г. Хабаровск |
|
04 марта 2013 г. |
А51-5528/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Суминой Г.А.
Судей: Трофимовой О.Н., Голикова В.М.
при участии
от заявителя ОАО "Промсвязьбанк" в лице операционного офиса "Владивостокский" Дальневосточного филиала ОАО "Промсвязьбанк" - Дерновой Ю.Г., представитель по доверенности N 12 от 14.01.2013;
от ГУ - Приморское региональное отделение ФСС РФ в лице филиала N 3 г. Владивостока - Малькович О.А., представитель по доверенности N 02-20/01-172 от 16.01.2013, Субботина А.Ю., представитель по доверенности N 02-20/01-5591 от 03.12.2012, Кравчук Е.В., представитель по доверенности N 02-20/01-5593 от 03.12.2012;
рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу открытого акционерного общества "Промсвязьбанк" в лице операционного офиса "Владивостокский" Дальневосточного филиала ОАО "Промсвязьбанк"
на решение от 22.08.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2012
по делу N А51-5528/2012 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Куделинская Л.А., в апелляционном суде судьи: Рубанова В.В., Сидорович Е.Л., Пяткова А.В.
По заявлению открытого акционерного общества "Промсвязьбанк" в лице операционного офиса "Владивостокский" Дальневосточного филиала ОАО "Промсвязьбанк"
к государственному учреждению - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 3 г. Владивостока
о признании недействительными решения N 6 и требования N 6 от 20.02.2012
Открытое акционерное общество "Промсвязьбанк" в лице операционного офиса "Владивостокский" Дальневосточного филиала ОАО "Промсвязьбанк" (ОГРН 1027739019142, место нахождения: 109052, г. Москва, ул. Смирновская,10, стр. 22; место нахождения филиала: 690091, г. Владивосток, ул. Алеутская,14, далее - банк, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительными решения N 6 и требования N 6 от 20.02.2012 государственного учреждения - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 3 г. Владивостока (ОГРН 1022501281439, место нахождения: 690001, г. Владивосток, ул. Муравьева-Амурского, 1Б, далее - учреждение, региональное отделение ФСС).
Решением суда от 22.08.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на то, что региональное отделение ФСС правомерно, на основании пункта 11.1 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком граждан, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (в редакции с изменениями от 19.10.2009, от 09.02.2011, далее - Положение об особенностях порядка исчисления пособий), и пункта 4 части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) отказало в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 17 340,52 руб., произведенные операционным офисом "Владивостокский" Дальневосточного филиала ОАО "Промсвязьбанк" своему работнику Воронкиной О.Ю. в связи с выплатой ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе банка, поддержанной его представителем в судебном заседании, который просит их отменить, сославшись на неправильное применение судами норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В частности, заявитель жалобы считает, что для урегулирования спорных правоотношений подлежит применению пункт 11 Положения об особенностях порядка исчисления пособий, поскольку работник банка на момент ухода в отпуск по беременности и родам в связи с рождением второго ребенка имела заработок за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая, каковым является отпуск по беременности и родам в связи с рождением первого ребенка, поэтому банк правомерно исчислил ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком в возрасте до полутора лет исходя из размера среднего заработка Воронкиной О.Ю., который она имела на момент рождения первого ребенка.
Региональное отделение ФСС в отзыве на жалобу и в дополнении к нему, а также его представители в судебном заседании изложенные в жалобе доводы отклонили в полном объеме и просили принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные. Одновременно представители учреждения подтвердили, что не оспаривают правомерность исчисления банком Воронкиной О.Ю. пособия по беременности и родам в связи с рождением второго ребенка исходя из того же размера среднего заработка, из которого исчислялось пособие при рождении первого ребенка. Но ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет следует исчислять, исходя из должностного оклада застрахованного лица.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 20.02.2013 до 27.02.2013.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу общества подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, региональным отделением ФСС проведена выездная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя операционного офиса "Владивостокский" Дальневосточного филиала ОАО "Промсвязьбанк" за 2011 год, в ходе которой установлено исчисление размера среднего заработка для выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет Воронкиной О.Ю., исходя не из должностного оклада на день наступления отпуска по уходу за ребенком, что привело к завышению указанного пособия на сумму 17 340,52 руб., о чем составлен акт проверки N 13 от 30.01.2012.
По результатам рассмотрения данного акта проверки учреждением 20.02.2012 принято решение N 6, которым отказано в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в вышеназванной сумме.
В этот же день выставлено требование N 6, в соответствии с которым банку следует в срок до 01.03.2012 возместить расходы в спорной сумме.
Не согласившись с данными решением и требованием, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и отказал в удовлетворении заявленных требований. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
При этом судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Как установлено подпунктом 8 пункта 2 статьи 8 настоящего Закона, страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Статья 11.2 Закона N 255-ФЗ устанавливает, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица.
