщик товаров, в адрес ООО "Геба-В" выставило счета-фактуры с указанием ставки 18 процентов, на общую сумму 130 019 908,10 руб., в том числе налог на добавленную стоимость в размере 19 833 545,30 руб., которые оплачены налогоплательщиком безналичным путем, а налог на добавленную стоимость отнесен обществом на налоговые вычеты.
По результатам камеральной проверки ИФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока 27.07.2011 приняла решения: N 3120 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", N 74 "Об отказе частично в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению", согласно которым обществу отказано в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 19 833 545 руб.
Налоговым органом установлено неправомерное заявление ООО "Геба-В" налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 19 833 545 руб. по счетам-фактурам поставщика ООО "Стальной путь", поскольку в нарушение пунктов 1, 2 статьи 171, 172, 173 Налогового кодекса Российской Федерации и правил ведения журналов учета выставленных счетов-фактур, книг покупок и продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость необоснованно применены налоговые вычеты по операциям по реализации товаров, облагаемым по налоговой ставке 0%, предъявленных при приобретении товаров (работ, услуг), поскольку фактически в адрес ООО "Геба-В" поставлялись и впоследствии отправлялись на экспорт не изделия из металла, а металлолом, реализация которого не облагается налогом на добавленную стоимость.
Выводы ИФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока поддержаны УФНС по Приморскому краю, которое по результатам рассмотрения апелляционной жалобы ООО "Геба-В" приняло решение от 21.09.2011 N 13-11/505 об отказе в ее удовлетворении.
Общество, посчитав решения ИФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока и УФНС по Приморскому краю не соответствующими нормам налогового законодательства и нарушающими права и законные интересы налогоплательщика, обратилось в арбитражный суд.
Принимая судебные акты об отказе в удовлетворении требований заявителя, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается, в том числе, реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), приведен в статье 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 25 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов.
Согласно пункту 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно статье 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, после принятия товаров (работ, услуг) на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
При этом пунктом 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вычеты сумм налога в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0 процентов, производятся на дату, соответствующую моменту последующего исчисления налога по налоговой ставке 0 процентов в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса, при наличии на этот момент документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
Согласно статье 169 Налогового кодекса Российской Федерации, счета-фактуры являются документами, служащими основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, и должны отвечать требованиям, предусмотренным в пункте 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, для применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость при осуществлении операций, связанных с реализацией товаров на экспорт, необходимо представление налогоплательщиком полного пакета документов, подтверждающих ставку 0% по экспортным операциям, подтверждение первичными документами факта приобретения товара, впоследствии реализованного на экспорт, представление должным образом оформленных счетов-фактур, факт принятия товара на учет.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела в обоснование заявленных вычетов по налогу на добавленную стоимость на сумму 19 833 545 руб. ООО "Геба-В" представило договор поставки от 09.03.2009, товарные накладные и счета-фактуры, выставленные ООО "Стальной путь" за поставку металлоизделий на сумму 130 019 908,10 руб. (в т.ч. НДС-19 833 545 руб.).
В ходе камеральной проверки, по запросу налогового органа, обществом представлены товарные накладные (форма N ТОРГ-12) и акты экспертизы, оформленные в таможенных целях, а также формы N ТОРГ-1, N 1-Т.
Суды, подвергнув оценке имеющиеся в материалах дела доказательства, пришли к обоснованному выводу, что представленные ООО "Геба-В" документы не подтверждают, что изделия из металла, бывшие в употреблении, до момента передачи их от ООО "Стальной путь", обладали качеством, параметрами и характеристиками изделий пригодных для дальнейшего использования. При этом судебные инстанции правомерно учли, что операции с металлоизделиями производились без их наименований и с указанием в транспортных документах вида погрузки навалом с определением общего веса в тоннах.
Кроме того, общество приобретало товар у ООО "Стальной путь" на территории ОАО "Владивостокский морской рыбный порт". Товар перегружался поставщиком ООО "Стальной путь" с площадки ОАО "Владивостокский морской рыбный порт" на причал N 49 ОАО "Владивостокский морской рыбный порт", следовательно, для оприходования товара налогоплательщиком в обязательном порядке должна была оформляться товарно-транспортная накладная унифицированной формы N 1-Т, которая предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их доставку. Данный документ определяет взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служит основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей.
Между тем, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие факт поставки в адрес общества металлоизделий, свидетельствующих о приобретении, доставке и оприходовании товара, а также документы, подтверждающие право пользования причалом N 49, в том числе с правом хранения металлоизделий, в связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, как направленные на переоценку собранных по делу доказательств.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что отсутствие первичных документов, таких как товарно-транспортные накладные, путевые листы, железнодорожные накладные, товаросопроводительные документы, подтверждающие приобретение налогоплательщиком товара именно у ООО "Стальной путь", свидетельствует об отсутствии реальных хозяйственных операций, что соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 93-О, согласно которой обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.
Выводы судебных инстанций о наличии в действиях ООО "Геба-В" признаков недобросовестности и направленности на создание схемы, преследующей целью получение налоговой выгоды путем незаконного возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость, согласуются с правовой позицией, изложенной в пунктах 4, 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 12.10.2006 N 53.
Учитывая, что суды обеих инстанций, исследовав и оценив в соответствии с положениями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, а доводы заявителя кассационной жалобы направлены на иную, чем у судов первой и апелляционной инстанций, оценку доказательств по делу, у суда кассационной инстанции отсутствуют законные основания для отмены или изменения судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.04.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2012 по делу N А51-21811/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.А. Боликова |
Судьи |
Г.В. Котикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.