г. Хабаровск |
|
26 марта 2013 г. |
А24-3605/2012 |
Резолютивная часть постановления от 20 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: В.М.Голикова
Судей: И.С.Панченко, О.Н.Трофимовой
при участии
от заявителя: открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" - представитель не явился;
от государственного учреждения - Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
на решение от 24.10.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2012
по делу N А24-3605/2012 Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья И.Ю.Жалудь; в суде апелляционной инстанции судьи: Т.А.Солохина, Е.Л.Сидорович, В.В.Рубанова
по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
к государственному учреждению - Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительным решения о принятии к зачету расходов, понесенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования
Арбитражный суд Камчатского края решением от 24.10.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2012, удовлетворил частично требование открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ОГРН 1024101024078, место нахождения: 683013, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Набережная, 10; далее - ОАО "Камчатскэнерго", общество), признав недействительным решение государственного учреждения - Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1024101024012, место нахождения: 683000, Камчатская обл., г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, 18; далее - фонд) N 596 с/с от 11.07.2012 как не соответствующее Федеральному закону от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон о социальном страховании), в части, касающейся непринятия к зачету расходов, понесенных страхователем-плательщиком единого социального налога (далее - ЕСН) на цели обязательного социального страхования, в размере 3 673,06 руб.
В кассационной жалобе ОАО "Камчатскэнерго", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, предлагает указанные судебные акты отменить в части и принять новый судебный акт о признании незаконным отказа фонда в принятии к зачету расходов, понесенных страхователем-плательщиком ЕСН на цели обязательного социального страхования в размере 33 204,77 руб.
Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что работники фонда, проверяя ОАО "Камчатскэнерго" по вопросам расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-плательщиком ЕСН в счёт начислений по данному налогу за период 01.01.2009 по 31.12.2009, вышли за пределы проверяемого периода, чем нарушили требование Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81.
Заявитель жалобы считает, что суды, принимая оспариваемые судебные акты, не учли то обстоятельство, что незаконное получение Устиновым Д.В. пособия по временной нетрудоспособности в сумме 33 204,77 руб., в том числе за счет ЕСН, установлено приговором
Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 07.09.2011 по делу N 1-510/2011, вступившим в законную силу 18.10.2011. Следовательно, изменения по восстановлению в бюджет ФСС суммы незаконно выплаченного пособия по временной нетрудоспособности должны вноситься после вступления в законную силу приговора суда, то есть в отчетность за 2011 год, а не за 2009 год.
Государственное учреждение - Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в отзыве на жалобу предлагает оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей для участия в судебном заседании не обеспечили.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Из акта выездной проверки N 596 с/с от 11.07.2012 следует, что в ходе её проведения фондом установлено отсутствие у ОАО "Камчатскэнерго" листков нетрудоспособности серии ВС N 4775892 и ВУ N 2173826, выданных Устинову Д.В., которые были приобщены к материалам уголовного дела, возбужденного в отношении указанного лица по факту незаконного получения пособия путём предъявления к оплате вышеназванных листков нетрудоспособности.
Согласно вступившему в силу обвинительному приговору Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 18.10.2011, сумма незаконно полученных Устиновым Д.В денежных средств в виде пособия по временной нетрудоспособности, в том числе за счет ЕСН, составила 33 204,77 руб. На момент окончания проверки расходы в размере 33 204,77 руб., признанные полученными неправомерно, не подлежат возмещению.
Решением от 11.07.2012 N 596 с/с фонд отказал обществу в принятии к зачёту расходов произведенных страхователем-плетельщиком ЕСН на цели обязательного социального страхования, в размере 301 187,93 руб.
Не согласившись с данным решением, ОАО "Камчатскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании его недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания недействительным ненормативного правового акта, признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон об основах социального страхования), общество является страхователем по обязательному социальному страхованию.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Закона об основах социального страхования одним из видов социального обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности, право на которое возникает у работника (застрахованного лица) с момента заключения со страхователем (работодателем) трудового договора (статья 9 Закона).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона об основах социального страхования страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, за счет собственных средств.
Наступление документально подтвержденного страхового случая является основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу (пункт 1 статьи 22 Закона).
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона об основах социального страхования и пунктом 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" предусмотрено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
При разрешении спора по настоящему делу суды, руководствуясь перечисленными выше нормами права и учитывая правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 19.07.2011 N 282/11, исходили из того, что возмещение страхователю расходов по обязательному социальному страхованию возможно при наличии между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений; подтверждения листком нетрудоспособности наступления страхового случая; документального подтверждения выплаты пособия застрахованному лицу.
Вместе с тем, при установлении в результате проверки фактов, свидетельствующих о незаконности получения денежных средств из Фонда социального страхования Российской Федерации под видом возмещения пособия, указанные выше обстоятельства не имеют правового значения.
Установив в ходе рассмотрения данного дела, что в проверяемом периоде общество незаконно выплачивало Устинову Д.В. за счёт своих денежных средств пособие по временной нетрудоспособности, в том числе в сумме 33 204,77 руб. за счет ЕСН, суды, исходя из отсутствия нарушения прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, правомерно отказали ОАО "Камчатскэнерго" в удовлетворении требования о признании незаконным решения фонда в оспариваемой части.
Поскольку доводы, приведенные ОАО "Камчатскэнерго", не подтверждают неправильного применения судами норм права, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1-4 статьи 288 АПК РФ, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.10.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2012 по делу N А24-3605/2012 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М.Голиков |
Судьи |
И.С.Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.