г. Хабаровск |
|
20 декабря 2012 г. |
А73-4803/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Брагиной Т.Г.
Судей: Панченко И.С., Трофимовой О.Н.
при участии
от заявителя: открытого акционерного общества "Хабаровский Аэропорт"- Страфун М.А., представитель по доверенности от 25.05.2012 N 38; Тринеев М.К., представитель по доверенности от 25.05.2012 N 39;
от ответчика: Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю - Абросимова М.Л., представитель по доверенности от 08.11.2010 N 6/8390; Костромеев Н.Б., представитель по доверенности от 01.10.2012 N 6/7112; Чепегина М.В., представитель по доверенности от 15.02.2012 N 4/912; Ильченко Л.А., представитель по доверенности от 26.06.2012 N6/4654;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
на решение от 28.06.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2012
по делу N А73-4803/2012 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Сумин Д.Ю., в суде апелляционной инстанции судьи: Швец Е.А., Гричановская Е.В., Харьковская Е.Г.
по заявлению открытого акционерного общества "Хабаровский Аэропорт"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании незаконным решения
Открытое акционерное общество "Хабаровский Аэропорт" (ОГРН 1052700246532, место нахождения: 680031, Хабаровский край, г. Хабаровск, Матвеевское ш., 28Б; далее - ОАО "Хабаровский Аэропорт", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1022700921022, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, 67; далее - управление, антимонопольный орган) от 16.01.2012 N 1, которым общество признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в связи с применением цены (тарифа) за услугу по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, не утвержденной соответствующим органом регулирования.
Решением от 28.06.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2012, заявленные требования удовлетворены. Оспариваемый ненормативный акт антимонопольного органа признан недействительным в связи с его несоответствием действующему законодательству.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, управление просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить и принять новое судебное решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. Заявитель жалобы, а также его представители в судебном заседании полагают ошибочным вывод судов об отсутствии у антимонопольного органа полномочий на проведение проверки.
ОАО "Хабаровский Аэропорт" отзыв на кассационную жалобу не представило, его представители в судебном заседании против доводов, изложенных в кассационной жалобе, возражают, считают судебные акты законными и обоснованными и просят оставить их без изменения.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 19.12.2012.
Заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для её удовлетворения.
Законность, обоснованность судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 273, 284, 286-289 АПК РФ.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, антимонопольным органом в период с 20.04.2011 по 20.07.2011 проведена плановая выездная проверка ОАО "Хабаровский Аэропорт", в результате которой установлены признаки нарушения обществом пунктов 1, 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части применения тарифа на услугу: обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, не утвержденного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, а также в части поддержания монопольно высокой цены авиатоплива, о чем составлен акт от 20.07.2011 N 2.
Приказом и.о. руководителя управления от 26.09.2011 N 564 возбуждено дело N 3-1/245 по признакам нарушения обществом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Решением антимонопольного органа от 16.01.2012 N 1 общество признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем применения цены (тарифа) на услугу по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, не утвержденной соответствующим органом регулирования.
Полагая, что решение антимонопольного органа от 16.01.2012 N 1 незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования, сделал вывод об отсутствии у антимонопольного органа полномочий по осуществлению контроля за применением регулируемых цен.
Суд кассационной инстанции считает вывод судебных инстанций ошибочным, исходя из следующего.
Судебными инстанциями установлено, что ОАО "Хабаровский Аэропорт" относится к субъектам естественных монополий на транспорте в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях).
Из пункта 1 статьи 5 Закона о естественных монополиях следует, что для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, ФСТ России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно части 1 статьи 6 Закона о естественных монополиях одним из методов ценового регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
Исходя из того, что цены (тарифы) на услуги субъекта естественной монополии подлежат государственному регулированию, а органом регулирования и контроля в сфере естественных монополий является ФСТ России, арбитражный суд признал решение антимонопольного органа недействительным, вынесенным с превышением полномочий.
Вместе с тем судом не учтено, что нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования является нарушением антимонопольного законодательства, а именно запрета, установленного пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 N 189 надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях относится к основным функциями ФАС России и её территориальных органов.
Согласно части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
При этом ошибочной является ссылка судов на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 N 8433/11, так как в нём дано толкование норм применительно к другой ситуации.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций не рассматривали требования ОАО "Хабаровский Аэропорт" в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 200 АПК РФ, а суд кассационной инстанции не вправе устанавливать факты, имеющие значение для рассмотрения спора по существу, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.06.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2012 по делу N А73-4803/2012 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Брагина Т.Г. |
Судьи |
Панченко И.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.