г. Хабаровск |
|
26 февраля 2013 г. |
А04-1461/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: О.В.Цирулик
Судей: Е.К.Яшкиной, С.И.Гребенщикова
при участии:
от ответчика - Министерства обороны Российской Федерации - Малышева Е.В. по дов. от 22.09.2012 N 212/3154
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2012
по делу N А04-1461/2012 Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.В.Кравцов, в суде апелляционной инстанции судьи М.О.Волкова, И.В.Иноземцев, А.А.Тихоненко
по иску негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Белогорская техническая школа регионального отделения ДОСААФ России Амурской
области Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России"
к Военному комиссариату Амурской области, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации
о взыскании 3 315 660 рублей
Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Белогорская техническая школа регионального отделения ДОСААФ России Амурской области Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (ОГРН 1022800713044, ИНН 2804002146; 676850, Амурская обл., г.Белогорск, Никольское шоссе, 164; далее - НОУ Белогорская ТШ ДОСААФ России, истец, образовательное учреждение) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском о взыскании с Военного комиссариата Амурской области (ОГРН 1022800528739, ИНН 2801030392; 675000, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Амурская, 162; далее - Военный комиссариат), а при недостаточности денежных средств у Военного комиссариата - с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360; 109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9; далее - Министерство финансов РФ) 3 315 660 руб. задолженности за оказанные услуги по профессиональной подготовке граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Определением от 19.04.2012 к участию в деле в качестве ответчиков (соответчиков) привлечены Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261; г. Москва, ул. Знаменка, 19; далее - Министерство обороны РФ) и Министерство финансов РФ.
До принятия решения по существу истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил заявленные требования, просил взыскать задолженность с Военного комиссариата, а при недостаточности денежных средств - с Министерства обороны РФ, не отказавшись при этом от требований к Министерству финансов РФ; уточнения приняты судом.
Решением от 19.06.2012 исковые требования образовательного учреждения удовлетворены в полном объеме: с Военного комиссариата в пользу НОУ Белогорская ТШ ДОСААФ России взыскано 3 315 660 руб., при недостаточности денежных средств взыскание решено производить за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ; в требованиях к Министерству финансов РФ отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2012 решение от 19.06.2012 изменено: с Военного комиссариата, а при недостаточности денежных средств - с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу НОУ Белогорская ТШ ДОСААФ России взысканы убытки в сумме 3 315 660 руб.; в удовлетворении требований к Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ апелляционным судом отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда в части возложения на Министерство финансов РФ субсидиарной ответственности, последнее обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение от 19.06.2012.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что апелляционным судом не применены подлежащие применению в данном случае нормы пункта 12.1 части 1, части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, а также неправильно применены пункты 3, 4 Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Постановление Правительства РФ N 704), исходя из которых от имени Российской Федерации в данном случае должно выступать Министерство обороны РФ, оно же отвечает по обязательствам подведомственного ему Военного комиссариата. Обращает внимание на выявленный судами объём финансирования на 2008-2009 гг., поступивший Министерству обороны РФ на компенсацию расходов для подготовки граждан по военно-учетным специальностям, однако направления расходования выделенных денежных средств не установлены, доказательства их целевого использования последним не представлены.
В отзыве на кассационную жалобу, поддержанном представителем в заседании суда кассационной инстанции, Министерство обороны РФ просит оставить обжалуемое постановление без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив законность обжалуемого постановления апелляционного суда, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для его отмены не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с 01.10.2008 по 24.03.2009 НОУ Белогорской ТШ ДОСААФ России производилась подготовка граждан, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям на основании приказа начальника штаба Дальневосточного военного округа от 29.08.2008 N 4 "Об организации подготовки граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального образования в 2009 году", приказа командующего войсками Дальневосточного военного округа от 26.09.2008 N 374 "О назначении военных экзаменационных комиссий в образовательных учреждениях Российской оборонной спортивно-технической организации (ДОСААФ) и начального профессионального образования Министерства образования Российской Федерации в 2008-2009 учебном году, закреплении за ними воинских частей для проведения военно-шефской работы", в том числе в Белогорской технической школе по специальностям ВУС-843 и ВУС-837, а также на основании утвержденного 04.09.2008 временно исполняющим обязанности начальника штаба округа плана проведения проверки подготовки граждан, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям в образовательных учреждениях РОСТО (ДОСААФ) и НПО в 2008-2009 учебном году.
Кроме того, приказом Амурского областного совета РОСТО (ДОСААФ) от 10.09.2008 N 68 истцу поручено в 2008-2009 учебном году подготовить 210 человек - механиков водителей МТ-ЛБ и 50 человек - водителей категории "С"; приказом начальника штаба Дальневосточного военного округа от 29.08.2008 N 4 Военным комиссариатам и РОСТО (ДОСААФ) поручено выполнить подготовку специалистов по военно-учетным специальностям в 2008-2009 учебном году, в том числе по Амурской области - водители категории "С" - 309 человек, механик-водитель МТ-ЛБ - 210 человек.
Согласно акту от 24.03.2009 в Амурской области в 2008-2009 учебном году организацией РОСТО (ДОСААФ) подготовлены для Вооруженных Сил РФ 181 водитель категории "С" и 141 механик-водитель МТ-ЛБ на общую сумму 13 213 151 руб. По акту оказанные услуги приняты Военным Комиссаром Амурской области.