Назначение и выплата пособий по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы) застрахованного лица (часть 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Часть 2 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" устанавливает, что пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), в том числе с применением при определении среднего заработка, исходя из которого исчисляются указанные пособия, предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в 2010 году.
С учетом указанных норм права, застрахованным лицом, Воронкиной О.Ю., было написано заявление о расчете пособия по уходу за вторым ребенком по старым правилам, действовавшим до 01.01.2011.
В соответствии с пунктом 11 Положения об особенностях порядка исчисления пособий, в случае если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.
Пункт 11.1 данного Положения, в том числе предусматривает, что в случае если застрахованное лицо в течение периодов, указанных в пунктах 6, 10 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения) на день наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада или денежного содержания (вознаграждения), размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается региональным отделением ФСС, что до рождения первого ребенка Воронкина О.Ю. работала в банке более 12 месяцев и имела заработок, поэтому суд кассационной инстанции считает, что банком правомерно для исчисления пособия по уходу за вторым ребенком до 1,5 лет принят за основу средний заработок застрахованного лица, рассчитанный за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая, каковым в спорных правоотношениях является рождение первого ребенка.
Выводы судов обеих инстанций о необходимости применения для урегулирования спорных правоотношений пункта 11.1 вышеуказанного Положения являются ошибочными, противоречащими положениям части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, согласно которым применение ранее действующего, до 01.01.2011, порядка исчисления пособия по уходу за ребенком не должно привести к уменьшению размера пособия при наступлении нового страхового случая, поскольку он применяется при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Исходя из буквального толкования пункта 11.1 Положения об особенностях порядка исчисления пособий, и с учетом спорных правоотношений, он применяется, если застрахованное лицо не имело заработка за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая, то есть, если бы Воронкина О.Ю. не имела заработка в течение 12 месяцев до рождения первого ребенка (предыдущий страховой случай), то банк обязан был определить средний заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком, исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения) на день наступления отпуска по уходу за ребенком.
Кроме этого, судами не учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная, в том числе в Определении от 07.06.2011 N 742-О-О, в соответствии с которой, согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства, забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (статья 38, части 1 и 2).
Право детей на особую заботу и помощь со стороны их родителей провозглашено и Всеобщей декларацией прав человека, а также Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), закрепившей, кроме того, принцип приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства и устанавливающей, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, интересы которого являются предметом их основной заботы, и что государства - участники Конвенции в целях содействия реализации изложенных в ней прав ребенка оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и созданию соответствующих материальных условий для их развития, в том числе через систему социального обеспечения и социального страхования (статьи 18, 26 и 27) (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2009 года N 3-П).
Исполняя свою конституционную обязанность по поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, Российская Федерация гарантирует предоставление лицам с семейными обязанностями отпусков, связанных с рождением и воспитанием детей, а также выплату пособий по обязательному социальному страхованию в порядке и размере, установленных федеральными законами.
Страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется, согласно Федеральному закону "Об основах обязательного социального страхования", в связи с таким социальным страховым риском, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая - уходе за ребенком в возрасте до полутора лет (подпункт 2 пункта 1 и пункт 1.1 статьи 7, подпункт 8 пункта 2 статьи 8). Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяются Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", закрепляющими, соответственно, в статьях 11.1 и 13 право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком матерью ребенка либо его отцом, другим родственником, опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации.
Из изложенного следует, что федеральный законодатель при установлении соответствующих видов государственных пособий, определении их размеров и условий выплаты должен учитывать задачи социальной, в том числе демографической политики на конкретно-историческом этапе развития государства и создавать, прежде всего, для матерей, осуществляющих уход за детьми до 1,5 лет, благоприятные социальные условия для реализации такой публично-значимой функции, как воспитание малолетних детей (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2007 N 4-П).
В связи с тем, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этими судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, то обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных обществом требований.
Руководствуясь статьями 286-289, 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу удовлетворить.
Решение от 22.08.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2012 по делу N А51-5528/2012 Арбитражного суда Приморского края отменить.
Решение N 6 от 20.02.2012 государственного учреждения - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 3 г. Владивостока о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 17 340,52 руб., произведенные операционным офисом "Владивостокский" Дальневосточного филиала ОАО "Промсвязьбанк", а также требование N 6 от 20.02.2012 о возмещении не принятых к зачету расходов в указанной сумме признать незаконными, как не соответствующие Федеральному закону от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Взыскать с государственного учреждения - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 3 г. Владивостока в пользу Дальневосточного филиала ОАО "Промсвязьбанк" судебные расходы в сумме 4 000 руб., связанные с уплатой госпошлины при подаче заявления в арбитражный суд, апелляционной и кассационной жалоб.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Возвратить Дальневосточному филиалу ОАО "Промсвязьбанк" из федерального бюджета госпошлину в сумме 1 000 руб., как излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Сумина Г.А. |
Судьи |
Трофимова О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.