Справкой от 18.06.2011 Амурского регионального отделения РОСТО (ДОСААФ) подтверждается оказание услуг НОУ Белогорской ТШ ДОСААФ России по подготовке граждан, подлежащих призыву на военную службу по военно-учетным специальностям на сумму 3 315 660 руб.
Фактически истцом в указанный период согласно протоколам экзаменационных комиссий подготовлены для нужд Вооруженных Сил РФ 141 механик-водитель МТ-ЛБ (стоимость обучения механика-водителя - 19 990 руб.) и 21 водитель категории "С" (стоимость обучения одного водителя - 23 670 руб.), согласно калькуляции стоимость по их подготовке составила в общей сумме 3 315 660 руб.
Выполненные работы приняты Военным комиссариатом, однако в их оплате отказано со ссылкой на отсутствие выделения бюджетных средств на данные цели.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения НОУ Белогорская ТШ ДОСААФ России в арбитражный суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения спора факты оказания истцом услуг и их несвоевременной оплаты Военным комиссариатом, по поручению которого истец осуществлял профессиональную подготовку граждан, подлежащих призыву на военную службу, признаны судами установленными. Кроме того, данные обстоятельства не оспаривались лицами, участвующими в деле.
Удовлетворяя требования истца о взыскании задолженности за оказанные услуги по профессиональной подготовке граждан, подлежащих призыву на военную службу, суд первой инстанции исходил из того, что ответственность за неисполнение данного обязательства в соответствии положениями статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") и Постановления Правительства N 704 должны нести вместе Военный комиссариат и Российская Федерация.
При этом суд первой инстанции решил при недостаточности денежных средств у Военного комиссариата взыскать заявленную задолженность с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ.
Изменяя решение суда, апелляционный суд постановил при недостаточности денежных средств у Военного комиссариата взыскать заявленную задолженность с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. При этом суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия доказательств выделения Министерству обороны РФ денежных средств в достаточном количестве на указанные цели, равно как и доказательств их нецелевого использования в случае их выделения.
Суд кассационной инстанции находит выводы Шестого арбитражного апелляционного суда соответствующими нижеприведенным нормам права и фактическим обстоятельствам спора.
Так, вопросы, связанные с исполнением воинской обязанности, регулируются Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Согласно пункту 7 статьи 1 названного Закона компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с его исполнением, - расходное обязательство Российской Федерации, осуществляемое в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Судами сделан правильный вывод о том, что задолженность за оказанные услуги по профессиональной подготовке граждан, подлежащих призыву на военную службу, подлежит компенсации государством, поскольку это прямо предусмотрено названным выше Федеральным законом.
В соответствии с подпунктом 26 пункта 11 Указа Президента РФ от 01.09.2007 N 1132 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах", действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, одной из основных задач военных комиссариатов является организация работы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Источник денежных средств, необходимых для проведения профессиональной подготовки граждан, подлежащих призыву на военную службу, определяется направленностью их расходования, каковой является осуществление военными комиссариатами публичной функции обеспечения исполнения воинской обязанности.
Порядок компенсации таких расходов определен в Постановлении Правительства РФ N 704.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 Постановления Правительства РФ N 704 подлежат компенсации расходы организаций и граждан, связанные с подготовкой граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в образовательных учреждениях общественных объединений по направлению военного комиссариата.
Из абзаца 3 пункта 4 Постановления Правительства РФ N 704 следует, что выплата компенсации в данном случае осуществляется путем перечисления на счета получателей компенсации (образовательных учреждений общественных объединений) на основании их счетов средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства федеральному казенному учреждению, находящемуся в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
Учитывая, что компенсация расходов военными комиссариатами осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, приняв во внимание справку Военного комиссариата от 08.06.2012 N 5658 об отсутствии выделенных на указанные выше цели лимитов бюджетных обязательств и исходя из недоказанности факта выделения Министерству обороны РФ денежных средств в достаточном количестве на указанные цели, равно как и факта нецелевого использования в случае их выделения, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 120 ГК РФ, а также разъяснениями пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 ГК РФ", пришел к выводу о необходимости взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в порядке субсидиарной ответственности заявленной образовательным учреждением суммы долга.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к ошибочности данного вывода апелляционного суда о возложении субсидиарной ответственности по денежным обязательствам Российской Федерации не на главного распорядителя бюджетных средств (в данном случае - Министерство обороны РФ), а на Министерство финансов РФ за счет казны Российской Федерации и подлежат отклонению по следующим основаниям.
В силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерство обороны РФ несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета. Не усмотрев из материалов дела, что выделенные главному распорядителю бюджетных средств (Министерству обороны РФ) денежные средства компенсировали в полном объеме реальные расходы на указанные выше цели, исходя из недоказанности факта выделения достаточных бюджетных ассигнований из федерального бюджета на компенсацию расходов главному распорядителю бюджетных средств Министерством финансов РФ и факта нецелевого использования денежных средств, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что при недостаточности денежных средств у Военного комиссариата 3 315 660 руб. задолженности подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Поскольку неправильного применения норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а также нарушений норм процессуального права апелляционным судом не допущено, постановление апелляционного суда отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2012 по делу N А04-1461/2012 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В.Цирулик |
Судьи |
Е.К.Яшкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.